С караваем в руках
Несколько полезных уроков от донецких благотворителейНеожиданное приглашение лететь в Донецк я приняла с интересом — во-первых, потому, что никогда не была в этотм городе, а во-вторых, хотелось посмотреть воочию на воплощение в жизнь разрекламированных акций. Футбольный клуб «Шахтер» предложил посетить вместе с Ринатом Ахметовым и Игорем Крутым донецкие школы-интернаты и больницу, которым они дарят денежные подарки по случаю дня Святого Николая. Акция, которая называется «Шахтер — детям», охватывает все без исключения детские дома, школы-интернаты и детские больницы Донецкой области. Ринат Леонидович и Игорь Яковлевич посетили 19 декабря пять из них, киевские журналисты — три из пяти.
СЕКРЕТ ВО... ВЗАИМОПОМОЩИ
Первым было запланировано посещение Марьинской школы-интерната им. Макаренко. Руководство интерната встретило нас в просторном холле — об интернате и школе здесь напоминал только запах казенного обеда. На стендах — почетные грамоты. Ремонт, видно, сделан совсем недавно. Хорошо, красиво. Начальник областного управления образования и науки Юрий Иванович Соловьев и директор интерната Петр Иванович Мисюра принялись наперебой рассказывать о том, как замечательно устроена жизнь в интернате и как замечательно устраивается жизнь его выпускников.
Первый раз мне пришлось видеть интернат, в котором никто ни на что не жаловался.
Сначала не поверила. Еще меньше верилось, когда директор сообщил, что живут они так хорошо... на государственные деньги. Нет, конечно, подарки от «Шахтера» (а подарок всем детским учреждениям в этом году составлял ни много ни мало, а 50 тысяч гривен) им тоже очень нужны. Уже даже запланировано, куда они пойдут. «В 2003 году, — загибает пальцы Юрий Соловьев, — Это был первый год, когда интернат подключили к акции, и он купил на подаренные деньги новую спортивную форму и спортивную обувь для всей школы. В 2004 — приобрели автомобиль «Газель», на котором теперь детей возят в лагерь на отдых, на футбольные матчи и вообще всюду, куда надо. В 2004 — мебель и ковры. В этом году планируют купить мебель для спальных комнат...». А пятиразовое питание, зарплаты, ремонт, отдых — это все за счет донецкого бюджета.
Вообще, рассказывает Юрий Соловьев, очень много людей в области уделяет внимание школам-интернатам. Банки, СБУ, Фонд милосердия, сельскохозяйственные предприятия... Кто-нибудь да и проспонсирует необходимое мероприятие.
Столичной власти и деньги имущим было бы неплохо взять пример. И остальным регионам — тоже.
И что уж совсем замечательно — это судьбы выпускников. Во-первых, при интернате есть детский сад — очень хорошо, когда ребенка не переводят на протяжении всего детства из одного учреждения в другое. Здесь дети-сироты и лишенные родительской опеки остаются до получения аттестата. 40% из них, с гордостью рассказывает Петр Иванович, поступают в высшие учебные заведения!
Более того, остальные тоже поступают — в училища или ПТУ — по-разному, но находят себя в жизни... Есть среди выпускников интерната и игроки ФК «Шахтер», и даже тренер, есть заместитель прокурора, банкиры, бизнесмены, медики.
И это просто потрясающе, что дети не только из неблагополучных семей, а вообще без семей, находят себя. Потому что сколько раз ни приходилось поднимать тему сирот, столько мы и слышали, что главная беда случается с ребенком по окончании интерната, когда ему попросту некуда деться...
В чем же секрет донецкого интерната? Петр Мисюра рассказал, что... во взаимопомощи. За время существования интерната из него вышло полторы тысячи детей. Те, кто уже устроился в жизни, помогает устроиться другим. Кроме того, интернат поддерживает тесные контакты с вузами, с различными предприятиями, с тем же футбольным клубом «Шахтер». «Мы трудоустраиваем, контролируем, встречаемся, приезжаем», — говорит Петр Иванович. То есть все достаточно просто.
АНЯ
Детей в холле и коридорах не было. Они ждали гостей в актовом зале. Единственным ребенком в поле нашего зрения была девочка, которая стояла за занавеской, всматриваясь в окно.
Девочку зовут Аня. Она учится в пятом классе, в интернате живет два года. Возле окна стоит потому, что должна встречать почетных гостей с караваем. Почему именно ей доверили такой ответственный отрезок работы? Аня точно не знает, но вообще-то хорошо учится. Наверное, поэтому.
Из предметов она больше всего любит украинскую литературу и математику. Потому что интересно, потому что загадки можно разгадывать.
У Ани дружный класс и вообще все хорошо. Она уже трижды ездила отдыхать в лагерь в этом году, и должна поехать еще, на Новый год. Она красиво улыбается, и кто-то очень искусно сделал ей прическу. Она на редкость обстоятельно и без жеманства ответила на все мои вопросы. Я подарила ей на память наш фотоальбом — фотоальбом «Дня». Там тоже можно найти много загадок. Если, конечно, любить задавать вопросы и находить ответы.
Тем временем холл засуетился — кто-то сказал, что гости на подъезде. Ане в руки дали каравай, рядом с ней стали другие девочки. Интернат выдавал только туфли — одинаковые.
И вот показались «Мерседесы», из которых вышли Ринат Ахметов и Игорь Крутой, практически без охраны.
Из Ани наверняка выйдет актриса — с каким непередаваемым изяществом она подала гостям каравай, как светски она улыбалась, наклоняла голову и читала текст приветствия! Как говорится, словами не передать — нужно видеть.
Ринат Леонидович, судя по выражению лица, тоже был покорен. В актовом зале его ждали остальные дети с заготовленной программой.
БЛАГОРАСТВОРЕНИЕ
Тот, кто был на подобных акциях, без труда может представить себе эту процедуру. Маленький концерт, денежный подарок с одной стороны и подарок на память — с другой, спасибо вам большое, и вам тоже спасибо, мы вас очень любим, и мы вас тоже очень любим... Благотворительность, какой бы благотворительной она ни была, подразумевает определенные формальности. Колеблются только размеры подарков и искренность признаний. В этот раз искренность была на высшем уровне — дети действительно очень уважают президента «Шахтера», болеют за команду и ценят внимание. «Вы наши самые преданные друзья!» — сказал Ринат Ахметов детям...
Та же картина ожидала в донецкой школе-интернате №1. Снова взволнованные школьницы в дверях, за спинами — учителя, дающие наставления («не зажимайтесь!», «вот так вот...», «до, ре, ми...»), взволнованная директриса, рассказывающая журналистам, что и у них в интернате все хорошо. В этом году троих детей усыновили семьи из США и четверых — украинские семьи. Годовой бюджет интерната составляет несколько миллионов гривен, на все хватает, а на что не хватает — благотворители помогают.
А вот в Донецкой областной детской больнице журналистам ничего не рассказали — сослались на отсутствие у нас сменной обуви, в отделения не пустили, сами не вышли, и вообще, как в анекдоте — нечего вам туда идти, вечером по телевизору посмотрите, завтра в газетах почитаете...
На пресс-конференции в больнице Ринат Ахметов поведал, что они с Игорем Крутым занимаются благотворительностью «по велению сердца». «Добро нужно делать каждый день, всю жизнь, — сказал Р.Ахметов. — Мы с Игорем Крутым проводим подобные акции уже 6 лет, все это делается по велению наших сердец». Отвечая на вопросы журналистов, согласился с тем, что нужно расширять программу, сотрудничать с бизнесменами, занимающимися или собирающимися заняться благотворительностью, из других регионов. «По крайней мере, обмениваться опытом», — сказал Р.Ахметов.
Действительно, не помешает. Можно по-разному относиться в Ринату Ахметову, к политической силе, которую он представляет, можно болеть за киевское «Динамо», но нельзя не признать, что без благотворительности дорога к цивилизованному существованию для нас закрыта. Кстати, Ринат Леонидович пообещал подумать о закреплении благотворительной деятельности в украинском законодательстве. Напомним, соответствующего закона в нашей стране до сих пор нет...
Выпуск газеты №:
№226, (2006)Section
Общество