Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Археологи «раскрывают карты»

Несмотря на нехватку финансирования, в этом году украинские ученые провели десятки экспедиций
14 декабря, 10:37
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

«Государственное финансирование именно полевых археологических исследований не предусмотрено вообще. Все исследования, результаты которых можете увидеть, проводились за счет либо грантов, либо каких-то благотворительных средств. Также значительное число финансировалось застройщиками. Ведь в соответствии с законодательством, если строительство затрагивает памятник, он должен быть исследован за счет застройщика», — рассказывает Антон КОРВИН-ПИОТРОВСКИЙ, директор «Охранной археологической службы Украины» Института археологии НАН Украины. Общаемся с ним на конференции «Археология Украины-2017», основной организатор которой — Институт археологии НАН Украины. Такое событие проводится впервые. На 32 постерах в археологическом музее показали результаты наиболее интересных нынешних исследований: карты, фотографии с раскопок и с артефактами и тому подобное. В целом, говорит Антон, в 2017-м провели не менее 200 экспедиций.

В «ДЖУНГЛЯХ» ЛУГАНЩИНЫ

«В таких «джунглях» кременских лесов выявили поселение, довольно неплохое, эпохи финальной бронзы. Будем исследовать его дальше, очевидно, с марта по июнь следующего года. Несколько поселений выявили в балке Большой Суходол близ Лисичанска. Одно поселение эпохи Средневековья оказалось разрушенным — кто-то проложил огромную траншею, в которой потом мы нашли много материала. Кости животных, керамика — это тоже нужно исследовать», — делится планами Сергей ТЕЛИЖЕНКО, научный сотрудник отдела археологии Крыма и Северо-Западного Причерноморья Института археологии НАН Украины. В этом году Сергей работал с экспедицией в Луганской области.

«Мы проводили исследование в более-менее безопасной зоне, это Попаснянский район, окраины города Лисичанска, Кременский район. Там боевые действия уже прошли и риск натолкнуться на взрывоопасные  предметы почти отсутствует, — комментирует Сергей. — Почти все исследования, которые проводились в этом году, связаны с развитием инфраструктуры, которая будет обустраиваться в Луганской области. Это проведение новых коммуникаций, электро- и газоснабжения и тому подобное. Поэтому на Луганщину возвращается нормальная жизнь».

Об одном захоронении эпохи Средневековья в городе Сватово археологи узнали благодаря активистам, которые обустраивали участок под казацкий лагерь. «Захоронение средневековое, в пределах VIII—X веков нашей эры, людей похоронили по мусульманским обрядам — выпрямленное трупоположение головой на юго-запад, лицом на юг, то есть на Мекку. Дело в том, что в составе Хозарского каганата, который в те времена находился на территории современного востока Украины, были мусульмане, — говорит Сергей Телиженко. — Захоронение и само место довольно интересны. Это высокая точка над Сватово, внизу протекает река Красная — пейзаж очень неплохой. Дальше исследования там не будут проводиться. Захоронение частично разрушено, а то, что осталось, мы исследовали».

«ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ СЛИШКОМ МАЛО»

Кроме нехватки финансирования, украинским исследователям доставляют хлопот «черные копатели», которые грабят памятники. «Так называемая черная археология приобрела катастрофические масштабы. Очевидно, в Украине нет села, где не было бы два или три металодетектора. Люди роются с ними на территории археологических объектов, что приводит к их большим разрушениям, — акцентирует Антон Корвин-Пиотровский. — Здесь, очевидно, мало государственной политики, мало наказания и административных мер со стороны власти, которых на самом деле и нет. Важно сознание самих граждан. Тех, кто проводит такие работы, — относительно того, какой вред это приносит нашему археологическому наследию, нашему государству. И также владельцев земли, которые сквозь пальцы смотрят на то, что по их территории ходят какие-то люди и что-то ищут».

Кстати, на днях мы получили ответ на запрос в правоохранительные органы относительно мониторинга сайта аукциона для коллекционеров Violity (имеет репутацию места, где активно сбывают находки «черные копатели»). Напомним, в августе этого года Министерство культуры обратилось в СБУ с просьбой сделать такую проверку на предмет законности проведения операций с культурными ценностями. «День» направил запрос в Службу безопасности, чтобы узнать о реакции на обращение Минкульта. Вскоре получили ответ, что расследованием преступлений по незаконному обращению культурных ценностей занимается Национальная полиция. Наш запрос перенаправили в НПУ, и в начале декабря мы получили ответ от начальника департамента уголовного розыска Нацполиции Сергея Тихонова, что у них затребованная информация отсутствует. Поэтому громкие нужные заявления у нас уже делают, но практические результаты они пока не приносят.

УЧЕТ НАСЛЕДИЯ ПОЧТИ ОТСУТСТВУЕТ

«Сегодня в Украине раскручены частные коллекции, которые на 99% формируются за счет предметов, найденных «черными археологами». У этих людей есть деньги на раскрутку, на то, чтобы даже преподносить все так, как будто они делают для Украины что-то хорошее. А у официальной науки недостаточно ресурса, в частности медийного, чтобы освещать результаты своих исследований», — признает Антон Корвин-Пиотровский.

Немного обнадеживает то, что 2018-й Минкультуры собирается объявить годом восстановления культурного наследия. «Возможно, стоит лучше профинансировать мероприятия по учету наследия. Сегодня у нас фактически отсутствует государственный реестр недвижимых памятников, который должно вести Министерство культуры. Но по факту оно этим не занимается, — констатирует Антон. — Главное, чтобы инициатива с годом восстановления культурного наследия не была «для галочки».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать