Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Молчаливые жертвы

Более сотни преступлений против окружающей среды за месяц войны зафиксировали экоактивисты в Украине
31 марта, 15:49

Ни одна война не учитывает необходимости сохранения природы. Не исключение и нынешняя, принесшая миллионы молчаливых жертв, которые до этого спокойно жили или существовали в окружающей среде. Только за месяц экоактивисты насчитали более сотни случаев, когда российская агрессия наносила значительный ущерб окружающей среде. Это и обстрелы «Градами» Авдеевского коксохимического завода, и уничтожение складов с посевными материалами и минеральными удобрениями в мирном селе Ахтырского района Сумской области, и авиаудары по нефтебазам, вызывающие возгорание нефтепродуктов. Несет опасность захват рашистами Чернобыльской и Запорожской АЭС, а также обстрелы промышленных объектов с вероятностью выбросов токсичных отходов. Не меньшую опасность представляют и сами военные действия: разлитое топливо, уничтоженное оборудование и отработанное оружие, а также разорванные ракеты, а по Украине их было запущено уже более тысячи единиц, а уничтожено около 4 тысяч единиц военной техники разных типов. Все это загрязняет почву, подземные воды и приведет в дальнейшем к накоплению канцерогенного мусора.

Такие преступления против окружающей среды, в соответствии с международным правом, являются частью военных преступлений. Поэтому экоактивисты активно документируют все случаи уничтожения природы, собирают доказательства и формируют реестр, чтобы иметь возможность привлечь Россию к ответственности за нанесение широкомасштабного, длительного и серьезного экологического ущерба окружающей среде. И хотя должное расследование должно быть проведено после прекращения военных действий, а реальное влияние будет подсчитано после победы, уже сейчас, по информации Государственной экоинспекции, ущерб только за загрязнение земельных ресурсов составляет 77 млн долларов. В конце концов, решения международных судов, в которые планируют обратиться украинские экоактивисты вместе с Минприроды, обязательны, а международные преступления не имеют срока давности – то есть к ответственности за них можно привлечь в любое время, и они это точно сделают.

«САМЫЕ БОЛЬШИЕ РИСКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КАТАСТРОФЫ – ЯДЕРНЫЕ»

Сбор информации о преступлениях против окружающей среды Минприроды инициировал еще в начале марта. К инициативе присоединились разные общественные организации. В том числе и ОО «Екодія». Как рассказывает руководитель климатического отдела организации Евгения ЗАСЯДЬКО, несмотря на то, что многие экоактивисты вынуждены сами были эвакуироваться для безопасности, они активно наполняют реестр экопреступлений, используя как локальную информацию из менеджеров, так и из открытых источников. Больше всего опасных случаев фиксируется на востоке Украины, потому что это, по сути, промышленный хаб страны, наиболее индустриализированный. В обычных условиях можно было бы быстро локализовать риски, но не под обстрелами и бомбардировками. По ее словам, только за месяц войны 43 индустриальных промышленных объекта были разрушены. Суммарное количество преступлений, зафиксированных экоактивистами на сегодня, составило 111 случаев. Они касаются промышленных объектов, энергетической и ядерной безопасности, влияния на фауну, морскую экосистему. Больше всего от экологических преступлений пострадала Киевская область, затем Харьковская и Николаевская. Но до сих пор нет никаких данных об оккупированных территориях, где сосредоточены шахты, имеющие высокий уровень затопления, а затем заражения грунтовых вод.

«На сегодняшний день Государственный реестр потенциально опасных объектов содержит подробные сведения о более чем 23 тысячах объектов, из них 2987 складов, хранящих высокотоксичные пестициды. Наибольшее их количество находится на территории Донецкой, Днепропетровской, Запорожской, Харьковской и Львовской областей. Часть этих предприятий оказалась в зоне боевых действий. Так, на химическом предприятии «Сумыхимпром», которое находится в окрестностях города Сумы, 21 марта в результате вражеских обстрелов произошла утечка аммиака, в радиус поражения попало село Новоселица. К счастью, силами спасателей удалось предотвратить катастрофу, – рассказывает Евгения. – Агрессор пытается разрушить не только промышленную, но и энергетическую систему. В результате обстрелов пострадали четыре энергетических объекта: Луганская ТЭС, Ахтырская ТЭЦ, Трипольская ТЭС и Черниговская ТЭЦ. Значительно пострадала Ахтырская ТЭЦ, поскольку туда было прямое попадание ракет, а Трипольскую и Черниговскую планируют восстановить. И это только месяц войны.

Но самые большие риски экологической катастрофы – ядерные. Три объекта – Чернобыль, Запорожская АЭС и установка «Источник нейтронов» в Харькове находятся под обстрелами. МАГАТЭ продолжает коммуницировать, чтобы удержать эти объекты в безопасности. Однако враг провоцирует: он наносит удары по Харькову, подрывает свои боеприпасы на территории АЭС, свозит туда свои военные машины, вызывает пожары. К примеру, когда горели леса в Чернобыльской зоне, спасатели не имели доступа, не могли отреагировать сразу. То есть даже локализовать эти явления нельзя. Несмотря на ситуацию, не стоит уменьшать активность. Сейчас нужно лоббировать через международные организации отказ ЕС от ископаемого топлива. Российского прежде всего, поскольку именно оттуда идет финансирование войны, потому что 40% их бюджета - это продажа ископаемого топлива (газ, нефть, уран и т.д.), а для нас это танки, ракеты и другое оружие, которое уничтожает Украину».

«44% САМЫХ ЦЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ УКРАИНЫ ОХВАЧЕНЫ ВОЙНОЙ»

О поджоге лесов в Чернобыльской зоне рассказывает и глава ОО «Украинская природоохранная группа» Алексей ВАСИЛЮК. Он указывает на то, что, по его собственным источникам, оккупационные войска специально пытаются поджечь леса в Чернобыльской зоне артиллерией, особенно в те дни, когда ветры дуют в сторону Киева. А это не что иное, по его словам, как ядерный терроризм. Ведь все, кто под Киевом, кто в Киеве, должны дышать дымом из радиационно зараженных лесов. Следовательно, по его мнению, нынешняя война содержит элемент экологического терроризма. Российские войска делают все возможное для ухудшения окружающей среды, а значит, условий жизни людей в Украине. Вдобавок экоактивист рассказывает о критической ситуации с природоохранными территориями, оказавшимися в зоне боевых действий или оккупации. А вместе с заповедниками в плен ситуации попали и администрации природоохранных территорий, утратившие всякую возможность охранять заповедные земли. Сами работники оказались под угрозой погибнуть от обстрелов и переживают гуманитарный кризис. А животные, которые содержатся в реабилитационных центрах, зоопарках и питомниках, умирают без кормов.

«Из-за войны природа терпит наибольшее количество молчаливых жертв, потому что миллионы маленьких жизней погибают при взрывах. Зная, как много погибает и страдает людей, мы никогда не сможем оценить, сколько малых жизней тоже было уничтожено во время взрывов, – отмечает Алексей Василюк. – На сегодняшний день 44% самых ценных природных территорий Украины охвачены войной. Так получилось, что наши заповедники и национальные парки расположены по периметру страны, ближе к границам. Все территории от Чернобыльского биосферного заповедника до Черноморского заповедника в Голой Пристани и Аскании-Новой находятся в зоне боевых действий или в зоне катастрофы. И если раньше мы говорили о недоработке в содержании национальных парков, то сейчас такая ситуация, что животные в силу обстоятельств просто могут умереть от голода. На оккупированные территории государство не может перечислять никакие средства, а о туристах сейчас говорить не приходится. В то же время только на корма для животных Аскания-Нова необходимо 3 миллиона гривен.

Учитывая ситуацию, мы начали искать поддержки у международных организаций. Наш сайт перестроился на постоянный сбор средств. И, к счастью, граждане Канады, Польши, США нам переводят деньги, которые идут на поддержку украинских национальных парков. Мы вывезли людей из трех заповедных территорий, иначе они погибли бы от пожаров или обстрелов. Это не наша задача, потому что мы изучаем природу, но в нынешних условиях каждый должен делать то, что в его силах. Поэтому призываю коллег фиксировать все мелочи, чтобы можно было сосчитать нанесенный ущерб уже до последней детали. Также следует обратить внимание на птиц. Через Украину проходят миграционные пути многих видов гнездящихся на территории нашей страны птиц, многие из них останавливаются в Чернобыльской зоне и на Харьковщине. Из-за дыма и пожаров они могут изменить свои пути и не вернуться на свои гнезда, мигрировать дальше. Поэтому, возможно, в этом и в следующем году мы не услышим птичьих песен и увидим другую картину. Сейчас наша задача все фиксировать, где бы мы ни были. И знаете, это так трогательно, когда человек сидит в хранилище и заливает факты экологических преступлений в гул доксы. Я не думал, что мы можем быть такими экоответственными».

«РОССИЯ – ЭТО ВРАГ, КОТОРОГО МОЖНО ПРИРАВНЯТЬ К ТЕРРОРИСТУ»

Для облегчения фиксации преступлений против окружающей среды ОО SaveDnipro совместно с Минсреды запустили бот, через который можно сообщить о преступлениях против окружающей среды в результате действий оккупантов. Каждый украинец может зафиксировать факты, свидетельствующие о вреде, нанесенном окружающей среде, и прислать их в Министерство защиты окружающей среды и Государственную экологическую инспекцию. Перечень основных экопреступлений, о которых можно сообщить, касается радиационных объектов, водных ресурсов, промышленных аварий, зеленых насаждений, военных отходов, загрязнения почв и т.д. Пользоваться ботом просто: достаточно зайти в Telegram или Viber чат-бот. Затем выбрать категорию преступления, определить локацию (автоматически или вручную), указать дату и время фиксирования преступления, добавить фото или видео экопреступления и краткое описание по желанию.

Помимо бота, как рассказывает соучредительница и председатель ОО «SaveDnipro» Ирина Черныш, создана интерактивная карта радиационного фона в Украине https://www.saveecobot.com/radiation-maps. Данные собираются каждый день автоматически или вручную специалистами, даже в наиболее опасных населенных пунктах. На сегодняшний день существует 514 точек замеров по всей стране: 453 государственных и 61 общественный и другие источники  данных. К сожалению, нет показателей непосредственно с украинских атомных станций и Чернобыльской зоны отчуждения, но территории вблизи станции покрывают. Также на сайте SaveEcoBot работает «Карта пожаров» https://www.saveecobot.com/fire-maps, с помощью которой можно отслеживать направление ветра и количество пожаров в Украине за последние 24 часа, в частности, в Чернобыльской зоне отчуждения. Данные публикуются на базе характеристик NASA в режиме настоящего времени.

«Россия – это враг, которого можно приравнять к террористу, который намеренно создает угрозу как украинцам, так и всему миру. Чтобы фиксировать экологические преступления, которые она оставляет после себя в Украине, мы совместно с министерством наработали ряд сервисов. Ими могут пользоваться все желающие, – рассказывает Ирина. – Благодаря получаемым данным, мы можем наблюдать как за всей доступной территорией, так и каждым регионом отдельно, при этом отслеживая динамику. До сих пор у нас нет информации о самом Чернобыле и зоне отчуждения (а также захваченных АЭС), но можем мониторить ситуацию вокруг них и следить за радиационным фоном в режиме реального времени. Другой инструмент – это карта пожаров со спутников, отображающая реальную картину в онлайн-режиме, показывающая угрозы, направление ветра, чтобы люди могли понять, куда пожар может двигаться. Для более удобного использования аналитиков есть страница статистики пожаров в Украине и в динамике, с картографическими данными в разрезе областей, Киева и зоны отчуждения. Таким образом, мы можем получать оперативную и более широкую информацию, чтобы понимать не только последствия, но и текущую информацию. И в случае угрозы успеть защитить себя настолько, насколько это возможно».

В международном праве среди военных преступлений определены и преступления против внешней среды. По Римскому уставу, которым руководствуется Международный уголовный суд, преступлениями считается умышленное и бессодержательное разрушение окружающей среды – а именно так поступает Россия, атакуя украинские атомные станции, заводы или склады, которые вспыхивают и выбрасывают в окружающую среду опасные вещества, очистные сооружения, которые должны были фильтровать воду. Кроме того, намеренно разрушать окружающую среду во время военных действий запрещает Женевская конвенция и Конвенции о запрете военного или любого другого враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977 г.), участниками которой являются и Украина, и Россия. Поэтому эксперты настаивают на том, что Международный суд ООН должен присудить компенсацию за нарушение Россией ее международных обязательств, в частности в сфере защиты окружающей среды, а МКС или скорее Специальный трибунал накажет за преступления против окружающей среды ответственных лиц России. И даже если агрессор позволит себе еще раз игнорировать международное право, решения судов по делам о войне в Украине станут очередным стимулом для цивилизованного мира накладывать еще более сильные санкции на страну-оккупанта и окончательно ее изолировать. Как говорит заместитель министра защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины по вопросам европейской интеграции Роман ШАХМАТЕНКО, Украине уже удалось наладить инструментарий сбора информации о военных преступлениях, нанесших ущерб окружающей среде. На основе собранной информации будут формироваться кейсы, с которыми планируют обратиться и в Международный суд ООН, и Международный уголовный суд.

«Сейчас в поле нашего внимания разработка методик, которые помогут оценить стоимость ущерба экосистемам и взыскать с агрессора соответствующую компенсацию, – говорит Роман Шахматенко. – К сожалению, существующие методики сейчас не актуальны. Особенно важным является подготовка новых нормативных документов по экосистемам по оценке засухи и идентификации стоимости экосистемных услуг. В частности, мы знаем, что были разрушены наши водно-болотные угодья, поэтому необходимо оценить ущерб и взыскать с агрессора возмещение. Прошу экоактивистов включать свои научные способности и приобщаться к работе по формированию методик, потому что работу уже нужно начинать. Война заставляет нас делать это быстро и качественнее, потому что от состояния окружающей среды зависят условия проживания в будущем».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать