Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Недокапитализованный» потенциал

Почему внутренний туризм в Украине, имея колоссальный ресурс, теряет возможность развиваться и приносить прибыль, — эксперт
17 января, 11:30
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ

Что нужно человеку для того, чтобы путешествовать? Ответ простой: время и деньги. То есть массовый спрос на туристические услуги возникает тогда, когда растет материальное благосостояние населения и увеличивается свободное время. Очевидно, из-за этого за рубежом самыми активными туристами являются пенсионеры, которые сэкономили средства и имеют достаточно свободного времени, чтобы путешествовать. Об украинских пенсионерах говорить в этой плоскости не приходится, потому что они хотя и имеют время, но материальное положение большинства оставляет желать лучшего. Вообще-то, как показывает опрос компании Research & Branding Group за февраль 2018 года, украинцы достаточно мало путешествуют: две трети жителей страны (65%) вообще никогда в жизни не выезжали за границу. Несколько более оптимистичная статистика внутренних путешествий: приблизительно 50-55 % украинцев раз в году выезжают в другой регион, но не известно, с какой целью. И хотя кажется, что за последние пять лет количество внутренних туристов росло, в действительности это не так, отмечает заведующий кафедрой предпринимательства, корпоративной и пространственной экономики ДонНУ имени Василя Стуса Александр ТРЕГУБОВ. За годы независимости пиковым в плане внутреннего туризма был 2007 год, когда внутри страны путешествовали более 2 млн человек.

«ЖЕЛАНИЕ ПУТЕШЕСТВОВАТЬ У ЛЮДЕЙ ЕСТЬ — НЕТ ВОЗМОЖНОСТИ»

«Многие думают, что внутренний туризм в Украине молодой, начал развиваться в последние годы, но это не совсем так. Украинцы активно путешествовали в начале века, сейчас количество путешествующих в пределах страны уменьшилось вдвое. И на это есть несколько причин — глобальных (затруднительная социально-экономическая ситуация и война) и практических (отсутствие инфраструктуры, мало туроператоров, которые работают на внутреннем рынке, недоступные туристические маршруты), — рассказывает эксперт. — Но первоочередной преградой является тяжелое материальное положение большинства семей. Те 35%, которые куда-то ездят, это прежде всего за граница, потому что там развитая инфраструктура, сервис, а стоимость не намного выше. Вот неделю назад я ездил в Буковель — красивое место, хороший сервис, прекрасная природа, но если бы дороги были качественными, я бы посещал этот курорт чаще, потому что из Винницы не так уж и далеко. Но как потребитель я не готов путешествовать на собственном авто, а в поезде трястись почти 14 часов тоже не хочется. То есть желание путешествовать у людей есть — нет возможности».

Собственно, именно из-за этого туристическая индустрия в Украине выглядит просто смешно на фоне выездного туризма (то есть импорта услуг). Как свидетельствует отчет Всемирной туристической организации (UNWTO), в 2018 году украинцы в путешествиях за рубежом потратили 8% ВВП страны. И это при том, что, по оценкам Всемирного экономического форума, Украина возглавила рейтинг стран с наименьшей долей туристической индустрии в ВВП — только 1,4%. С другой стороны, как успокаивает эксперт, это свидетельствует о том, что внутренний туристический продукт имеет колоссальные резервы для роста, просто три десятилетия государство не могло поднять его на ноги и создать практическую стратегию развития со стимулами для бизнеса.

«Сейчас туристическая индустрия генерирует 10% мирового валового продукта и обеспечивает работой каждого десятого жителя планеты. Так, туризм составляет 15% ВВП Мальты, 15% ВВП Хорватии, 9,3% ВВП Таиланда,  — продолжает Александр Трегубов. — Мы также имеем огромный потенциал в сфере туризма, но он остается неиспользованным, непроспонсированным, недокапитализтрованным государством. Туризм не рассматривается как бюджетообразубщая отрасль, хотя именно он связывает разные сферы и дает им возможность развиваться. Более того, у нас до сих пор не определены функции управления туризмом в стране. Они постоянно переходят от одной институции к другой, а ответственного координатора — не найти. И это в то время, как территория Украины имеет оптимальные природные и климатические условия. В нашей стране вдоволь рекреационных ресурсов для развития как внутреннего, так и международного туризма. Но очевидно имеющихся ресурсов не достаточно».

«НУЖНО РАБОТАТЬ НАД ТЕМ, ЧТОБЫ У УКРАИНЫ БЫЛ ЕДИНЫЙ, ГЛУБОКО ЗАЦЕМЕНТИРОВАННЫЙ ОБРАЗ»

Согласно Исследованию восприятия Украины, которое проводило Министерство иностранных дел, среди перспективных видов туризма Украины, на которые реагируют зарубежные (да и внутренние) туристы, были названы посещение культурно-исторических памятников (56%); сельский туризм (44%); природные заповедники (44%); фестивальный туризм (39%); морские курорты (34%); экологический туризм (34%) и религиозное паломничество (23%). Возможно, исходя из этого, Национальная туристическая организация Украины объявила 2020 год годом сельского туризма, который включает как экотуризм, так и посещение разных местностей и обществ. Однако Александр Трегубов категорически против того, чтобы туризм в Украине ассоциировался с селом. Ведь мы богатая и самодостаточная страна, которая стоит инновационного представления.

Несмотря на то, что украинцы мало путешествуют внутри страны, именно внутренний туризм, по моему мнению, может стать мощным стимулом для самоидентификации нашей нации, — резюмирует эксперт. — Реальный контакт с культурным, историческим, архитектурным наследием Украины может не только интеллектуально и духовно обогатить, но и изменить потребительское отношение граждан к своей стране. Но на своих плечах туроператоры, агентства, экскурсоводы не вытянут. Государство должно самопрорекламироваться. Показать, какое оно крутое и какой ты неблагодарный, что не едешь и не смотришь на его достопримечательности, тропинки, фестивали

«Помните, в 2018 году в рамках работы над улучшением международного имиджа Украины Кабинет Министров одобрил бренд Ukraine NOW. Ожидалось, что бренд станет основой для позиционирования страны в мире как молодого государства с инновационным наполнением. И это было правильное решение, потому что нельзя допустить, чтобы Украину ассоциировали с селом, зелеными полями, буренками и тому подобное, — отмечает ученый. — Нужно работать над тем, чтобы у Украины был единый, глубоко зацементированный образ, который будет идентифицироваться с прогрессивной нацией и не вызывать дисбаланса: на международных выставках показываем инновации, промышленный потенциал, а приглашаем посетить село. Если 2020-й год провозглашать годом сельского туризма, то нужно понимать, что современные общества можно развивать не только через него, но и используя духовное наследие, архитектуру, рекреационные зоны, в конце концов событийный туризм, который очень заходит, особенно аутентичные гастрофестивали. Просто нужно правильно планировать и поддерживать громады, которые развивают туристическую составляющую».

«ГРОМАДЫ НЕ ДОЛЖНЫ «ВАРИТЬСЯ» В СОБСТВЕННОМ СОКУ, А ИМЕТЬ ДОРОЖНУЮ КАРТУ С РАЗНЫМИ КОМПОНЕНТАМИ»

В целом таких ОТГ, которые прописывают в стратегиях развития территории туристическую компоненту, достаточно много. Как говорит Александр Трегубов, только ленивые не подают туристические проекты на гранты. Но пока не будет развиваться инфраструктура, турист в село не поедет. Как пример приводит знаменитый OPERAFEST TULCHYN, который поставил на уши область и Украину. Да, событие крутое, но не все желающие смогли его посетить и прежде всего из-за отсутствия инфраструктуры. На OPERAFEST TULCHYN не сможет приехать турист из Харькова или Одессы, если не будет иметь места в гостинице для ночевки. Из-за этого фестиваль, несмотря на международный статус, остается локальным в плане посетителей, потому что приезжают посмотреть на действо прежде всего жители Винницы и районов области.

«Для того, чтобы туризм в громадах развивался, нужна централизованная политика, хотя бы в разработке маршрутов. Громады не должны «вариться» в собственном соку, а иметь дорожную карту с разными компонентами, — отмечает завкафедрой. — Нужно перезнакомить друг с другом всю страну. Для этого должны быть пути — дороги или хорошее железнодорожное сообщение. Вот, например, отремонтировали дорогу в Хмельницкий — и количество туристов в Каменец-Подольский из Винницы увеличилось. Конечно, не все могут похвастаться такой достопримечательностью, как в Каменке. Но в каждой громаде есть что показать, другой вопрос — как добраться, чтобы увидеть. Большинство достопримечательностей, которые сохранились до наших дней, в запущенном состоянии и вызывают у туристов не вау-эффект, а разочарование от исторической неблагодарности. И это еще один вопрос к государству».

«ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ, ПО МОЕМУ МНЕНИЮ, МОЖЕТ СТАТЬ МОЩНЫМ СТИМУЛОМ ДЛЯ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ НАШЕЙ НАЦИИ»

Не так давно Zruchno.Travel с помощью экспертов Ассоциации индустрии гостеприимства Украины составил рейтинг регионов Украины, которые имеют уникальные туристические локации и множество интересных туристических маршрутов. Учитывались показатели посещаемости, собранные суммы турсбора, расходы на развитие инфраструктуры и промоцию. Так, первое место по доходам от туризма (после безусловного лидера — города Киева с его 33 миллионами турсбора) заняла Львовская область. Она привлекает туристов в любое время года европейской атмосферой городов, красивой природой и развитой инфраструктурой. На втором — Одесский регион, который нравится туристам теплым климатом, морем и песчаными пляжами. Третье место занимает Закарпатье, прежде всего благодаря гастрономическому туризму и термальным источникам. Потом идут Ивано-Франковщина, Херсонщина и так далее. Винничина, к сожалению, не в десятке лидеров.

«Несмотря на то, что украинцы мало путешествуют внутри страны, именно внутренний туризм, по моему мнению, может стать мощным стимулом для самоидентификации нашей нации, — резюмирует эксперт. — Реальный контакт с культурным, историческим, архитектурным наследием Украины может не только интеллектуально и духовно обогатить, но и изменить потребительское отношение граждан к своей стране. Но на своих плечах туроператоры, агентства, экскурсоводы не вытянут. Государство должно самопрорекламироваться. Показать, какое оно крутое и какой ты неблагодарный, что не едешь и не смотришь на его достопримечательности, тропинки, фестивали».

Александр Трегубов надеется, что создание офиса, который будет заниматься индустрией гостеприимства и промоцией туристической Украины (об этом в конце 2019 года заявил председатель Ассоциации индустрии гостеприимства Украины Александр Лиев), может изменить отечественную индустрию туризма. Ведь впервые за многие годы на развитие туристической отрасли в Госбюджете предусмотрели 240 млн грн. Эти средства будут направлены на создание туристической инфраструктуры, промоцию украинских туристических продуктов в мире и на повышение уровня туристического сервиса в Украине. Поживем — увидим.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать