Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Молдову ожидают бурные времена»

Оазу НАНТОЙ — о политических раскладах в РМ, будущих парламентских выборах и угрозах со стороны Приднестровья
24 апреля, 10:28
ФОТО С САЙТА PRIME.MD

Сегодня в политической жизни Республики Молдова (РМ) продолжаются довольно сложные процессы. Публичное противостояние проевропейских и пророссийских сил, накануне выборов примаров Кишинева и Бельц в мае 2018 г. и парламентских выборов в ноябре этого года, все больше набирает обороты. Какова текущая ситуация в стране, кто победит, а кто проиграет во время избирательной гонки и, что ожидать от событий в РМ, — вот  ключевые на сегодня вопросы, ответить на которые попытался известный молдавский политический аналитик, депутата Парламента Молдовы (2009—2010), директор программ молдавского Института публичной политики (IPP) Оазу НАНТОЙ.


— Господин Нантой, совсем недавно прошли выборы президента России. Вполне ожидаемо президентом остался В.Путин. При этом население Молдовы также «приложило к этому свою  руку». Граждане с российским паспортами выстаивали длинные очереди возле избирательных участков, чтобы отдать свой голос за ВВП. Как так произошло, что  народ, в памяти которого свежи еще воспоминания о событиях начала 90-х гг. в Приднестровье и роли в них РФ, все равно голосует за лидера  Белокаменной?

— Начнем с того, что это выборами назвать нельзя. Это, во-первых. Во-вторых, РФ, если посмотреть на сайте посольства России в Республике Молдова, открыла на левом берегу Днестра — на эту крошечную территорию, 24 избирательных участка, в сравнении с несколькими на основной части Молдовы.  Как у себя дома. При этом, молдавская власть даже не пыталась что-то сказать в ответ, кроме скромного постфактум заявления министра иностранных дел и европейской интеграции. То есть, власть даже не захотела поставить вопрос ребром о том, что мы не контролируем эту территорию, поэтому выборов там быть не может. Это показывает ее неготовность и не желание к более категоричным заявлениям и действиям.

Кроме левого берега, были развернуты избирательные участки и здесь —  в Кишиневе, Бельцах и Комрате, где голосовали граждане, которые живут на территории республики Молдовы и имеют российское гражданство. И, естественно, «Совок» проголосовал за «фюрера». И здесь никаких иллюзий...

На левом берегу, где системно работает российская пропаганда, местные псевдо лидеры «выпрыгивали из штанов», пытаясь продемонстрировать свою лояльность Кремлю в надежде, что тот в который раз раскошелится. По факту, там можно было даже не проводить выборы, а смело «рисовать» 97,8% в поддержку Путина.  

А на правом берегу — свою роль сыграла пропаганда и молдаване, которые работают в  РФ.

— Совсем недавно в РМ вступил в силу закон об ограничении вещания пропагандистских  информационных и информационно-аналитических программ, куда преимущественно попали российские ресурсы. Выполняется ли он на практике, и какой по Вашим оценкам уже есть результат?

— Я не готов дать Вам однозначный ответ на этот вопрос. Могу лишь сказать, что по моим наблюдениям российскую пропаганду подменила партийная. Ведь, если говорить на чистоту, ситуация с масс-медиа в Республике Молдова аховая. Все они поделены между Владимиром Плахотнюком — Лидером Демпартии и Игорем Додоном — президентом РМ и фактическим лидером Партии социалистов. Следовательно, все эти средства массовой информации используются для достижения партийных интересов. Все это стало особо проглядываться после принятия этого закона.

При этом, инициатора этого закона — Демпартию, вовсе не смущает тот факт, что Игорь Додон ведет себя как агент РФ и продолжает свою пророссийскую риторику. А В.Плахотнюк даже не пытается что-то в этом поменять. Ведь это ему выгодно. Оставляя И.Додона, он себя легитимизирует перед Западом, как борец с путинской пропагандой и танками, а также с «наступающими пророссийскими силами». Поэтому это не столько борьба с российской пропагандой, сколько подмена понятий.

Поэтому наши партнеры из Евросоюза и США настаивают на том, чтобы был принят новый аудиовизуальный кодекс, который бы позволял иметь общественное не заангажированное телевидение. Ведь, по сути, оппозиция отрезана от доступа к ТВ. Есть один-два телевизионных канала, которые «на ладан дышат» только лишь за счет грантов, не имея доступа к рынку рекламы, который монополизировали олигархи.

Если же говорить предметно, то — да, сейчас, преимущественно, нет на телеэкранах российских пропагандиских передач в прайм-тайм. Однако не везде. Например, в Гагаузской автономии операторы кабельного телевидения, игнорируя национальное законодательство, напрямую ретранслируют российские каналы без всяких врезок, вставок и прочего. Население там полностью живет в российском информационном пространстве.

Однако, откровенно говоря, главная проблема вовсе не в пропаганде или ее запрете. Жители Молдовы массово покидают эту страну не из-за нее, а из-за местного ворья, которое именует себя проевропейцами, — люди теряют веру в жизнеспособность своей страны.

— В этом году РМ ждут парламентские выборы. Какие их перспективы? Кто, по вашим оценкам, победит, и чего следует ожидать в дальнейшем?

— Как Вам известно, в минувшем году была проведена реформа избирательного законодательства. Все началось с заявления 1 марта 2017 г. председателя Демпартии Влада Плахотнюка, который  вышел с радикальной инициативой — переход на полностью мажоритарную систему в 101 одномандатный избирательный округ. С этой целью якобы был организован сбор подписей в поддержку. Было даже заявлено, что 850 тысяч населения РМ поддержали такую идею. В действительности это была очевидная липа.

С самого начало было понятно, что Демпартия, так сказать, задирает планку, чтобы потом изобразить консенсус. Но консенсус в подконтрольном парламенте, а не в обществе. Если мы посмотрим на опросы общественного мнения, то это изменение избирательной системы поддерживала от силы четверть населения. Никакого консенсуса в обществе даже близко не было.

Тем не менее, 20 июля 2017 г. 74 депутата, подконтрольные ПСРМ и Демпартии, проголосовали за изменения избирательной системы, тем самым проявили полное пренебрежение рекомендации Венецианской комиссии. В Кишиневе посчитали, что РМ — «суверенное государство», поэтому вправе менять избирательную систему, как заблагорассудится.

Совсем недавно, 19 марта 2018 г. было обнародовано очередное заключение Венецианской комиссии о том, что основная рекомендация — не трогать избирательную систему, была нарушена. Однако власть уже «сожгла за собой все мосты» и не намерена  возвращаться вновь к этому вопросу. Во что это выльется в итоге, покажет время.

Зачем же все это было сделано? На самом деле избирательную систему меняли в угоду Демпартии. Если мы посмотрим на самые более-менее достоверные опросы общественного мнения, в том числе проведенные нашим институтом, то мы увидим, что партия Плахотнюка еле-еле пересекает избирательный порог в 6%.

В случае проведения выборов на основе пропорциональной избирательной системы ПСРМ имела бы шансы получить почти половину мандатов, партия Влада Плахотнюка преодолела бы избирательный порог, а остальные места получила бы оппозиция в лице партий «Действие и солидарность» Майи Санду и «Достоинство и правда» Андрея Нэстасе.

При переходе на смешанную — пропорционально-мажоритарную систему, где 50 депутатов будет избираться по пропорциональным спискам, а остальные 51 — по избирательным округам, ситуация меняется. По факту, борьба будет уже вестись всеми политическими силами где-то за 45 мандатов. Остальные шесть прогнозируемо получат пророссийские кандидаты  — по два в Приднестровье и в АТО Гагаузии, и еще один — в РФ.

По пропорционально-мажоритарной системе количество мандатов ПСРМ в парламенте уменьшится, зато возрастет у Демократической партии, которая в последнее время усилила свои позиции в регионах страны, ведь по итогам недавних (ноябрь-декабрь 2017 года) местных выборов в десяти населенных пунктах в Молдове партия уверенно получило победу. Правда, местные наблюдатели солидарны в том, что Демпартия массово злоупотребила и административным ресурсом, и давлением на оппозицию, и подкупом избирателей. Тем не менее, пройдут в парламент, оппозиционные партии «Действие и солидарность» и «Достоинство и правда», в особенности, если заявленный ими политический блок станет реальностью.

На фоне этого, можно с уверенностью говорить, что Молдову ожидают бурные времена накануне и во время проведения  очередных парламентских выборов. Следует ожидать и подкуп избирателей, и уголовные дела против неугодных конкурентов, и т.п.

Как-то повлиять изменить ситуацию мог бы второй тур выборов в одномандатных округах. Однако Избирательный Кодекс предусматривает выборы в один тур (относительное большинство) и менять эту норму уже поздно.

В итоге, после парламентских выборов власть может сосредоточиться в руках ПСРМ и Демпартии. А по сути — у Влада Плахотнюка. Публично он будет на начальном этапе предлагать создание коалиции с оппозиционными проевропейскими партиями, которые, безусловно, ему откажут. Однако в дальнейшем может пойти на «компромисс» с ПСРМ. Если это «сочетание» не произойдет и создание такой коалиции будет сорвано по разным причинам, то страна вновь погрузиться в постоянный избирательный процесс. То есть в Молдове сложится атмосфера перманентной нестабильности.

Но в то же время есть элемент неопределенности. Я не готов сейчас ни заламывать руки, ни кричать, что «Все пропало!», однако ситуация, действительно, непростая и ничего общего не имеющая с правовым демократическим государством.

— А как насчет выборов примаров Кишинева и Бельц?

— Здесь тоже нельзя сказать, что все так однозначно. Сейчас главным кандидатом в мэры Кишинева является в.и.о. Сильвия Раду. Она хоть и заявляет о себе как о независимом кандидате, однако все хорошо помнят, что в свое время именно она была использована В.Плахотнюком в качестве спойлера на президентских выборах в противовес Майе Санду.

Лидер партии «Достоинство и правда» Андрей Нэстасе также заявил о желании баллотироваться на генерального мэра и рассчитывает на поддержку от Майи Санду, которой он уступил на президентских выборах в качестве единого кандидата. Но получилось так, что расклад для него не очень благоприятный, так как и Либеральная партия выдвинула своего кандидата — Валерия Мунтяну. А он достаточно жесткий и решительный политик. Кандидат от ПСРМ Ион Чебан будет изображать «путинское пугало» и будет критиковать Силвию Раду, но только для того, чтобы жители Кишинева более активно за нее голосовали. Хотя, безусловно, и оттянет на себя определенное количество голосов.

Демпартия, которая никогда не имела приличного результата в городе Кишиневе, прибегла к трюку и решила публично дистанцироваться и поддержать  единого кандидата. Хотя в действительности будет поддерживать Сильвия Раду. 

Сказать однозначно, кто станет генеральный мэром нельзя. Однако исходя из того как работает сегодня партийная пропаганда, заинтересованности отдельных политических и олигархических сил, а также их возможностей, наибольшие шансы есть у Сильвии Раду.

Открытым остается вопрос с Бельцами. Это очень тяжелый город. Там, доминирует русскоязычное население с пророссийскими взглядами. Следовательно, серьезные шансы могли бы быть у кандидата от ПСРМ (которого пока что нет). Бывший мэр и лидер «Нашей партии» Ренато Усатый не может баллотироваться в мэры, так как по нему открыты уголовные дела и он отсиживается на Рублевке.

— ПСРМ в сентябре 2017 г. выдвинула инициативу о проведении референдума за усиление власти президента. Был даже объявлен процесс сбора голосов и т.п. Как обстоят дела сегодня с этим вопросом?

— Это ничем не закончились. Это было простым пусканием мыльных пузырей, не более того. На сегодня все затихло. В минувшем году это было нужно для ПСРМ для поддержания в тонусе (напряжении) собственного электората. Сегодня это не актуально  и не будет иметь продолжения. 

— Касаемо темы безопасности. Есть ли по Вашим оценкам угрозы со стороны Приднестровья?

Если вы посмотрите на сайт Министерства обороны Российской Федерации, то увидите определенную динамику, которая выглядит весьма угрожающе. За последние несколько лет Оперативная группа российских войск в Приднестровье, составной частью и, по сути, резервом которой являются военные формирования левого берега Днестра, значительно увеличила мероприятия по подготовке личного состава. С каждым годом растет количество различного рода учений и тренировок, где отрабатываются задачи разведывательно-диверсионными группами, проводится подготовка снайперских пар, связистов, пехотных и механизированных подразделений, тренируются в форсировании Днестра и наведении фронтовой авиации. Силовые структуры, так называемой, ПМР и ОГРВ стали интегрированы одна в одну  и, фактически,  представляют единое целое. Рядовой состав ОГРВ — это на 70% граждане или жители левого берега с российским гражданством, которые иногда даже понятие не имею об особенностях российского законодательства.

Поэтому если говорить о рисках и угрозах со стороны Приднестровья, то они, безусловно, есть. И Украине, так же как и Молдове, нужно это учитывать в дальнейшем.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать