Ближневосточный конфликт уже постучал в нашу дверь
В нынешнем арабо-израильском столкновении наблюдаются довольно тревожные тенденции, на которых, к сожалению, недостаточно акцентируют внимание во время освещения конфликта, обострившегося на Ближнем Востоке. Поскольку в этом противостоянии явно прослеживаются отличия от предыдущих не только больших конфликтов, но даже предыдущих аспектов противостояния.
Если принять во внимание один из аспектов — технически-технологический, то, как представляется, полной неожиданностью было как для мирового сообщества, так, собственно, и для самих израильтян, то, что у террористов появились ракетные системы нового типа. Если ранее палестинские или другие исламские экстремисты обстреливали израильские территории с помощью ракетных систем типа «Кассам», которые лишь условно можно было назвать ракетными, поскольку они были примерно на том же уровне, на котором когда-то моделировались ракеты в пионерских кружках бывшего СССР, и которые могли пролететь в лучшем случае несколько километров, то сейчас появились ракетные системы, которые достигают цели на расстоянии по крайней мере 30-60 километров, причем довольно метко.
Очевидно, что для создания подобных систем нужны современные технологии. Технологии производственные, технологии конструкторские, да и, собственно, технологии использования. Поскольку любая ракетная система, если она не запущена со строгим соблюдением технологий, попасть на расстоянии 30-60 километров прицельно не способна, потому что это существенная баллистическая проблема. Следовательно, какая-то неизвестная третья сторона спонсировала экстремистам подобные системы, поскольку они соответствуют тем ракетным системам (приблизительно по классу), которые используются современными подразделениями на поле боя. И, причем, это оперативно-тактические ракетные системы среднего радиуса действия. Подобные ракетные системы не запрещены международными соглашениями ни для одного государства. Но в этом случае речь идет не о стране, а о террористической организации.
Следовательно, заявления исламских экстремистов о том, что они владеют ракетными системами, которые могут достичь Тель-Авива и Европы, после этого кажутся не такими уж фантастическими. Хотя бы с той точки зрения, что технологические системы, соответствующие примерно уровню FAU-1, которые могли достигать цели на расстоянии нескольких сотен километров, вполне доступны для изготовления на том же оборудовании, на котором изготавливаются системы радиусом 30—60 километров. При наличии современных систем электронного управления, которые уже присутствуют в системах с дальностью 30—60 километров, и, например, при механическом увеличении топливных отсеков, это вовсе не является проблемой. А поскольку приобретести химические составляющие топлива и элементов систем управления сейчас в развитых странах можно недорого, то при получении подобных технологий эта проблема уже легко разрешима.
Но считают ли ведущие страны мира это опасностью для себя — довольно интересный вопрос. Но, как мы помним, перед терактом 11 сентября 2001 года в США, представлялось очень маловероятным, что исламские террористы смогут использовать самолеты в качестве эффективного разрушительного оружия. Хотя подобные «наработки» были как у спецслужб США, так и в бывшем СССР. Но казалось, что поскольку они нуждаются в очень большой организационной и технологической подготовке, то террористы этим не смогут воспользоваться. Так же и здесь, поскольку все компоненты для составления подобных систем можно собрать на месте, и это вовсе не является проблемой, если уже нашлись «специалисты», реализовавшие это на территории Ливана, то подобных «сюрпризов» могут ожидать все. И это абсолютно меняет ситуацию в мире.
Собственно говоря, сейчас не так принципиально важно, кто именно предоставил террористам из «Хизбаллы» соответствующие ракетные технологии. Был ли это Иран, либо источником были другие страны, например, Северная Корея, или Россия. Проблема в том, что это вообще произошло. Таким образом, здесь необходимо принимать решение уже на уровне глобальных мировых стратегий, а не просто на бумажке или во время кулуарных разговоров. Однако готово ли к этому международное сообщество — трудно сказать. Но представляется, что Израиль со всем этим столкнулся первым, и если мировое сообщество не сделает соответствующих кардинальных выводов, то он не будет последним. В данном случае это точно можно спрогнозировать. В том числе столкнутся и те страны, которые передали в руки террористов эти системы. Поскольку, как наглядно показывает мировая практика, иногда расплачиваются с теми, кто спонсирует терроризм, именно этой валютой.
Другой тревожный аспект нынешнего арабо-израильского конфликта состоит в том, что собственно мировое сообщество неадекватно отреагировало на сам факт того, что в Ливане фактически установилась зона, свободная от власти. А поскольку ближневосточный регион является очень взрывоопасным, то на территории Ливана реализовался тот сценарий, которого опасались в Ираке. Вакуум власти, пользуясь которым исламские экстремисты и террористы устанавливают свой порядок. Соответственно, реакция ведущих стран мира должна бы быть несколько иной, чем она есть на сегодня. Не заявления, не осуждение, а быстрое и оперативное реагирование и ввод стабилизационного военного и управленческого контингента на эту территорию.
Представляется также очень странной реакция самой ливанской власти, которая, не контролируя свою территорию, в том смысле, что с нее проводятся нападения на соседнее государство, абсолютно нелогично реагирует на мотивированную защиту Израилем своих прав на территориальную целостность и суверенитет. Поскольку Ливан первым вынужден был обратиться к мировому сообществу о предоставлении помощи для контроля за своей территорией, и к Израилю о приостановке на сутки или на двое суток отплатных силовых акций и вторжения. Тогда это было бы логично и понятно. В таком случае Ливан был бы в позиции страны, которая попала в беду и которая просит международной помощи. А так это выглядит, как очень серьезная провокация на государственном уровне, особенно в таком взрывоопасном регионе, каковым является Ближний Восток. И этот факт должен спровоцировать вопрос для всех спецслужб и политических управлений всех стран — мощный глобальный вызов является очевидным.
Конечно, скорее всего, над этим работают, но при такой ситуации на Ближнем Востоке, которую можно было вполне предвидеть и просчитать с большой точностью, даже действий Соединенных Штатов, которые реагируют довольно быстро, явно недостаточно. Реакция должна была последовать в лучшем случае в течение суток, а то и быстрее. Соответственно, мировое сообщество сейчас не готово к подобным вызовам, и это очень тревожный сигнал. Необходимо менять механизмы, подходы и вообще все системы мирового реагирования на возникновение подобных кризисных ситуаций. Иначе в такую неприятность могут попасть не только Израиль и окружающие арабские страны, но и весь мир. А при современных технологиях и современных возможностях запоздалое реагирование, растянутое на несколько дней или недель, может привести к глобальной цивилизационной катастрофе. Такие уроки, на мой взгляд, в первую очередь, должно вынести мировое сообщество. Причем сейчас. Не- смотря на то, что кто-то находится за тысячи километров от этого конфликта. Ближневосточный конфликт уже постучал в нашу дверь...
Выпуск газеты №:
№121, (2006)Section
Мировые дискуссии