Нормы права как... информационное оружие
Когда начинается спекуляция на массовых нарушениях прав человека, это требует реакции прежде всего государства, о котором идет речь. Слышно ли сегодня Украину?Российское информагентство РИА Новости со ссылкой на главу московского отделения Красного Креста, адвоката Игоря Трунова на днях сообщило, что Международный уголовный суд в Гааге принял направленый 30 декабря иск организации в отношении преступлений, совершенных представителями Украины на Донбассе. В украинском медиапространстве новость вызвала возмущение и волну вопросов. Насколько эта информация правдива? Имеет ли право Красный Крест подавать такие иски? А как на это отреагировала Украина? И основной вопрос — на каком этапе находятся обещанные украинским правительством иски в Международный суд ООН о привлечении к ответственности России за аннексию Крыма и поддержку терроризма?
Представитель МИД Евгений Перебийнис сообщил «Дню», что посольство Украины в Гааге выяснило, что такое обращение российского чиновника в Международный Уголовный суд было. «И действительно ему было автоматически подтверждено получение этого обращения. Но такое подтверждение предоставляется на обращение всех физических лиц в рамках автоматической стандартной процедуры и делается по единому образцу. Любой человек направляет и ему дается подтверждение о получении его электронного письма. Но как нам отмечают, такое обращение не влечет за собой процедуры начала изучения ситуации и расследования», — пояснил он.
Реакция МИД кажется довольно скромной на фоне самой новости. Она не «кладет на лопатки» сообщения российских СМИ, хотя и в некоторой степени опровергает их. Более того, она не вносит ясности в вопрос и оставляет впечатление робкого объяснения-оправдания. А в ситуаций, в которой сегодня оказалась Украина, наши мессиджи должны быть в авангарде. Больше ясности в ситуацию традиционно вносят общественные правозащитные организации.
Председатель правления Центра Гражданских свобод, правозащитница Александра Матвийчук подробно объяснила, что не так с новостью о подаче в Гаагу заявления московского Красного Креста о преступлениях украинских властей в зоне АТО, на своей странице в Фейсбуке.
«Международный Комитет Красного Креста (МККК) очень строго придерживается принципов нейтральности и беспристрастности. Именно эта наработанная годами работы репутация позволяет МККК оказывать помощь жертвам конфликтов (например, иметь доступ в лагеря военнопленных). Ради этого МККК не пристает на одну сторону вооруженного конфликта и держит в тайне полученную им в ходе выполнения задач информацию «, — пишет Александра Матвийчук. По ее словам, МККК и московское представительство «Красного Креста» являются двумя независимыми друг от друга структурами. «Национальные общества Красного креста создаются в странах-участницах Женевских конвенций для оказания помощи военно-медицинским службам своих стран на случай войны, и сейчас их более 170 в мире. Поэтому, как правило, национальные общества Красного креста очень зависимы в своей политике и оценке ситуации от государства. Отсюда и разница в статусе. Ни одно национальное общество ни одной страны не может выполнять миссию самого Международного Комитета Красного Креста, а именно — быть нейтральным, беспристрастным и независимым посредником между сторонами в конфликте «, — объясняет правозащитница. Также Александра Матвийчук акцентирует на том, что на Украину не распространяется юрисдикция Международного уголовного суда (МУС), поскольку Украина до сих пор не ратифицировала Римский статут.
«Действительно, на территории Донбасса совершается большое количество военных преступлений и продолжается массовое нарушение прав человека, и в каждом случае надо детально расследовать, кто виновен и с какой стороны. И для нас как для правозащитников, когда речь идет о человеческих жизнях и о правах человека, нет разницы, кто совершает эти преступления. В любом случае должно быть проведено расследование, а виновные наказаны, — говорит в беседе с «Днем» Александра Матвийчук. — Я отреагировала на это заявление, потому что не в первый раз вижу в российских СМИ попытки представить ситуацию на Донбассе в терминах, которые не имеют ничего общего с реальностью, через нормы права, которые не имеют, условно говоря, ничего общего с нормой жизни. Российские СМИ называют ситуацию на Донбассе гражданской войной, внутренним конфликтом, руководство страны и законно избранную власть — хунтой. И когда начинается спекуляция на массовых нарушений прав человека и военных преступлениях, это требует реакции ... Сейчас идет информационная война России против Украины. И работа российских СМИ и российской дипломатии является не чем иным, как системой, встроенной в саму суть военной операции. Это информационное оружие. Когда началась агрессия России в Крыму, Россия оправдывала ее нарушением прав русскоязычных людей на полуострове. Сейчас она оправдывает свое присутствие на Донбассе, которое не удается скрыть, тем, что якобы помогает жертвам конфликта. Такая информационная политика является оправданием действий России в первую очередь для своих же граждан, но и для мирового сообщества тоже. Я говорю не столько об ООН, Совете Европі или дипломатах, которые прекрасно знают ситуацию, сколько о гражданах этих стран, которые давят на своих политиков и медиа. Это работа на символическом уровне».
Правозащитница комментирует реакцию МИД Украины на новость об иске представительства Красного Креста как неполную или неадекватное ситуации. «Для того, чтобы вообще вести информационную работу на международном уровне, нужно быть проактивными. Я, к сожалению, не могу сказать, что украинское государство успешная в этом «, — заключает Александр Матвийчук.
P.S. «День» направил официальные запросы в Международный Комитет Красного Креста, чтобы узнать реакцию организации на использование Россией его имени как инструмента информационной войны. А также в Министерство юстиции Украины с вопросом, на каком этапе сейчас иски в Международный суд ООН по привлечению России к ответственности за аннексию Крыма, нарушение целостности Украины и за поддержку терроризма на Донбассе.
Выпуск газеты №:
№4, (2015)Section
Общество