Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Я не умею создавать злые произведения»

16 марта, 19:44

Талантливый художник и дизайнер Татьяна Горюшина творит в стиле некоего оптимистичного наива. В отличие от очень многих киевских художников, работающих в полуабстрактной «размытой» манере, навевающей меланхолические мысли и чувства, от зверюшек Горюшиной веет неподдельной жизнерадостностью и покоем. Они живые и солнечные!

Горюшина востребована и как дизайнер — она оформляет интерьеры. И поскольку уже довольно большое количество людей начинает всерьез задумываться об оформлении своих апартаментов, на Горюшину есть спрос.

Татьяна устраивает персональные выставки, расписывает ткани, работает визажистом. Спектр ее произведений широк: от живописных полотен до игрушек. Последнее, к сожалению, не находит применения по причине недоразвитости этого бизнеса в Украине. А жаль, хочется не только видеть на картинах ее персонажей, но и потискать их. Очень уж милы!

«Я ЗАКРЫВАЮ ГЛАЗАИ ВИЖУ ОБРАЗ ВНУТРИ»

— От твоих наивных, забавных зверюшек веет каким-то теплом, сочувствием. Они напоминают героев мультфильмов.

— Что касается фигурок — в них есть элемент стилизации. Я по образованию — книжный график. Меня учили стилизовать. Мои образы и реальны, и нет. Они сказочные, но основаны на реальных впечатлениях.

— У меня такое впечатление, что маленькая Танечка Горюшина не наигралась в детстве и продолжает играть, придумывая сказочный, игрушечный мир. Но так или иначе, твои работы являются исключением из бежево-серой полосы, в которую порой сливается творчество многих киевских художников-мужчин. А в твоих вещах — светлый заряд. В Киеве очень сильна школа карикатуры, однако твои герои хоть и гротескные, но — без язвительности.

— Да, у меня нет сарказма. Я не умею создавать злые произведения.

— Как появился весь этот умилительный «зоопарк», как будто сделанный для малышей.

— Когда у меня был период становления в 17—18 лет, у меня получались такие страшненькие герои, в духе готики. Но постепенно выработался свой стиль, и так уж получилось, что действительно мои работы ориентированы на детское воображение. Я и сама задаю себе вопрос: как их воспримет ребенок? Может, подсознательно, я и вправду не наигралась в детстве, но мне важно знать, что думают о них дети. И всегда радует их живая реакция.

— Мне кажется, многие твои персонажи — готовые игрушки. Бери и выпускай.

— У нас, к сожалению, игрушечный бизнес, как таковой, почти отсутствует. Но уже на свою следующую выставку я готовлю сказочных персонажей, сделанных из дерева. Ими можно играться, а можно поставить в шифоньер и — любоваться там.

— Твоим работам присуща лубочность. Однако, например, в картине «Львы» (где у них «пересекаются» мордочки) заложено что-то более сокровенное, чем в комедийной простоте лубков. В этой картине — или сама любовь, или стремление к идеальной любви.

— Честно говоря, эта картина делалась на интуиции. Я закрываю глаза и вижу образ внутри, не выстраивая его логически. Хотя может быть, если бы психиатр посмотрел на эту картину (смеется), он бы сделал какие-то свои, медицинские заключения. Она неоднозначна, тут можно увидеть и гармонию в отношениях двух людей, и раздвоение личности. А, может быть, это — способ борьбы с одиночеством? Наверное, потому, что мне очень приятно смотреть на эту картину, это — скорее мечта.

«ХУДОЖЕСТВЕННЫЙРАЙ — ВОПЛОЩЕНИЕПОЗИТИВНЫХ ЭМОЦИЙ»

— А вот эта твоя длинная лисообразная собака, умильно взирающая на цыплят, это что — жажда добра и ласки?

— Это первая картина из той серии. Времена были не слишком благополучные, вероятно, мне самой не хватало чего-то сердечного. Хотя, если любому человеку задать вопрос хватает ли ему нежности и доброты, не думаю, что он ответит: «Да, спасибо, достаточно».

— Это как денег: их никогда не бывает много.

— Похоже. Есть ощущение денег и есть ощущение времени. Они связаны между собой. Вот у меня ощущение времени не очень развито. К примеру, у меня с мамой — разные характеры. Маму бесило, что я не делала вовремя уроки, не убирала комнату и т.д. Все — в последний момент. А когда на меня составили психологическую характеристику по гороскопу, выяснилось, что мне присуща способность ориентироваться в экстремальных условиях...

— Которые сама и создаешь?

— Возможно. Я подсознательно стремлюсь проявить это свое качество. Но картины я делаю все равно медленно, скрупулезно, доводя их до совершенства (в моем понимании). Однако та психологическая характеристика во всяком случае избавила меня от комплекса.

— Ты такая же «белая и пушистая», как твои персонажи или нет?

— Я — еще та штучка! «Белая и пушистая» — это такая зверюшка с чистыми мыслями, беспомощная, безобидная, наивная, думает только о хорошем. Я часто таких изображаю, но вряд ли это — мой портрет. Только отчасти.

— Слово «наивность» опять прозвучало. Наивность, между прочим, — антоним проницательности.

— Я достаточно проницательна, но доверчива. Но мне, как художнице, тяжело анализировать себя со стороны. Для активизации творчества я пользуюсь больше медитацией, представляю себя в волшебном саду, в окружении сказочных животных.

— Это как в песне Бориса Гребенщикова: «...гуляют там животные невиданной красы»? Тебе там нравится жить?

— Мне больше нравится существовать в реальности, чем в выдуманном раю. Но этот рай — воплощение моих позитивных эмоций. Они выражаются через этих зверюшек. Все мои «букашки-таракашки» смотрят на зрителя и отдают ему свое внимание. А уж во внимании нуждаются все!

— А вот что значат эти два, странного вида, существа на твоей картине «Черепаха и Птичка оберегают Солнышко»?

— Черепаха и Птичка — это Земля и Небо.

— Прямо философия Вертикали+Горизонтали. Но это существо слева я бы никогда не назвал черепахой...

— А я ее такой увидела! Это, как говорится, мои проблемы. В целом композиция гринписовского направления: оберегайте природу.

— Мне видится в этом скорее что-то древнее, эзотерическое. Черепаха, по преданиям, на себе держала землю.

— А к этнике всегда хочется обращаться. Я изучаю символику, но не «зашкаливаюсь» на этом, стараясь работать на чувстве.

«ХОРОШИЙ ВКУС НУЖНОНАВЯЗЫВАТЬ»

— С твоими картинами — более или менее ясно. Но ты же еще — самобытный дизайнер. Ты делаешь заказы для новых украинцев?

— Ко мне обращаются не только новые украинцы, но и ребята из среднего класса. Я занимаюсь в основном декорированием стен. Узнаю, какая семья будет проживать, какая планируется обстановка, и в соответствие с этим предлагаю варианты. Если людей, например, интересует направление хай-тек (металл-стекло) — это не мое. Я люблю натуральные материалы: гипс, дерево.

— Ты делаешь каких- нибудь животных на своих барельефах?

— Одной заказчице я сделала кошку. Я почувствовала, это — ее сущность. И, вообще, она любит кошачьи породы. У меня получилась эдакая хранительница домашнего очага, вальяжная и красивая... пантера.

— Ничего себе хранительница! Черный хищник!

— Я же не делала ее черной...

— Ты сделала ее белой? Про белых медведей слышал, про белых пантер — впервые.

— Она же — декоративная, бежево-молочного оттенка.

— Вот художники — делают, что хотят: пантеру отбелили!

— (смеется) И это — естественно!

— Это — искусственно! Хотя для мира искусства — вполне натурально.

— Вот именно. Дело же не в пантере, а в ощущении, которое рождает персонаж. Хотя многие, конечно, говорят вначале: мне нужны цветочки с загогулинками и каракульками, покрытые золотинками. Я делаю один эскиз с загогулинками, а другой такой, каким себе представляю клиента. И даю на выбор. Человек, как правило, соглашается со своим отражением.

— Бежевые пантеры для светлых граждан. А темные, демонические личности тебе попадались?

— Демонических клиентов не было, попадались дебильные. Хотя с демоническими было бы любопытнее. Если у человека есть безумные идеи, почему бы не попытаться их воплотить? А мне попадаются иной раз настолько примитивные заказы, что приходится отвергать. Если нет внутреннего понимания между тобой и клиентом, то это ни к чему не приведет. Давайте еще раз переделаем эскиз, еще раз, еще раз... Все соки выжмут! У меня были заказчики, которые мучили меня по два года! И в конце концов они или обращались к кому-нибудь другому, или искали подешевле, или уже стеснялись звонить. Я для них не была авторитетом. Поэтому я обычно заявляю клиенту: либо вы мне доверяете, либо нет? Хороший вкус клиенту нужно навязывать.

— Это в работе с дебильными?

— Это в работе с теми, которые сами не знают, чего хотят. Конечно, клиент может заявить: здесь квадратик в треугольнике, сверху кувшинчик. Но я могу посоветовать что-то свое, а выбор — за ним.

— У тебя часто декор связан с природой: лес, озеро, цветы.

— Пейзаж, как правило, вписывается в любую обстановку. Но больше я люблю абстрактные композиции, выражающие конкретные эмоции. Здесь важны цветовые сочетания. Но если я чувствую со стороны клиента слишком большое сопротивление, пытаюсь сбагрить его знакомым художникам. У меня может не хватить нервов!

Есть, правда, метод, как сразу вызвать доверие клиента. Это когда ты приходишь с каким-нибудь амбалом. Он просто будет молча сидеть, пока а я буду в роли «говорильщика». Сопровождающий добавляет необходимого веса моим словам!

Если я прихожу одна, со своим роскошным порт-фолио, со своим опытом, но и со своим детским лицом, то когда впоследствии называешь цену (достаточно высокую), у клиентов появляется ко мне предубеждение. Не много ли просит эта девушка?

— Какие цены на декор стены в стандартной квартире?

— Самая грубая фактура — 15 долларов за квадратный метр. В результате стена обойдется от 300 до 1000 долларов.

Клиент, который дает задаток, тебя как мастера уважает. Деньги придают серьезности сделке.

— Какие ты наметила себе творческие перспективы в дизайне и в живописном творчестве? Будешь продолжать направление наива в духе великого примитивиста Анри Руссо? Кстати, у тебя вещи, как и у него — не сексуальные, а скорее романтические. А в твоих работах заметно еще и материнское отношение к персонажам.

— Мне этого никто не говорил. Но все-таки, там есть страсть?

— Да, но больше нежности. Страсть — это кричащие краски, желание съесть. А у тебя — сплошное сочувствие.

— В любом случае я хотела бы усилить сюжеты, рисовать пронзительные истории. Меня привлекает фолк.

— Индейский, индийский, славянский?

— Мне интересна наша древность: Триполье, скифская культура. Нравится образ Берегини.

— Я же говорю: в тебе что-то материнское клокочет. Будешь Берегиню тиражировать? Как Энди Уорхолл, застрельщик поп-арта, — изображение Мерилин Монро?

— (сердитый взгляд) Теперь, рассказывая о моем творчестве, будешь отталкиваться от Матери-Берегини?

— Я буду отталкиваться от твоей личности. Так какое ты видишь новое направление для приложения сил?

— Иллюстрирование детских книг. Мне очень бы хотелось, чтобы мои книжки посмотрело множество людей, чтобы дети по ним учились читать.

— Говорю же, твоим творчеством руководит материнский инстинкт.

— Это плохо?

— Это здорово!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать