(Не)видимая ловушка
Почему УОС просит государство оставить льготный механизм финансирования?Когда речь заходит о деньгах, эмоциям и жалости не должно быть места. В ситуации с Украинским обществом слепых все сплелось в один клубок. С одной стороны, люди с инвалидностью предпочитают казаться сильными и самостоятельными, с другой стороны — все время просят государственной поддержки. Сейчас как раз тот момент, когда УОС просит власть обратить на них внимание. Со следующего года прекратит свое действие нулевая ставка НДС на продукцию, которую изготовляют предприятия общества. Если в парламенте не примут соответствующие правки в налоговом законодательстве, УОС придется платить налоги наравне со всеми, а бюджетное содержание и без того желает быть лучшим.
«ЛЬГОТА СЧИТАЛАСЬ ВРЕМЕННОЙ — ДО УЛУЧШЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»
Так, в этом году УОС получило от государства приблизительно 42 млн грн, из них 20% тратится на коммунальные услуги, остальные — это расходы на аренду помещений и заработную плату работникам предприятий, которые входят в структуру УОС. В среднем один человек получает 2100 гривен из выделенных государством средств. Если эту сумму облагать налогом наравне с другими предприятиями, конечно, в итоге работники получат еще меньшие зарплаты, да и расходы на коммунальные потребности придется чем-то перекрывать.
«К сожалению, система налогообложения Украины содержит мало компенсаторных возможностей для создания условий, при которых люди с инвалидностью по зрению смогут изготовлять конкурентоспособную продукцию, — отмечает Александр ВИНКОВСКИЙ, директор Киевского учебно-производственного предприятия № 2 УОС. — Мы имеем льготы по налогообложению прибыли предприятия, льготы земельного налога, из единого социального взноса, однако существует не так много льгот, которые реально предоставляют возможность предприятиям конкурировать с другими. Единственная компенсаторная льгота, которая была предусмотрена пунктом 8 раздела 20 переходных положений Налогового кодекса, касалась нулевой ставки налога на добавленную стоимость на продукцию, которая изготовляется УОС. Это правило действует до конца года. С 1 января 2020 года мы можем лишиться этой льготы. В Верховной Раде VІІІ созыва был проведен ряд мероприятий по подготовке законопроектов для продления этой льготы, однако ничего не принято. Эта льгота была временной до тех пор, пока законодательство усовершенствуется так, что гарантированно будет защищать права инвалидов. За 20 лет этого не сделали, поэтому эта норма остается единственным компенсатором».
Сначала государство создало льготные условия для работы предприятий УОС, а теперь хочет эти механизмы нивелировать, не предложив никакой альтернативы. В УОС апеллируют тем, что разрушать наработанное годами нельзя. И не только с экономической точки зрения. Их предприятия стали для многих людей с недостатками зрения вторым домом.
«Когда-то завод «Фармак» набирал на работу людей с инвалидностью. Мы тоже хотели устроить незрячих. Но когда руководители завода поняли нашу специфику, то от нас отказались. Ведь люди помнят уже дорогу на работу, а у входа на предприятие их встречают направляющие, оборудование специально подстроено под них», — говорит Михаил НОВОСЕЦКИЙ, председатель правления Киевской городской организации УОС.
Александр Винковский добавляет, что УОС — это еще и мощная производственная база: «За год наши предприятия изготовляют продукции на более 800 млн грн. Это строительная отрасль, электрооборудование, оборудование химической промышленности. Но, чтобы люди продуктивно работали, им нужна помощь людей здоровых. Не случайно центры занятости очень редко находят работу для инвалидов по зрению. Таких случаев единицы. Так получилось, что единственная система, которая может предоставить работу для людей с серьезными нарушениями зрения, — это предприятия УОС, которые имеют специальные возможности и специально подготовленных людей».
СИСТЕМУ ФИНАНСИРОВАНИЯ НУЖНО МЕНЯТЬ
Также в УОС обеспокоены, что организации придется получать финансирование от государства по новым правилам — на конкурсной основе. «На конкурс может подаваться любая всеукраинская общественная организация, это достаточно приличные деньги, потому может выиграть их какой-то бизнесмен, а тысячи людей останутся без работы. Другие общественные организации берут деньги у государства на проведение мероприятий, а у нас в ежедневном режиме работает приблизительно тысяча рабочих, которые работают в спортивных секциях, клубах, библиотеках и тому подобное. То есть нам эти средства нужны не время от времени, а постоянно», — отмечает Михаил Новосецкий.
В настоящий момент основными получателями средств на потребности людей с инвалидностью считаются УОС и УОГ. Несколько лет назад при поддержке Международного фонда «Возрождение» фонд «Открытое общество» проводил исследование, как общественные организации для людей с инвалидностью получают государственное финансирование. Выяснилось, что за последние восемь лет из 88 таких организаций государственную помощь смогли получить только 23. При этом львиную долю имели именно Украинское общество слепых и Украинское общество глухих — 242 млн грн, или 63% общего объема финансирования для общественных организаций.
«Систему финансирования инвалидов точно не назовешь открытой или прозрачной. Те же организации из года в год получают львиную долю средств, при этом три четверти всеукраинских организаций вообще не могут получить доступ к государственному финансированию», — комментировал результаты исследования директор фонда «Открытое общество» Иван СИКОРА.
Однозначно, государство должно было изменить подходы к содержанию общественных организаций. Прекращать полностью финансирование, конечно, не выход. Это вызывало бы социальное напряжение. Но и оставлять старые механизмы содержания общественных объединений тоже нельзя, потому что образовалась система в системе, неспособная к быстрым изменениям.
В том же УОС говорят, что организация объединяет 24 областных организации, 141 межрайонную первичную организацию, 60 специализированных предприятий и другие заведения. Кроме УОС, фактически не существует других возможностей для специализации или адаптации незрячих. Это тоже большой минус для государственной системы, которая начала говорить об инклюзивном пространстве только последние несколько лет. Тем более, что сейчас большинство усилий направлено на создание инклюзии в учебных заведениях. О взрослых людях всегда заботились клубы, ячейки, организации, обычно созданные самими же людьми с ограниченными возможностями или их родственниками.
«УОС взял на себя много обязанностей государства. Именно у нас можно как-то социализироваться, найти единомышленников и тех, кто поддержит», — подтверждает Михаил Новосецкий.
Государство само себя загнало в социальную ловушку. Проблемы, которые не решались годами, сейчас понемногу дают о себе знать. Речь же не только об очередном финансовом транше для объединений людей с инвалидностью. Идет речь о человеческом достоинстве, а это не только деньги.
Выпуск газеты №:
№220-221, (2019)Section
Общество