По «мюнхенскому» сценарию
У Украины не остается другого выхода, чем продолжать борьбу против «Северного потока-2»Соглашение по газопроводу «Северный поток-2» крайне негативно было воспринято в Украине, Польше и странах Балтии, скандинавских странах, в частности, в Швеции. Основные претензии сводятся к следующим.Во-первых, договорились фактически за спиной Украины без учета ее предостережений. Соответственно не были учтены позиции руководства Евросоюза.
Во-вторых, гарантии Украине в соглашении написаны неконкретно и четких безусловных обязательств стороны на себя не взяли. Германия будет добиваться продолжения транзита газа через Украину, но как быть Берлину, если Москва заявит, что финансовые условия выставляемые Киевом ее не устраивают, из соглашения совершенно не вытекает. Не случайно министр иностранных дел России Сергей Лавров весьма иронично высказался относительно этого пункта соглашения. Очень вероятно, что немецкая дипломатия будет не принуждать Россию, для этого у нее нет реальных рычагов воздействия, а оказывать давление на Украину для принятия любых московских предложений. И как обычно выражать озабоченность.
В-третьих, Вашингтон стремится освободить себе руки в Европе, переложив львиную долю ответственности на Германию, возможно вместе с Францией, а самому предметно заняться противостоянием с Китаем.
В русле этой политики следует рассматривать и резкое смягчение в отношении России. На берегах Потомака решили изменением подхода к Москве попытаться оторвать ее от Китая. Вполне возможно, что этот вариант обсуждался на встрече Путина и Байдена в Женеве и российский президент даже дал какие-то обещания.
Такой поворот Вашингтона вызвал сильную оппозицию в США. Очень характерна колонка в газете The Washington Post от 21 июля 2021 года бывшего посла в Москве Майкла Макфола. Отметим, что это авторитетное издания всегда было близким к демократам.
Свою колонку он озаглавил «Пытаться оторвать Россию от Китая — глупая затея». В ней он подробно рассказал, что в настоящее время невозможно повторить маневр Генри Киссинджера, который обеспечил сближение Вашингтона и Пекина в 1971-1972 гг.
Как пишет Макфол, «Напротив, китайско-российские отношения в сфере экономики, безопасности и идеологии сегодня теснее, чем когда-либо. Владимир Путин формулирует международную политику в идеологических терминах: автократы против демократов. Он считает Си Цзиньпина своим самым важным идеологическим партнером, а Си, в свою очередь, называет Путина своим «лучшим другом». Так почему же Путин должен отказаться от своей родственной души-автократа, чтобы заигрывать с демократическим лидером, которого он встречал только дважды? … По мнению Путина, Си — могущественный и более надежный партнер, каким никогда не будет Байден и его преемники».
Косвенным подтверждением безуспешности такой политики Белого дома служат российские опасения по соглашению Байден-Меркель.
С одной стороны, в Москве не скрывают удовлетворения, что пока новых санкций против газопровода «Северный поток-2» не будет. Он будет достроен, а дальше Кремль рассчитывает на благосклонное отношение Берлина к возможности его запуска. С имиджевой точки зрения для Путина это очень важно. Несмотря на санкции и задержки все-таки проблемный газопровод будет достроен. Остальное, по мнению окружения Путина, приложится. Если не сразу, то со временем.
Однако таким положительным сигналом от соглашения дело, по сути, ограничивается. Дальше начинаются проблемы. И в Москве все прекрасно поняли.
Если отвлечься от пропагандистских вывертов на федеральных телеканалах, то более вдумчивые политики и эксперты увидели в соглашении много негативного.
Для начала в России также выразили недовольство тем, что ей выставили требования продлить договор о транзите газа через Украину после 2024 года на 10 лет. Почти в форме некоторого ультиматума. При этом неопределенность формулировок, которые у нас рассматривают, как недостаток и даже предательство, в Москве видят как неприкрытую угрозу. Именно в их неопределенности и многозначности формулировок. Угрожают санкциями в случае плохого поведения. Что таковым считать, с московской точки зрения, и какие на этот случай санкции возможны, их глубина и охват совершенно неясен.
Время, в принципе, работает против монополизма «Газпрома» в поставках газа в Европу. Источников газа становится все больше и больше. Уже имеющиеся расширяются и увеличивают поставки. Даже с условием, что потребление в Европе будет расти, особого дефицита на рынке не предвидится. Так что в случае чего несколько прикрутить вентиль на немецкой стороне Потоков не составит особого труда.
Попытки газового шантажа Европы наталкиваются на серьезное противодействие. Как ни странно, но дальнейшее повышение цены за счет создания искусственного дефицита, предпринятое «Газпромом» совсем недавно, ударило по нему бумерангом. Происходит некоторое выравнивание цен в Европе и Азии. Чем выше стоимость газа в Европе туда будут перенаправляться потоки СПГ, так как плечо доставки короче и выгода очевидна. Не случайно в Москве сдали назад и на август забронировали прокачку через Украину. Небольшую, но все же.
Вообще перспективы углеводородов в энергетике в долгосрочной перспективе выглядят весьма туманными. В ЕС принимаются все более жесткие документы по углеводородному следу, а это ориентирует бизнес на использование безуглеродной энергетики. Хотя в ближайшие годы газа понадобится больше, но в дальнейшем его потребление будет снижаться. Так что энергетическое оружие России имеет все шансы достаточно быстро потерять остроту.
Следующая проблема. Новый газопровод имеет явно избыточную мощность. И, тем не менее, согласно Третьему энергетическому пакету «Газпром» может его задействовать только на 50%. Характерно решение Европейского суда юстиции, который поддержал позицию Польши с требованием ограничить на 50% мощность газопровода OPAL, который соединяет Потоки с европейской газотранспортной системой. Получается, что трубы уложили, но они не могут быть в полной мере использованы. О затратах на прокладку не говорим, в Москве на политические мероприятия денег не считают. К тому же, кто надо свои деньги получил, кто надо уворовал. Все остальное уже из области политики и к коммерческим условиям никакого отношения не имеет.
Следующий вопрос, крайне нервирующий Москву. Совершенно неясны результаты выборов в Бундестаг в сентябре. Зеленые, рейтинг которых недавно поплыл, после катастрофического наводнения и неорганизованных действий власти, особенно в первые дни бедствия, понизил популярность ХДС, и зеленые снова пошли вверх. Если последние войдут в коалицию, то политика в отношении Москвы точно изменится. И не в лучшую для Кремля сторону.
Следует также учитывать внутриполитический фактор в США. На Байдена оказывается очень сильное давление. Не только республиканцы, но и значительная часть демократического истеблишмента. Упомянутая выше статья Макфола из этой серии. Байден не выполнил ряд принятых законов в отношении антироссийских санкций и в нужное время ему это припомнят, как только со стороны Москвы появятся какие-то признаки агрессивных действий. Не обязательно военных, но таких же деструктивных. Байдену в очень непростой обстановке придется доказывать, что он на переговорах с Путиным не проявил слабость и не пошел на уступки. Кстати, не только в отношении Украины.
В данный момент соглашение Байден-Меркель выглядит как определенное поражение Украины. Следует хорошо проанализировать, почему наша дипломатия пропустила момент вашингтонского поворота.
Однако посыпать голову пеплом и кричать «зрада» тоже не имеет смысла. Тем более, что у Москвы тоже нет повода особенно радоваться.
Так что в более долгосрочном плане еще не все потеряно.