Сейм vs женщины
Организаторы и участницы «черных протестов» рассказали «Дню», как удалось заблокировать тотальный запрет абортовЗаконопроект о тотальном запрете абортов, который вызвал в последнее время волну массовых протестов в Польше, в конце концов был отклонен. Глава профильной комиссии, на рассмотрении которой находился нормативный акт, депутат правящей партии «Право и справедливость» Витольд Чарнецкий заявил, что протесты так называемого «черного понедельника» были очень важны, «заставили задуматься и научили смиренности». В тот день опустели десятки тысяч офисных кресел, закрылись коммерческие заведения и, несмотря на проливной дождь, на улицы польских городов в черной одежде, но с цветными зонтиками вышли с протестом поляки. Только в Варшаве, по подсчетам власти, собралось более 30 тыс. человек. Также имели место демонстрации в Кракове, Познани, Вроцлаве, Гданьске и других польских городах. Акции солидарности с поляками состоялись в Украине, Франции, Германии, Литве, соцсети заполонил хештег #czarnyprotest и #blackprotest. «Мое тело — мое дело», «Правительство — не беременность, можно устранить», — заявили поляки.
Если бы закон приняли, прерывание беременности для польской женщины оборачивалось бы уголовным наказанием — от трех месяцев до пяти лет тюрьмы. То же самое касается и врача, который рискнет провести процедуру. Также уголовное наказание могло постигнуть женщин, у которых произошел выкидыш.
Создается впечатление, что «ПиС» загнала себя в угол из-за избыточной близости и желания «рассчитаться» за поддержку с Костелом. Несмотря на высокий авторитет католической церкви в обществе, властная партия недооценила зрелость и сплоченность гражданского общества. Курс «культурной революции», «возвращения Польше своего лица» зашел слишком далеко и натолкнулся на категорическое неприятие поляками претензии на ограничение прав. «Черный протест» можно назвать «новой эпохой», своего рода «женской весной» в Польше, — комментирует социолог Вероника Грезебалска. — Абсолютное большинство женщин считают полный запрет абортов вместо создания пристойных перспектив средневековьем».
Является ли нормальной демократия, при которой власть слушает епископов, а не граждан и гражданок, и могут ли протесты против запрета абортов перерасти в антиправительственное движение, «День» спросил у активисток недавних событий.
«КАЧИНЬСКИЙ ИСПУГАЛСЯ ПОСЛЕДСТВИЙ — ВПЛОТЬ ДО РАСКОЛА В СОБСТВЕННОЙ ПАРТИИ»
Катажина ХИМЯК, историк и общественный деятель, участница «Черного протеста» в Варшаве:
— У многих женщин вызвало раздражение отклонение депутатами «ПиС» весной этого года законодательной общественной инициативы «Спасем женщину», законопроекта, который предусматривало более либеральный подход к абортам. Он включал в себя программу предупреждения нежелательной беременности — более широкий доступ к средствам контрацепции и половое воспитание. После принятия законопроекта Ордо Iuris о полном запрете абортов в интернете началась волна неприятия. Соответствующая группа в Facebook быстро набрала более 100 тыс. членов. Важную роль в мобилизации поддержки протестов сыграли и традиционные медиа. Официальную поддержку «черный протест» получил от многих известных людей, в том числе мужчин — журналистов, актеров, общественных деятелей.
Власть пошла на уступки, потому что испугалась масштабов протестов — 3 октября в них приняли участие более 100 тыс. человек по всей стране. Те же депутаты «ПиС», которые голосовали в первом чтении в интересах проекта Ордо Iuris, во втором чтении, напротив, отправили его в корзину.
Интересно, что лидер правящей партии Качиньский отступился под давлением «черного протеста», а перед тем действия Комитета по обороне демократии, по делу Конституционного суда и средств массовой информации не вызвали у него подобной реакции. Хотя протесты были не менее массовыми — в Варшаве 12 декабря 2015 года на улицы вышло около 50 тыс. человек.
Но вопрос абортов Качиньскому труднее обыграть и оправдать политически. В споре о Конституционном суде его основная защитная линия в том, что Конституционный суд уже давно является инструментом в руках «Гражданской платформы», а теперь «Право и Справедливость», продвигая новый закон, пытается восстановить баланс сил. Кроме того, тема абортов является менее абстрактной, потенциально затрагивает каждую семью в Польше и рассматривается как вмешательство в частную сферу, чего поляки не любят. Очень возможно, что Качиньский испугался даже возможного раскола в собственной партии.
К сожалению, на сегодняшний день польская католическая церковь стала тормозом на пути к общеевропейским демократическим ценностям. Это происходит потому, что многие священники враждебно настроены к Европейскому Союзу и не понимают демократию как политическую систему — что это не только власть большинства, но и защиты прав разных меньшинств, в том числе, например, сексуальных.
У Польши есть большой потенциал для протеста — это еще раньше показали акции Комитета обороны демократии. Но спор по поводу прерывания беременности радикально увеличил его, мобилизовав многих молодых людей, до того — в основном аполитичных. Их мало интересовала важность ситуации вокруг Конституционного суда и сфера политических реформ, в то время как очень не понравилось вмешательство в личную жизнь законом об абортах.
«ВЛАСТНАЯ ПАРТИЯ НЕ ОСТАВИЛА СВОИХ НАМЕРЕНИЙ»
Каролина БЖИНЦКА, организатор митинга в Варшаве:
— Наш протест является ответом на желание усилить закон 1993 года. Аборты сейчас разрешены только в трех случаях: в случае изнасилования, если беременность угрожает жизни и здоровью женщины или если плод имеет серьезные дефекты. Но польский парламент с помощью церкви и традиционалистских организаций пытается сделать женщин рабами собственной фертильности.
Мы решили использовать все законные формы протеста, чтобы не допустить этого. К сожалению, выиграли только битву, а не войну. Политики отложили, но не отказались от намерения усилить закон, продолжаются дискуссии.
По данным официальной статистики, количество легальных абортов в Польше колеблется от 600 до 2000 в год. Однако женские организации сообщают, что в подпольных условиях их количество в несколько раз выше. Также огромное количество женщин, около 150 тыс. в год, занимается «абортным туризмом» — ездят за границу перерывать беременность. В Польше также существует проблема врачей, которые используют «клаузу совести». Они не просто возражают против права пациентов на контрацепцию, но и не предоставляют информацию о состоянии плода во время беременности. Сознательно вводят в заблуждение пациентов с повышенным риском беременностей, и дети рождаются калеками и инвалидами.
Многократно в течение 23 лет женские организации подавали проекты либерализации абортов. К сожалению, каждый раз парламент их отклонял. Польские женщины обозлены наступлением церкви и политиков на их фундаментальное право самим решать свои вопросы.
ОТВЛЕКАЮЩИЙ МАНЕВР?
Магда, участница демонстрации в Варшаве:
— Конечно, нельзя сказать, что все польское общество включилось в акции протеста. Повлияли ли мы? Тоже не берусь быть оптимисткой. Проект Ордо Iuris хоть и был отклонен, однако в последние дни лидеры правящей партии и другие члены опять высказывались за возможность сократить прерывание беременностей до минимума. Некоторые утверждают, что поднятие этого контраверсионного вопроса является отвлекающим маневром. Не стоит забывать, что в ближайшее время должны быть подписаны договоренности CETA и TTIP (экономические соглашения с Канадой и США. — Ред.), что является серьезной проблемой для польской экономики и общества.
Сам законопроект не был большим сюрпризом — в течение многих лет консервативные круги громко говорили о своем недовольстве существующим «компромиссом». Но показательно, что на протест вышло много верующих, которые ведут традиционный образ жизни — не за аборты, а за свободу выбора как фундаментальное право человека.
Существует много движений, направленных на либерализацию нынешнего законодательства в этой сфере, которые пользуются популярностью в польском обществе. Девушкам нужен доступ к сексуальному образованию, они должны знать, как защититься от нежелательной беременности, что такое ее искусственное прерывание, и не бояться обратиться за консультацией к соответствующим врачам. Драконовские методы запрета только ломают жизнь — женщины заканчивают самоубийствами, калечат себя во время попыток «домашнего» прерывания беременности или обогащают иностранные клиники. Для повышения рождаемости нужны настоящие стимулы, а запрет на аборты никогда не улучшит демографическую ситуацию.
Выпуск газеты №:
№187, (2016)Section
Мировые дискуссии