«Я пытаюсь зафиксировать вневременные реалии»
Фотограф из Чили Николас Валь создает проекты о прифронтовом городе на ДонбассеЛетом прошлого года документальный фотограф из города Вальпараисо Николас Валь (Nicolas Val) неожиданно отправился в Авдеевку с гуманитарной миссией. В эту поездку его пригласила Сандра Брионс из ICW Latina — организации женщин, которые живут с ВИЧ. Сам Николас раньше более восьми лет сотрудничал с этой организацией. Фотограф, который до этого мало знал об Украине, в частности о войне на Донбассе, быстро согласился. Миссия заключалась в волонтерстве в небольшой местной церкви, исследовании, как организация может помочь женщинам с ВИЧ, живущим в зоне военных действий, просветительской работе. Николас помогал волонтерам и собирал материалы для нескольких своих проектов. Хотя «собирал» звучит слишком формально — фотограф пытался стать своим в городе, чтобы дать взгляд на его жизнь изнутри, а не сквозь оптику туриста или журналиста. Как этого достигал и почему планирует возвращаться в Авдеевку опять, Николас Валь рассказал «Дню».
«СНАЧАЛА Я СНИМАЛ КАК ТУРИСТ, КОТОРЫЙ ГУЛЯЕТ ПО ВОЮЮЩЕМУ ГОРОДУ»
— Николас, в вашем интервью читала, что вы поехали в Авдеевку спонтанно, с гуманитарной миссией. Что стало главной причиной, чтобы согласиться отправиться туда?
— Действительно, я планировал делать исследование и фотопроект в Центральной Америке, но получил сообщение от приятельницы, которая работала со мной в организации для ВИЧ-позитивных женщин в Чили. Она рассказала мне о конфликте в Восточной Украине и спросила, хочу ли я поехать туда с ней, чтобы помочь. Также она сказала, что у меня будет возможность заниматься своей работой. Я обдумывал это десять минут, отменил свой проект в Центральной Америке и ответил: «Да, давай сделаем это».
Но главная причина, почему я согласился, заключалась в том, чтобы продолжать рассказывать истории своими изображениями и пытаться немного помочь ими миру.
— Насколько трудно было найти общий язык с жителями Авдеевки? Ведь вы живете в совсем другой культуре, реальности, также существует языковой барьер.
— Культурные столкновения всегда интересны, думаю, они дают толчок, чтобы начать новый проект, ведь придется реконструировать себя и искать и мыслить в разных направлениях, пытаясь приспособиться к новой культуре. Думаю, единственным барьером был языковой, но со временем и он начал разрушаться. Людей, которые пытались учить меня, я считаю очень приятными и терпеливыми. Теперь я могу немного говорить по-русски, выразить свое мнение.
— Как вы совмещали волонтерство и работу с фотопроектом?
— Благодаря помощи которую мы оказали жителям Авдеевки, мне удалось приблизиться к новому миру, в который, думаю, в одиночестве я никогда не смог бы войти. Например, мы приносили еду людям, которые не могут готовить или выходить из дома по разным причинам, связанным с войной. Благодаря этому я смог почувствовать и увидеть много реалий и историй, которые позволяют мне понять войны, существующие в этом обществе, которое живет под звуки войны 24/7. Я говорю о ментальных войнах, которые приводят к такой ситуации больше, чем социальная и политическая война. Когда я понял это, начал делать свои фотографии. А сначала я снимал как турист, гуляющий по воюющему городу, ничего не понимая.
— Поддерживаете ли связи с жителями Авдеевки сейчас?
— Практически постоянно. Это место я продолжу посещать долгое время. Я познакомился там с очень хорошими семьями, у меня есть замыслы по многим проектам.
«СТАТЬ НЕВИДИМЫМ В АВДЕЕВКЕ — НЕЛЕГКАЯ ЗАДАЧА»
— Знаю, что вы хотите сделать фотокнигу об Авдеевке и проекте с портретами ее жителей. Уже разрабатывали концепцию книги?
— Сейчас я в процессе ее создания. Фотокнига будет далека от военного мира, а также от насилия и войны, идея — передать энергию ежедневной жизни на востоке Украины и переместить читателя от изображений к месту действия. Сейчас я ищу средства на реализацию этого проекта.
— Николас, вы отмечали, что не хотите показывать страдания или смерть. Что вы хотите выразить этим проектом?
— Это личный проект, который является попыткой погрузиться в повседневную жизнь города в зоне войны. Благодаря фотографическим упражнениям по быстрой и интуитивной съемке я пытаюсь зафиксировать вневременные реалии, в которых живут люди в Авдеевке последние четыре года. Эти реалии обусловлены неуверенностью, через которую люди проходят ежедневно, поскольку не знают, что случится дальше или когда это закончится. Через эти упражнения я попадаю в сообщество как один из ее членов, без намерения восприниматься как турист, журналист или кто-то чужой.
Стать невидимым в этом городе — нелегкая задача, но нужно делать это, чтобы документировать изнутри смятение в повседневной жизни. Таким образом я пытаюсь изобретать себя с каждым новым опытом, разговором или чем-то увиденным, что помогает мне делать попытки рассказать эту историю без явного насилия, бомб и журналистской оптики.
«В ЧИЛИ И В ЦЕЛОМ В МИРЕ ЛЮДИ НЕ ЗНАЮТ О ТОМ, ЧТО ПРОИСХОДИТ В ВОСТОЧНОЙ УКРАИНЕ»
— Вы планируете показывать этот проект в Чили? Где вы хотите его представить?
— Сейчас я живу в Германии и хочу показать этот проект в Украине и Европе в целом, а в Чили — пока нет. Теперь я в процессе планирования того, чтобы показать проект в некоторых местах также.
— Вообще что в Чили знают о ситуации в Украине?
— В Чили и в целом в мире люди, которым я рассказываю о ситуации в Украине, ничего не знают о том, что там происходит. Среди них — и люди из Украины.
В целом в Чили люди не очень знают об этой ситуации. Когда я рассказываю о своем проекте, они думают, что это о Крыме или революции на Майдане, но они не знают, что происходит в Восточной Украине.
— В конце 2017 года вы рассказывали о планах посетить Авдеевку опять в начале 2018-го. Вам удалось это сделать?
— Да, я вернулся из моей последней поездки в Авдеевку месяц назад. Там я провел два месяца, общаясь с местными жителями, теперь — моими друзьями. Я хочу вернуться туда следующей зимой, хочу сделать там больше проектов, о которых пока не буду рассказывать. Потому что, знаете, если вы много говорите о своих замыслах, они не воплощаются. Вообще у меня есть идеи и реальные проекты на будущее, связанные с детьми.
«МЕНЯ ИНТЕРЕСУЕТ ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ»
— Какие темы вам вообще интересны? В каких странах вы работали?
— Преимущественно меня интересует повседневная жизнь. То, что происходит у вас перед глазами изо дня в день, захватывает, и не нужно преодолевать много километров, чтобы найти интересные миры. Сейчас я работаю с проектом об окрестностях моего района в Берлине.
В прошлом году я завершил свою первую книгу, также связанную с повседневной жизнью города, в которой проживал в Чили.
— Мы живем среди безумных потоков изображений в интернете и на улице. С вашей точки зрения, каковы сегодня важность и сила фотографии?
— Действительно, мы живем во время, когда изображения окружают нас всюду. Сегодня красивые картинки для меня на втором плане, не так важны. Интереснее увидеть фотографию и спросить себя о многих вещах, поинтересоваться, кто ее сделал и почему он выбрал эту сцену, а ты, увидев ее, прекращаешь смотреть все больше и больше фотографий. В этом для меня сила фотографии. И лучше, когда вы видите больше одного изображения, чтобы глубже понять историю, перенестись в другую реальность.
Выпуск газеты №:
№78-79, (2018)Section
Медиа