Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Через все эпохи, не сходя с места

Репортаж из Херсонеса
01 декабря, 18:55

Последнее время было много у нас гостей и всяких фестивалей. Которых вроде бы нужно было пропустить вперед. Но когда поток спал, мне захотелось опять вернуться к летним впечатлениям и таким образом побороться с осенне-зимней слякотью. А что может быть лучше для этой цели чем отчаянно солнечный, древнейший город Херсонес?

Это севастопольское чудо поражает (Херсонес — на территории города моряков).

Вот ты едешь в битком набитом троллейбусе, слушаешь сердитую перебранку пассажиров, вываливаешься с облегчением, идешь по набережной вдоль ничем не примечательных современных строений, пока вдруг не упираешься в древнеримскую крепостную стену. Вот тебе раз!

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Херсонес Таврический в переводе с греческого — Таврический полуостров. Так греки звали и основанный в VI веке до н.э. город и весь Крым (в будущем). Им пришлось долго биться с местным племенем — таврами. Те были большими любителями кровавых жертв богине Деве и у эллинов энтузиазма не вызывали.

С I по V век н.э. — город попадает в зависимость от Рима. И это Херсонес вполне устраивало — все-таки защита от тысяч кочевников. Гунны его не тронули. V век — в составе Византийской империи.

Затем князь Владимир Красное Солнышко — покорил Херсон (так тот назывался к тому времени). Дабы напугать византийского императора Василия II. Он за военную помощь обещал Владимиру отдать свою сестру Анну замуж. Но «кинул» князя — тогда еще язычника. Пришлось Владимиру для острастки захватить Херсон и пригрозить осадой Константинополя. Василий сдался, и Аню сдал. В Херсоне Владимир и крестился, и венчался с Анной, увезя ее позже в Киев.

В средние века дважды татаро- монголы Херсон стирали с лица земли. Но это был еще не конец. Доконали его генуэзцы, дабы он меньше как порт конкурировал с их Кафой (Феодосией). XV век стал последним в истории этого славного городка.

ОТ ТЕАТРА ДО ЦИРКА

Но проникаем внутрь, поглядеть что осталось.

Перед первой крепостной стеной — вторая. Сохранились обе. Сейчас там активно целовалась какая-то парочка. Любители исторического романтизма!

Слева от входа — древнегреческий театр. Круглая площадка в виде амфитеатра с каменными скамейками.

Зрители, как отметила гид, поначалу ходили без билетов: только плата за вход. Но стали происходить бесконечные драки за места получше, появилась специальная охрана. Когда она перестала справляться — впервые в европейской цивилизации были введены билеты в виде глиняных табличек. Представления длились с семи утра до заката. Серьезно ребята отдыхали! Во время декламаций разносили еду и «охлаждающие напитки».

В греческом Херсонесе шли трагедии и комедии. Во времена воинственного Рима спектакли сменились поножовщиной: то гладиаторы против друг друга, то они против диких животных. Цирк с садистскими наклонностями!

ХРАМ И КОЛОКОЛ

Постепенно мы добрались и до христианской темы в истории города. Херсонес — первый город Киевской Руси, офиицально принявший христианскую веру. Здесь же была основана первая христианская община.

Базилики (раннехристианские храмы) были в виде корабля, символизирующего ковчег. Базилик — в переводе — царский дом. Имеется в виду тот Царь, что правит Небесным Царством. Внешне храмы не украшали, но внутри они поражали роскошью. Чтобы, согласно византийским канонам, человек ощутил свое ничтожество перед Господом.

Приближаемся к собору святого Владимира, который сейчас заново отстроен по чертежам старого, разрушенного собора 1861 года. Он поражает своей монументальностью. Перед входом — несколько древних колонн, что неплохо олицетворяет преемственность эпох.

Внутри собора, в центре купола — гигантский голубь. Своими стройными формами он больше напоминает орла. Посредине его крыльев расположены глаза. Наверное, эта мистическая деталь, призвана олицетворять всеведение Господа.

Задумал построить храм Александр I. При этом царе он был деревянным. Александр II начал возводить его каменным. А открыл уже Александр III.

Современный вариант — копия. Открывали его Владимир Путин и Леонид Кучма.

За собором, в древнем городище на берегу меж двух опор — колокол, отлитый в 1777 году в честь Николая Чудотворца из трофейных турецких пушек. Для предупреждения кораблей, когда туман. Во время Крымской войны французы в 1855 году утащили 28 колоколов. В том числе и этот. Уже в 1913 году он был случайно обнаружен на колокольне собора Парижской богоматери. И возвращен в честь дружбы между Францией и Россией (перед Первой мировой бойней, вероятно, дабы укрепить союз против немцев).

Но любопытна и современная мифологизация этого предмета. Дело в том, что именно этот колокол как раз и попал в фильм «Приключения Буратино» как некий атрибут Поля чудес в Стране дураков. На его фоне предприимчивый сын папы Карло закапывал свои золотые.

Так вот, Путин и Кучма не нашли лучшего места как сфотографироваться именно здесь. Что крайне символично. И это дивное фото представлено в экспозиции.

Когда глядишь на Херсонес, сразу поражает четкая планировка города, центральная площадь, ответвления. Скученность почти как в современных мегаполисах. Но при этом почти шахматное расположение зданий. Чего тут только не было: винохранилища, рыбозасолочные комплексы, склепы, жилые дома. И все это по соседству. Иногда —одно сменяло другое.

БЫТ: СОВРЕМЕННЫЙИ АНТИЧНЫЙ

Например, самое знаменитое место Херсонеса — площадка с колоннами, называется «Базилика 1935 года». Это место олицетворяет Херсонес на миллионах открыток.

Откуда такое название? Приблизительно в 400 году базилик был построен на месте синагоги. Однако тут открылся один секрет. Именно в 1935 году здесь обнаружили, что плиты пола были оставлены греческие, их только экономно перевернули. Сверху — мозаика, а с другой стороны — изображения Геракла, Эротов, Диониса. Благодаря иудейской экономии, христиане открыли для себя античный мир. Как все связано!

Мы прикинули, что здесь уместно сфотографироваться в виде античного оратора (либо поэта): в тунике и с венцом на голове. Полевые цветочки сгодились для создания второго украшения, а пляжная подстилка — первого.

Но выяснилось, что запечатлеться тут в гордом одиночестве, дабы сохранить «античность» обстановки почти невозможно. Популярное место не простаивало! То семья, то девочки в джинсах, то мальчики в блейзерах, то свадебная свита во главе с молодыми. И никто не хотел уступать пяти секунд для кадра. Разогнав буквально силой очередную группу страждущих, я, наконец, был запечатлен: в тоге и венке, под нетерпеливыми взглядами ожидающих своей очереди. Для того, чтобы на время стать Цицероном, пришлось совершить подвиг Геракла.

Продолжаем путешествие по улицам древнего города вместе с женихом и невестой. Мама невесты постоянно поднимала ей юбку, чтобы не выпачкать белоснежное платье древней пылью. Все трое очень внимательно рассматривали фундаменты древних жилищ, как будто подбирали себе жилплощадь. Теща внимательно изучала варианты. А что? Для молодых на сегодняшний момент это явная проблема. Первая — где жить, вторая — как прокормиться.

Так вот, возвращаясь к истории, для херсонеситов основным пищевым продуктом являлась рыба. Хотя они немного занимались и земледелием. Рыбу солили и складировали в специальных помещениях, где помещалось от 40 до 60 тонн. Рыба вялилась в собственном соку. Выделялся характерный соус. Для остроты туда добавляли потроха, жабры и кровь. Еще та «вкуснятина»!

У херсонеситов, если вы отправлялись в гости, принято было приносить рыбу в качестве презента. Ужинали вскладчину. Те, кто являлся «налегке», называли «нахлебником»(хлеб, вероятно, был дефицитнее). Его не выгоняли из-за стола, но он был на положении изгоя. Жлоб!

Вино они предпочитали сухое. Дамам пить запрещалось во избежание женского алкоголизма. Разбавляли вино водой, во избежание — мужского.

Большие кувшины делались вручную, только дно на гончарном круге.

Частым украшением помещений служила — виноградная лоза. Она же была и символом Иисуса как олицетворение бессмертия. Перешла «по наследству» от Диониса. Где скорее символизировала неиссякаемость природных сил.

Некоторые огромные кувшины служили столетия. Диоген жил внутри кувшина, а не бочки, как принято считать. Бочка как заменитель появилась в сознании европейцев позднее.

Короче, благосостояние города постепенно росло, поскольку одна из музейных экспозиций показывает обнаруженные здесь замки и ключи. Даже была такая элегантная штучка, как ключ-перстень.

ПОЛНОЕ СМЕШЕНИЕ ВРЕМЕН

Неожиданно территория театра была огорожена полиэтиленовой ленточкой. Оказывается, в древнем театре давали представление. На афише было написано: «Японская сказка». Потом передумали и сказали, что будет ирландская легенда. Позднее, в Киеве, я выяснил по некоторым признакам, что это была пьеса «Гондла» Николая Гумилева на тему исландско ирландского эпоса.

Народ разобрал по 12 гривен билетики и устроился на тысячелетних скамейках, подстелив современные газеты.

Все актеры — в туниках. Или в чем-то похожем.

Некий мужик по имени Гондла, он же король, собрался жениться. Вокруг него терся друг Ахти. Но друг этот — не ахти. Вроде бы, у короля лебединая сущность, а у его политических противников — волчья.

Король узнает страшную новость, что его невеста всю ночь провела с другим. С неким Ланге. Волком позорным! Невеста — то Лера, то Лаик — в зависимости от ситуации.

Гондла требует, чтобы обидчика казнили. Судья — за поединок. Лебедь с волком не рвется в бой. Однако хорошо умеет играть на волшебной лютне, волки — балдеют. Если перестанет играть — хищники разорвут на куски.

Невеста Лера, совершенно перекинулась к волкам. Сначала она очень извинялась перед женихом. А потом начала хвастаться ночами страсти с другим. Кто этих баб разберет?!

Под воздействием колдуна все персонажи пьесы — иногда превращаются в свои сущности. Волки — в волков, лебеди — в лебедей. Одни олицетворяют варваров — те которые воины-волки. А другие — христиан, миссионеров. Две полярности.

Вдруг явились граждане с ружьями и Вождем, говорят: «Король-то Гондла! Сейчас постреляем волков!»

Ситуация перевернулась. Принцессу волки собрались убить, чтобы не делить. Тут Лера стала больше Лаек. Говорит, мол, заточите меня в крепость, но так, чтобы могла слышать как молится Гондла.

Зал очередной раз дружно вздохнул, пораженный женскому коварству...

Сюжет становился запутаннее и мрачнее. Но успеху спектакля стала способствовать природа. К вечеру по небу разлился фиолетово-розовый закат. Античный театр при таких декорациях заискрился. Стал настоящим!

Каменный амфитеатр будто провалился на две тысячи лет назад. Вероятно, те зрители от современных ничем не отличались. Небо темнело и театр все сильнее приобретал черты мистериального храма...

Мне жалко было вначале платить, я ж не знал — что за спектакль? И следил за действием с забора, являя образ древнего «зайца».

«А что, — думал я, наблюдая трагический финал, — были и в те времена нахальные безбилетники. А катарсис от этого испытываешь не хуже. А может, и глубже тех, кто заплатил!»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать