Симбиоз «скорых»
Что получат пациенты от объединения неотложной и экстренной медицинской помощи в Киеве?Лично мне вызывать бригаду скорой помощи приходилось всего несколько раз. И это — к счастью, потому что каждый раз оставался горький осадок. То врач упрекает, что не умею лечить ребенка с температурой под 40, то на выходе из квартиры говорит, что «спасибо» в карман не положишь. Хочется верить, что такие случаи уйдут в прошлое, потому что уже несколько лет Министерство здравоохранения шаг за шагом меняет службу скорой помощи.
По крайней мере на бумаге сделано немало. Внедрены специальности парамедика и экстренного медицинского техника (несмотря на критику самих врачей), действуют программы повышения квалификации работников экстренной медицинской помощи, модернизируются диспетчерские центры. Из последнего — внедряется концепция реформирования экстренной службы, которая предусматривает, что автомобиль экстренной помощи будет выезжать к пациенту через несколько секунд после вызова. Там будут работать хорошо подготовленные врачи, парамедики и водители с навыками оказания медицинской помощи.
Еще один практический шаг вскоре испытает столица. По решению департамента здравоохранения Киевской городской государственной администрации с 1 сентября служба неотложной помощи присоединяется к Центру экстренной медицинской помощи и медицины катастроф Киева. Такого распределения не существует в других городах страны, примечательно, что объединение служб положительно восприняли многие эксперты в сфере здравоохранения, а это бывает крайне редко.
ВСЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ — НА ДИСПЕТЧЕРЕ
Главное, что должны запомнить пациенты, — теперь при необходимости нужно набирать номер «103», городских номеров «неотложки» больше не существует. Диспетчеры Центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф Киева сами определят, какую бригаду отправить к пациенту, «скорую» или «неотложку» (первая окажет помощь в случае, например, ДТП, другая — во время гипертонического криза и тому подобное). Также диспетчер оценит, нужен ли выезд домой вообще, или сбить температуру поможет консультация врача по телефону. Соответственно, диспетчер будет определять, нужна ли госпитализация и в какое именно заведение. Поэтому на нем — вся ответственность за прием звонка от пациента и оказание помощи. Тем более, каждый вызов фиксируется.
Директор Центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф Киева Анатолий ВЕРШИГОРА ранее комментировал «Дню», что такие изменения нужны, но хотелось бы видеть более конкретный план действий, подкрепленный подзаконными актами и соответствующим финансированием. Например, зарплата фельдшера в центре составляет около четырех тысяч гривен, с учетом всех надбавок и повышений. Небольшой стимул для того, чтобы круглосуточно спасать чьи-то жизни.
Наталья СТАХОВА, председатель первичной профсоюзной организации столичного Центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф говорит, что неоднократно были обращения в Минздрав и парламентский комитет по вопросам здравоохранения с просьбой пересмотреть уровень зарплаты, но воз и ныне там.
«МЕДИКИ НИЧЕГО НЕ ТЕРЯЮТ»
Между тем вакансий в центре хватает. Работникам службы неотложной помощи в связи с изменениями нужно просто прийти в отдел кадров и написать заявление о приеме на работу. Места дислокации «неотложки» не будут закрывать, а превратят в пункты базирования бригад экстренной помощи.
«Новые работники ничего от этого не теряют, а наоборот — улучшат квалификацию и финансовое положение, — продолжает Наталья Стахова. — Преимущества будут иметь пациенты. Ведь врачи неотложной помощи за счет государства пройдут соответствующие курсы улучшения квалификации. К сожалению, считается, что у нас первичка уже работает, как за рубежом, где семейный врач наблюдает за семьей. Если бы это было действительно так, то мы бы не имели таких казусов, как сейчас, когда человек в возрасте 39 лет вызывает среди ночи «скорую», потому что у него температура 37,5. Когда диспетчер уточняет, обращался ли больной к врачу, тот говорит, что этого делать не собирается. Пока мы его консультируем, произошло какое-то ДТП, где нужна срочная помощь. Но уверяю: в Киеве ни один вызов не останется без медицинской помощи. Раньше «неотложка» работала в определенные часы, теперь это все работает круглосуточно. На горячей линии «1583» на протяжении суток дежурят врачи. Думаю, Киев справится».
Сейчас киевский центр экстренной помощи получает ежедневно около 1 700 вызовов. Ожидается, что после присоединения неотложной службы это число вырастет на 300—400 звонков. При этом в центре будет работать около сотни дополнительных бригад.
«Это правильный шаг, который давно назрел, — считает Константин НАДУТЫЙ, руководитель департамента менеджмента Украинской ассоциации семейной медицины. — В Киеве, по сравнению с другими городами, значительно меньше обеспеченность бригадами скорой помощи. Неотложная помощь в значительной мере выполняла функцию экстренной, но это была, так сказать, «экстренная помощь light», при этом у них могло не быть врача и необходимых медикаментов. Учитывая, что в Киеве проживает около пяти миллионов населения, даже официально — два миллиона 700 тысяч человек, город даже наполовину не обеспечен бригадами «скорой» по нормативам. Поэтому вливание сотни бригад в службу экстренной медицинской помощи — очень позитивный шаг. Зарплаты действительно низкие. К сожалению, системное реформирование отрасли пока не улучшило эту ситуацию».
ПЛЮСЫ ДЛЯ ПАЦИЕНТА И НЕСКОЛЬКО ЗАМЕЧАНИЙ
Положительно оценивают такое «вливание» медицинских служб во Всеукраинском совете защиты прав и безопасности пациентов. Ее президент Виктор СЕРДЮК, который обычно критикует шаги команды и.о. министра здравоохранения Уляны Супрун, в этот раз на ее стороне. По его мнению, распределение помощи на неотложную и экстренную не принесло ожидаемых результатов для Киева.
«К тому же вызов неотложной помощи никем и нигде не фиксируется. А отсутствие соответствующих обязательств приводит к тому, что пациенту может не оказываться медицинская помощь или оказываться не так, как нужно, — добавляет Сердюк. — Если проанализировать все жалобы на экстренную и неотложную медицинскую помощь, то в части неотложной их в несколько раз больше, нежели относительно экстренной. Чтобы гарантировать безопасность и качество медицинской помощи, действительно нужно присоединить систему неотложной помощи с ее потенциалом и сотрудниками к экстренной. Когда мы говорим о миссии диспетчера, то это подобно миссии диспетчера в аэропорту. Он должен принять решение за 30 секунд. Также увеличивается ответственность бригад, которые выезжают на вызовы. Такой комплексный подход даст возможность гражданам получить безопасную, качественную и доступную медицинскую помощь».
Эксперты отмечают, что объединение служб будет дисциплинировать и пациента. Поскольку его разговор с диспетчером под контролем, он 100 раз подумает, обратиться ли к своему врачу, если состояние здоровья не критическое, или действительно есть острая потребность в вызове «скорой».
Вместе с тем часть медицинского сообщества не одобряет намерений киевского департамента здравоохранения относительно объединения двух служб. Так, президент «Фонда помощи онкобольным детям» Валентина МАРКЕВИЧ на посвященной новациям конференции отметила, что не понятно, куда же должна везти бригада «скорой» пациента, на местах сокращаются расходы на содержание станций скорой помощи, а Киеву недостает как минимум четырех-пяти дополнительных больниц медицинской помощи. Минздрав и местная власть могут взять эти замечания на заметку.
Выпуск газеты №:
№154, (2018)Section
Общество