«Милое насилие»
Что не так с контактными зоопарками в Украине«Скоро у нас будет львенок! Вплоть до ноября в парке будет находиться это маленькое чудо», — так недавно радовали новостями потенциальных посетителей в контактном зоопарке Animal Park (находится в Киеве на территории национального комплекса «Экспоцентр Украины», бывшая ВДНХ). Вероятно, рассчитывали, что в гости к маленькому царю природы придут сотни людей. Но киевляне раскритиковали такую рекламу, аргументируя это тем, что контактные зоопарки игнорируют личное пространство животных, нарушают условия содержания, а приезд в Украину маленького львенка напоминает «милое насилие».
Впоследствии к дискуссии приобщились зоозащитники, добавляя, что такие зоопарки работают с нарушениями норм содержания животных. Так, в законе о защите животных от жестокого поведения подробно прописаны общие правила содержания животных в неволе. В законе идет речь, что условия должны отвечать биологическим, видовым и индивидуальным особенностям животных. Также должны удовлетворяться их природные потребности в еде, воде, сне, движениях, контактах с себе подобными, в природной активности и тому подобное. Есть ли это в контактных зоопарках, которые обычно малых размеров и с искусственными условиями?
В ответ представитель Animal Park Игорь БИЛОУС сообщил, что зоопарк не нарушает никаких законов Украины. Хотя самые острые комментарии на фейсбук-странице заведения почему-то исчезли. Чтобы подкрепить свои слова, Игорь Билоус опубликовал ссылку на несколько квалификаций видов экономической деятельности (КВЭД), в частности КВЭД о разведении домашней птицы и других животных, деятельности в торговле сырьем и живыми животными, оптовой торговле живыми животными, о функционировании ботсадов, зоопарков и природных заповедников. И еще раз отметил, что Animal Park не нарушает никаких норм относительно прав защиты животных.
ПРОВЕРКИ ЗАПРЕЩЕНЫ?
Контактные зоопарки — не диковина для Украины. На них можно натолкнуться буквально в каждом торгово-развлекательном центре, иногда они путешествуют из одного ТРЦ в другой. Последнее, что приходилось видеть лично, — это террариум в аквапарке. Стеклянные аквариумы под обжигающими лампами, вероятно, должны были бы воспроизвести природные условия для пресмыкающихся. Но владельцы вместо настоящих растений набрасывали в аквариум искусственные. К счастью, около крокодила повесили табличку для посетителей с просьбой не стучать по стеклу и не тревожить животное. Но даже не вникая в законодательные подробности, понятно, что в целом вряд ли так должно быть.
«В действительности деятельность контактных зоопарков у нас не запрещена, но найти доказательную базу, что они нарушают определенные нормы законов очень трудно. Для этого Государственная экологическая инспекция должна проверить хотя бы один контактный зоопарк, — комментирует зоозащитница Наталья ВИШНЕВСКАЯ. — В конце июля я послала запросы в Госэкоинспекцию относительно проверки контактного зоопарка в Киеве «Страна Енотия», который располагается в торговом центре Art Mall. Получила ответ, что проверка может состояться только по согласованию с Государственной регуляторной службой Украины. Но мы до сих пор ждем решения этой службы. Без него экоинспекция не может осуществлять внеплановые проверки. Поэтому я и другие активисты, что причастны к вопросу защиты животных, считаем, что есть факты нарушений, но нет доказательной базы».
По словам Натальи, доказать, что использование львенка в контактном зоопарке может нарушать закон о жестоком поведении и международных актах относительно содержания диких животных в неволе, практически невозможно. «Решения Государственной регуляторной службы мы можем ждать несколько месяцев. К тому же, 60% обращений получают отказы. Наш запрос может попасть в историю, которая называется «не согласовываю» или «оставить без рассмотрения». Но мы не будем опускать руки», — добавляет зоозащитница.
«КОНТАКТНЫЕ ЗООПАРКИ — ЭТО СУЩАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ»
Другая зоозащитница, кандидат биологических наук Марина ШКВЫРЯ, убеждена, что контактные зоопарки все же есть за что наказывать. Хотя законы не запрещают их существование, есть запрещения на содержание животных в несоответственных условиях, на жестокое обращение с ними и невозможность проявления природного поведения. Именно это и может быть аргументом для экоинспекторов во время проверок таких зверинцев.
Олеся КУЛИК: Контактные зоопарки предлагают насильственный контакт человека с животным. Это не так, что вы находитесь на достаточном расстоянии, и, например, козленок заинтересовался вами и подошел. Это замученное или временно «свежее» животное, которое содержится в крошечной клетке или аквариуме, часто рекламируется на улице как живой товар, те же песцы или шиншиллы на 30-градусной жаре. Это пропаганда для детей: стоит тебе захотеть, тебе дадут и обезьянку, и лисичку. Животные от этого не только страдают, но и умирают. Животные — не игрушки, чтобы общаться с ними в центре города. Для этого есть реабилитационные центры
«Относительно содержания животных есть два ограничения. Во-первых, это должно быть законно. Есть животные, занесенные в Красную книгу, например, медвежата, поэтому у владельца должно быть на них специальное разрешение Минприроды, — продолжает Марина Шквыря. — Если животное завезено из-за границы, то владелец должен иметь документы, предусмотренные CITES, Конвенцией о международной торговле видами дикой флоры и фауны, что исчезают. Первое приложение в этой конвенции требует специального разрешения на ввоз и вывоз животных. То есть, если вы видите маленького леопардика, у него должно быть разрешение CITES. То же касается кошачьего лемура, которого везде любят, при этом разрешение CITES должно быть и на его родителей. Контролирующий орган должен проверить, откуда детеныш взялся».
«Во-вторых, в Украине существует порядок содержания и разведения диких животных в неволе. В нем говорится, что содержание животного должно отвечать его специфическим потребностям. А специфические потребности лемура, ежа или лисички — это никоим образом не постоянное тисканье, отсутствие возможности спрятаться, спать целый день, рыть нору или лазить по деревьям. То, что происходит в контактных зверинцах, — это чистая эксплуатация, потому что нарушается режим, животное испытывает стресс. Для дикого животного, независимо от того, сколько поколений тому назад его прадедушка попал в неволю, постоянные тактильные прикосновения, разные люди и запахи подобны смерти. Особенно это касается таких чувствительных животных, как приматы», — подчеркивает зоозащитница.
«ЭТО НЕ НАУКА, НЕ РЕКРЕАЦИЯ И НЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО»
Также Марина Шквыря обращает внимание на вопрос безопасности вольеров. По ее словам, во многих странах прописывается требование, чтобы вольер должен быть таким, чтобы животное из него не убежало и потом не навредило экосистеме. С такой проблемой уже имеет дело Россия. Тамошние контактные зоопарки массово завозили енотов-полоскунов, а те убегали на волю. Но для природы енот-полоскун — это машина по уничтожению всех видов, которые попадаются на пути, говорит научный работник.
Другой вопрос — откуда в Украину попадают львы, леопарды, лемуры или экзотичные змеи. Наталья Вишневская говорит, что чаще всего это — подпольное размножение и контрабанда. Украина входит в десятку стран мира, где распространен нелегальный ввоз диких животных. И зверей завозят не только для частных зоопарков, но и для домашних коллекций. Кстати, благодаря истории с Animal Park, выяснился факт, что кто-то содержит дома сибирскую рысь. По словам зоозащитников, откуда она взялась, могут установить только длительные исследования экоинспекции.
«Кроме того, часто контактные зверинцы используют детенышей, например, случай с упомянутым львенком. Это цинично. Да, владелец может арендовать животного по договору. Но животному в первые месяцы нужна мать, родители, свой прайд, а они его забирают, привозят в чужую среду, где все время шумно», — замечает Марина Шквыря.
Научный работник рассказывает, что за рубежом распространена практика, когда в зоопарке выделяется большая зона с домашними животными — коровами, козами, свиньями, и там допускается определенный уровень контакта, как в киевском зоопарке, где есть так называемая детская зона, но часть животных все равно заграждена. Марина констатирует: «Согласно закону зоопарк выполняет функцию спасения видов, природоохранную, научно— исследовательскую и тому подобное. Но этот сарай под названием «контактный зоопарк» — это не наука, не просветительство, не рекреация и не спасение видов. Это просто частная коллекция, которую держат в сарае и позволяют другим людям иметь контакт с животными за деньги».
НУЖНА ИНФОРМАЦИОННАЯ ЗАЩИТА
Зоозащитники отмечают, что на такую проблему немногие обращают внимание. Например, запрещение дельфинариев или использование животных в цирке имеет определенный резонанс благодаря многолетней информационной кампании. Вероятно, это также необходимо и относительно контактных зверинцев. Тем, кто готов приобщиться к защите их обитателей, активисты советуют сообщать о случаях использования диких животных в Госэкоинспекцию, Минприроды и на правительственную горячую линию. Заодно стоит просить о проверке документов и права на коммерческое использование животного, которое является объектом Конвенции о международной торговле исчезающими видами дикой флоры и фауны.
В конечном итоге, банальное игнорирование таких зоопарков тоже даст результаты. Без спроса не будет предложения. Гуманно ли существование таких зверинцев — ни один закон вам не скажет. Это тоже личная позиция, и ее стоит проявлять.
«Контактные зоопарки предлагают насильственный контакт человека с животным,— поддерживает позицию специалистов зоозащитница Олеся КУЛИК. — Это не так, что вы находитесь на достаточном расстоянии, и, например, козленок заинтересовался вами и подошел. Это замученное или временно «свежее» животное, которое содержится в крошечной клетке или аквариуме, часто рекламируется на улице как живой товар, те же песцы или шиншиллы на 30-градусной жаре. Это пропаганда для детей: стоит тебе захотеть, тебе дадут и обезьянку, и лисичку. Животные от этого не только страдают, но и умирают. Животные — не игрушки, чтобы общаться с ними в центре города. Для этого есть реабилитационные центры».
Выпуск газеты №:
№167, (2018)Section
Общество