Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Украина–Норвегия: исторический визит

Уле Т. ХОРПЕРСТАД: «Мы осудили незаконную аннексию Крыма и агрессию на востоке, а также присоединились к санкциям ЕС и США»
18 октября, 10:47
ДЛЯ ЛУЧШЕГО ПОНИМАНИЯ НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ УКРАИНЫ МЫ ПОДАРИЛИ ГОСПОДИНУ ПОСЛУ КНИГУ «КОТЕЛ» ИЗ БИБЛИОТЕКИ «ДНЯ» НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

Сегодня, 18 октября, Президент Украины Петро Порошенко осуществит первый в истории отношений между двумя странами официальный визит в Королевство Норвегия. Осенью 2014 года впервые Украину посетила норвежский премьер Эрна Солберг. Какие ожидания возлагают в Норвегии на этот визит главы украинского государства, какие видят перспективы двухсторонних отношений, и какое далекое прошлое связывает Украину и скандинавскую страну? Об этом рассказал «Дню» в эксклюзивном интервью Посол Королевства Норвегия в Украине Уле Т. ХОРПЕРСТАД.

«МЫ РАБОТАЕМ НАД ТРЕМА ДОКУМЕНТАМИ»

— Это первый визит президента Украины в Норвегию. И можно даже сказать, что это исторический визит. Он демонстрирует важность отношений между Норвегией и Украиной. Мы надеемся, что визит приведет к углублению наших отношений и развитию  партнерства между нашими странами.

— Планируются ли подписание документов, договоров, в каких сферах? 

— Мы работаем над трема документами, которые мы собираемся подписать. Во-первых, совместную декларацию о двухсторонних отношениях между нашими странами, которая даст направление на будущее годы. Во-вторых, договор о техническом и финансовом сотрудничестве. В-третьих, это межведомственное соглашение о сотрудничестве в области юстиции.

К тому же будет проведен большой бизнес-форум, где мы соберем всех заинтересованных норвежских и украинских бизнесменов. На этом мероприятии выступит президент Украины и премьер-министр Норвегии. Надеюсь, что этот бизнес-форум приведет к увеличению торговых и инвестиционных отношений.

— Можете ли вы назвать перспективные сферы сотрудничества?

— Норвегия уже является большим экспортером рыбы в Украину. Вы можете увидеть норвежскую рыбу в украинских магазинах. 85% нашего экспорта — это рыба. Еще одной важной сферой является информационные технологии. В норвежских компаниях, которые занимаются аутсорсингом, работает примерно 5 тыс. украинцев. Еще одной перспективной отраслью являются маленькие гидроэлектростанции, которые могут обеспечить электроэнергией небольшой населенный пункт. Мы надеемся развивать сотрудничество в энергетическом секторе. Здесь речь идет, в том числе об энергоэффективности, ядерной безопасности и технологиях в газонефтянном секторе. Перспективной отраслью является совместное кораблестроение.

— Ваша страна является третьим в мире экспортером «голубого» топлива и удовлетворяет больше 20% потребностей ЕС в поставках газа. А когда норвежский газ может попасть в Европу и через Польшу в Украину?

— В 2015 году через ЕС норвежский газ уже попадал в Украину. Поэтому у нас есть такая возможность, на коммерческих условиях.

«МЫ ПОДДЕРЖИВАЕМ УКРАИНУ В АДАПТАЦИИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ К ЗАПАДНЫМ СТАНДАРТАМ»

— А как на счет сотрудничества в военно-технической сфере?

— Мы поддерживаем военные реформы, сотрудничаем по линии НАТО в рамках Всеохватывающего пакета помощи. У нас есть проекты по обучению военных. Мы поддерживаем Украину в адаптации вооруженных сил к западным стандартам.

— Первый визит норвежского премьера в Украину состоялся осенью 2014 года, и теперь первый визит украинского президента в Норвегию. Что послужило основой активизации отношений?

— Революция Достоинства послужила толчком. Норвегия с самого начала поддержала Украину в этих событиях. Мы четко поддерживаем территориальную целостность и суверенитет Украины, мы осудили незаконную аннексию Крыма и агрессию на Востоке. И мы присоединились к санкциям ЕС и США. Мы стоим вместе с нашими союзными странами.

Поскольку Украина решила приблизиться к европейским стандартам и интегрироваться в ЕС, мы решили поддерживать эти реформы. И когда наш премьер была здесь в ноябре 2014 года, то она обнародовала пакет поддержки Украины в четырех направлениях: судебной и правоохранительной сфере, энергетике и ядерной безопасность,  улучшение торговых отношений и гуманитарная помощь. В этом году этот пакет составляет 22 млн евро. 

— Вы сказали, что Норвегия поддерживает Украину в программах НАТО. А какая позиция Осло относительно членства нашей страны в Альянсе?

— Мы поддерживаем позицию, которая была зафиксирована в Бухарестской декларации саммиту НАТО в 2008 году: двери Альянса остаются открытыми для Украины. Сейчас вопрос членства НАТО не стоит на повестке дня. Такая перспектива есть, но при условии реализации реформ, демократического и гражданского контроля за силовыми структурами. Поэтому Украине нужно сделать много работы, а НАТО будет содействовать в этом процессе.

«НОРВЕГИЯ ПОДДЕРЖИВАEТ СУЩЕСТВУЮЩИЕ САНКЦИИ ПРОТИВ РФ»

— У нас в редакции были норвежские эксперты, которые говорили, что в норвежском обществе разделяют мнение, что в Украине в настоящее время продолжается российская агрессия. И каким вам видится разрешение конфликта на Донбассе, учитывая то, что Россия не выполняет свою часть Минска-2?

— Мы считаем, что у нас нет другого механизма, чем Минск-2. Надо чтобы все выполняли условия, прописанные в Минских соглашениях. К сожалению, ситуация с безопасностью на Донбассе является серьезной проблемой для достижения прогресса.

— Тогда, возможно, нужны новые санкции, чтобы заставить Россию выполнить первые пункты соглашения, которые обеспечат безопасность, и тогда можно будет реализовать политические условия?

— Я не думаю, что сейчас вопрос стоит о новых санкциях. Норвегия поддерживаeт существующие санкции против РФ. Надеюсь, что это сработает.

«МЫ СЛЕДИМ ЗА ВОЕННОЙ АКТИВНОСТЬЮ РОССИИ НА СЕВЕРЕ»

— Недавно был опубликован доклад Foreign Policy Council, в котором говорится, что Россия продолжает гибридную войну, покупает в Европе СМИ, политиков, собственность. Ощущается ли в вашей стране гибридная война? Два года назад ваш премьер в интервью украинским СМИ заявила, что Норвегия не ощущает роста военной угрозы со стороны России. А согласно последним сообщениям, Норвегия строит забор с Россией, военный бюджет возрастет на 230 млн долларов, а также ваша страна заявила о готовности разместить на своей территории американские войска.

— Насколько я знаю, у нас нет СМИ, которыми владеет Россия, так что пока мы не видим особо сильного влияния в этом плане. Конечно, мы следим за военной активностью России на севере. Увеличение военного бюджета главным образом связано с инвестициями и модернизации вооруженных сил согласно новому долгосрочному плану обороны. В целом мы хотим иметь хорошие соседские отношения с Россией.

— Как Норвегии удалось после стольких лет урегулировать территориальный спор с Россией в Баренцевом море? 

— У нас был очень длительный процесс. Переговоры начались в 1972 году и закончились в 2010 году. Я сам участвовал в некоторых раундах переговоров, когда работал в МИДе и жил в Москве. По моему мнению, это было связано с нашими общими интересами в том, чтобы управлять ресурсами на Баренцевом море. А когда нет четких линий, регуляций, трудно использовать природные ресурсы, а это кроме рыбы, природный газ и нефть. Мы и Россия были заинтересованы в том, чтобы иметь четкую юридическую, правовую базу, чтобы воспользоваться этими ресурсами.

— А что скажете о строительстве забора с Россией, чем это было вызвано?

— Как вы знаете, прошлой осенью был большой поток беженцев через границу, но спустя несколько недель мы достигли соглашения с РФ и этот поток остановился. В этом году мы решили строить забор, чтобы была возможность навести порядок на границе в случае, если возникнет похожая ситуация.

«НОРВЕЖЦЫ НЕ ЛЮБЯТ, ЧТОБЫ ИМИ ПРАВИЛИ ИЗВНЕ...»

— Ваша страна присоединилась ко многим нормам ЕС, но не хочет вступать в это сообщество. Можете назвать главные причины, почему норвежцы не хотят присоединяться к ЕС?

— Действительно, мы очень сильно интегрированы в ЕС через европейское экономическое пространство. Норвежцы два раза в 1972 и в 1994 годах на референдуме сказали «нет» членству в ЕС, может быть, потому что мы очень привязаны к нашей самостоятельности. Мы сравнительно молодая страна. Независимость мы получили в 1905 году. Сельское хозяйство, рыболовство, нефть и газ являются главными нашими природными ресурсами, над которыми хочется сохранить национальный контроль. Норвежцы не любят, чтобы ими правили извне... (Смеется.) Для нас важно чувство самостоятельности, что мы своими силами должны справляться. Сейчас около 70% населения против возможного членства в ЕС. С другой стороны, хочу подчеркнуть, что мы сильно интегрированы с ЕС, входим в Шенгенскую зону и европейское экономическое пространство. Наш главный торговый партнер — ЕС, и большинство наших самых близких союзников и друзей — страны-члены ЕС. 

— Как норвежцы относятся к такому институту, как монархия? Насколько для норвежцев важно, чтобы этот институт сохранялся? Какую важную роль в жизни страны играет король?  

— Монархия занимает сильные позиции в Норвегии. Наш первый король Хаакон VII фактически был избран на референдуме в 1905 году. А нынешний монарх Харальд V является его внуком. Король и королева очень популярны и пользуются уважением в народе, они в этом году отметили 25-летие нахождение на троне. Я считаю, что большинство людей рассматривает монархию как стабильный неполитизованный институт, который достаточно хорошо представляет всю страну. Король и королева также отлично представляют Норвегию во время государственных и официальных визитов, что также является важной функцией. Ваш президент и его жена также будут встречаться с их величествами во время визита в Осло.

«Я ЗНАЮ, ЧТО УКРАИНЦЫ ЧТЯТ НАНСЕНА ЗДЕСЬ...»

— Г-н посол, вы, наверное, читали интервью «Дня» с британским послом в Украине, в котором она заявила, что ее страна занимает первое место по использованию «мягкой силы». А разве Норвегия не славится своей soft power?    

— Наша страна имеет большую программу содействия странам, которые развиваются. Мы стараемся представлять свою культуру. И в Украине можем это делать. Для нас очень важно представлять наши ценности, такие как демократия, права человека, равноправие между полами и равные права разных сексуальных ориентаций. 

— Днями мы опубликовали в нашей газете, что благодаря усилиям великого норвежца Фритьйофа Нансена в Украине были спасены от смерти миллионы украинцев... Помнят ли сейчас об этом в Норвегии?

— Да, я видел эту статью. И об этом широко известно. Я знаю тут об одном селе Михайловское, где отрыли сейчас музей Нансена, который отдал часть своей Нобелевской премии для строительства машинной станции. Я собираюсь туда поехать и навестить это село. Я также знаю, что украинцы чтят Нансена здесь, за его вклад в те годы.

«МЫ МОЖЕМ РАДОВАТЬСЯ ТОМУ, ЧТО У НАС ЕСТЬ ОБЩИЕ КОРНИ»

— Помнят ли в Норвегии, что в 1043 году Ярослав Мудрый дал в качестве приданого за дочерью Елизаветой, невестой норвежского короля, землю оттуда (а в то время граница проходила по Люнгенфьорду, в 50 километрах восточнее современного города Тромсе) вплоть до Альтафьорда и реки Альта?

— (Смеется.) Я об этом очень хорошо помню, потому что изучал историю. Ярослав Мудрый отдал в Норвегию свою дочь Елизавету, а также вторую и третью — другим государствам. Может быть, это не так широко известно широкой публике в Норвегии. Важная часть нашей совместной истории — викинги приезжали сюда в Украину, служили у князей, некоторые из них увезли отсюда невест. (Смеется.) Так что Елизавета, мы ее называем Елисив, была у последнего короля викингской эры — Гарольда, который погиб в 1066 году.

— При вторжении в Англию?

— Именно, тогда он погиб, в этой битве. А она, Елисив, осталась. Эта хорошая история связывает нас с давних времен.

— Действительно, в Украины давняя история, которая начинается с Киевской Руси, но Россия, которая постоянно проводит экспансионистскую политику, экспроприировала (другими словами, украла) нашу историю. Что вы думаете об этом?

— В любом случае, украинские корни лежат в Киеве, в Киевской Руси. Это основа украинской державы. История Украины драматичная и переменчивая. Но нация выжила и стала государством уже в нашу эру. Мы можем радоваться тому, что у нас есть общие корни, которые связывают нас с самого начала нашего существования.

«НАДЕЮСЬ, НОРВЕЖЦЫ УВИДЯТ, ЧТО УКРАИНА — ЭТО ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ СТРАНА»

— Г-н посол, когда вы стали интересоваться Украиной?

— Я давно интересовался вашей историей. Первый раз был в Киеве еще в советское время в 1981 году. Город произвел на меня большое впечатление еще тогда. Несколько раз я приезжал после этого. Я интересовался языком, культурой, историей славянских народов. Сейчас изучаю украинский язык, чтобы была возможность лучше знать вашу историю и культуру. Уже свободно читаю вашу газету. Говорить сложнее, но надеюсь освоить язык.

— Какая черта украинцев более всего поразила вас?

— У меня очень хорошие впечатления от Украины за полтора месяца моего пребывания в вашей стране. Я вижу молодых и ангажированных  людей, которые владеют иностранными языками, интересуются учебой за границей, в том числе в Норвегии. Так что есть поколение, которое стремится к близкому сотрудничеству с Европой. Я надеюсь, что норвежцы увидят, что Украина — это замечательная страна, что здесь много достопримечательностей. Природа в Украине великолепная.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать