Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Ученики за Учителя

«Если не мы, то кто будет делать украинское кино?» — молодые режиссеры представили собственные фильмы. Вы не поверите — вскоре их покажет телевиденье!
16 декабря, 18:42
«Я ПЕРВЫЙ ПРИБЕЖАЛ». ЭТА ФОТОГРАФИЯ ПРИНИМАЕТ УЧАСТИЕ В НАРОДНОМ ФОТОКОНКУРСЕ «Дня» «УКРАИНСКОЕ РОЖДЕСТВО». НА ТЕЛЕЭКРАНЕ УКРАИНЦЫ ТОЖЕ ХОТЯТ ВИДЕТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Синий зал Дома кино не вместил всех желающих увидеть дипломные работы молодых режиссеров — выпускников Национального университета театра, кино и телевидения им.Карпенко-Карого. Не найдя свободных мест, люди оставались стоять, чтобы посмотреть все пять короткометражных фильмов — «Полет» Владиславы Чекмаревой, «Кровь» Ирины Правило, «Трезубец Нептуна» Ивана Канивца, «На службе режима. Рифеншталь» и «Дурочка» Ирины Громозды.

Представленные ленты показали, что молодое поколение украинских режиссеров — люди с интересным, глубоким мировоззрением и нестандартными подходами. «Такое впечатление, что формируется новое поколение украинского кинематографа, появляется почерк», — утверждает ведущий радио «Культура» Василий ШАНДРО.

Игровой фильм «Дурочка» — это экранизация рассказа Антона Чехова «Хористка». «На службе режима. Лени Рифеншталь» — документальная история о режиссере всемирно известных фильмов «Триумф воли» и «Олимпия», созданных по заказу Адольфа Гитлера.

— Многие люди — архитекторы, дирижеры, которые работали на агитку Гитлера, пройдя процесс денацификации, вернулись к своей работе. Зато Лени Рифеншталь 53 года «несла свой крест». Ей было запрещено снимать кино, когда она выходила на улицу, ее забрасывали камнями. Общество перевело на нее свою вину. Мы до сих пор не изучаем ее работы в учебной программе, потому что она под запретом. Но с точки зрения режиссуры Лени Рифеншталь — гений. В своем фильме я хочу показать, что нельзя все воспринимать однобоко, — рассказывает Ирина ГРОМОЗДА. В то же время фильм «На службе режима. Рифеншталь» не включил в свою программу ни один украинский фестиваль. На одном из них ответили, что фестиваль будет транслироваться на украинском канале, поэтому «они не хотят ссориться с Путиным». Возможно, причина такого отказа в том, что в ленте есть явные параллели с российской действительностью, в частности — творчеством Никиты Михалкова.

Лента «Полет» Владиславы Чекмаревой — это история человеческих взаимоотношений при создании спектакля «Так погиб Гуска» Николая Кулиша на курсе телережиссеров — выпускников Института экранных искусств. После просмотра зрители отметили, что современная интерпретация произведения очень талантлива и заставляет другими глазами взглянуть на творчество Кулиша. Фильм «Полет» посвящен памяти учителя курса, режиссера, народного артиста Украины Николая Мерзликина, ведь выпускники Института были его последними учениками. Кстати, на показе присутствовал сын режиссера Михаил Мерзликин. В комментарии «Дню» он отметил, что в душе, сердцах и, наверное, в творческом рисунке молодые режиссеры продолжают мастерство Николая Мерзликина: «Необходимо, чтобы такое искусство существовало. В наше время все настолько обедневшее, примитивное, если не будет этого стержня, потеряется все. Эти ростки, безусловно, дадут свои плоды. Главное, что их увидели и услышали в Украине. И, безусловно, надо отдать должное Василию Ветру и Виталию Савчуку, которые после отца учили его учеников».

Игровое кино Ирины Правило «Кровь» является, можно сказать, эксклюзивом. За все время существования Института экранных искусств это первый международный проект. Экранизация автобиографического рассказа грузинского писателя Нодара Думбадзе — история 11-летнего мальчика, который после смерти родителей оказался перед выбором, с кем ему жить — отцом папы или матерью мамы — вызвала бурные эмоции у зрителей. Кстати, на показе присутствовали родственники писателя и представители Посольства Грузии в Украине.

— В нашей стране фильм передавали из рук в руки, — утверждает Георгий Сигуа, глава представительства Торгово-промышленной палаты Грузии в Украине. — Настолько это грузинское кино — и по внутренней ритмике фильма, и менталитету, и музыкальному сопровождению, и удачно подобранным кадрам! Если бы мне сказали, что этот фильм снимал опытный режиссер, я бы поверил. Работа проделана фантастическая. Я знаю, насколько трудно, если не невозможно, для студента снять фильм в Грузии. Представьте: несколько раз вместе с оператором привезти технику, работать в совершенно незнакомой среде, с непрофессиональными актерами — обычными деревенскими людьми, которые перед камерой обычно не могут сказать двух слов. Талант и школа этой девушки очень серьезные. Для меня было важно, что в Украине эта школа не умерла и продолжает свои традиции. Я счастлив, что у украинского кино есть такое будущее.

Повторный показ фильма «Кровь» состоится 22 декабря в Посольстве Грузии в Украине. Кстати, Ирина Правило планирует снять еще два фильма по мотивам произведений писателей разных стран, в частности, Степана Васильченко «Мужицкий ангел», и объединить все три ленты в полнометражный цикл.

— Сегодня в основном снимают кино о детских проблемах, а не о том, какие дети чистые и добрые. Зато такие работы, как «Кровь», открывают сердца. А это важная задача кинематографа. Я надеюсь, что первый фильм подтолкнет людей сплачиваться вокруг украинского кино. Потому что в нашем деле важно сплотиться. Несмотря на трудности, надежда есть, надо работать и доводить все до конца, — считает Ирина Правило.

О документальной ленте «Трезубец Нептуна» Ивана Канивца «День» писал после ее премьеры в Киевской обсерватории. Напомним, что это документальный фильм о том, как украинские моряки в Севастополе во время освободительной борьбы 1917—1919 годов смогли собственными силами создать украинский флот на Черном море. В дальнейшем Иван Канивец планирует создавать как документальные, так и игровые фильмы:

— Сейчас я веду переговоры об экранизации воспоминаний генерала Всеволода Петрива. Он принимал участие в украинизации царской армии, создании украинского национального полка, был военным министром УНР, лично знал всех деятелей украинской революции и оставил очень интересные воспоминания. Также я хотел бы уделить внимание современному флоту. В 1996 году наш флот провел первые оперативно-тактические учения. Это было важное событие, потому что оно помогло украинским дипломатам занять более жесткую позицию в территориальных вопросах вокруг острова Змеиный, косы Тузла. Для того чтобы провести эти учения, украинские моряки за свои деньги покупали топливо и запчасти к кораблям. Кстати, в предыдущем фильме я использовал компьютерные технологии, которые в Украине неизвестны. Не потому, что слишком сложные, просто люди привыкли работать по устоявшимся схемам и не пытаются придумать новое. В лучшем случае копируют голливудские элементы. Поэтому, если вернуться к вопросу бюджета, режиссер, который хорошо владеет компьютерными технологиями, работает с оператором, разбирается в компьютерных спецэффектах, имеет больше шансов написать сценарий, который можно втиснуть в оправданный бюджет. Учитывая ситуацию в украинском кинематографе, понимание этих вещей важно.

Также уже давно вынашиваю идею снять фильм об украинской нечистой силе. Мне кажется, что мир украинской нечистой силы очень интересный, в отличие от западной нечистой силы, которую мы видим в романах Толкиена, она более юмористическая, артистичная. Но почему продюсеры говорят: давайте мы будем делать то же, только для России. Скорее всего, реализовывать идеи придется в таком порядке, в каком удастся найти финансирование. С одной стороны —сложно, потому что нет схемы, по которой бизнесу было бы интересно с нами сотрудничать. Я думаю, что это неспроста. Чтобы быть режиссером в Украине, нужно, если образно, на жизнь смотреть в розовых очках. Конечно, проблем много, но, с другой стороны, если мы не сделаем украинское кино, то кто для нас будет делать?

О том, что в стране ждут настоящее украинское кино, «День» писал еще полгода назад, когда в апреле состоялась премьера документального фильма «Богдан Хмельницкий» режиссера Василия Ветра — преподавателя Института экранных искусств, наставника и старшего коллеги молодых режиссеров. Очевидно, это понемногу начинают понимать и на телевидении. После Рождества, как сообщил Василий Витер, представленные в Доме кино документальные фильмы покажет «5 канал», все ленты можно будет посмотреть на канале «Культура». А режиссер Андрей БЕНКЕНДОРФ в комментарии «Дню» заверил, что транслировать работы молодых режиссеров будет и Первый Национальный: «Первый канал делает программу с лучшими студенческими фильмами, в рамках которой будут показаны и эти ленты. Такие картины — это хорошее, качественное кино». Фильмы молодых режиссеров с Института экранных искусств можно увидеть в проекте Первого Национального «Телеакадемия», который выходит в эфир каждый день около 14.00. Кстати, проект сотрудничает с Национальным университетом театра, кино и телевидения и является дискуссионной площадкой, где можно обсудить представленные ленты и выбрать наилучшие.

То, что фильмы выпускников украинской киномастерской будут транслироваться на телевидении для массового зрителя, — своего рода прорыв в национальном кинематографе. Ведь преждевременно дискутировать о том, есть ли украинское кино, если его нет в информационном пространстве страны. Как отметила Ирина Правило, украинскому кинематографу не хватает массовости производства — только если в стране производится много разных фильмов, направленных на разного зрителя, могут появиться новые украинские шедевры.

О существующих проблемах — отсутствии государственной поддержки, непонимании необходимости инвестировать в собственный кинематограф со стороны бизнеса говорилось и во время пресс-конференции, предшествовавшей показу фильмов, тем более что часть представленных работ отснята за средства самих выпускников. Но главное, что обо всех трудностях молодые режиссеры вспоминали без трагизма или обреченности. Поэтому презентация фильмов, кроме того, что имела целью привлечь внимание к проблемам украинского кинематографа, несла в себе еще несколько смыслов. Во-первых, как отметил Василий Ветер, это стремление опровергнуть распространенное мнение, что украинское кино — неполноценно. Одновременно — это своеобразный итог работы Института экранных искусств, которому в следующем году исполняется пятьдесят.

— Мы хотим убедить зрителя, что у нас есть профессиональные украинские художники. То, что они талантливы, у меня нет сомнений. Мое дело было научить их профессии и не сделать похожими на меня, Виталия Савчука или Николая Мерзликина, сохранить свое мироощущение, взгляд, не поломать их художественное мышление. Поэтому сегодня они и показали такие разные работы, на грани новых жанров. Фильм Ивана Канивца вообще сделан на основе таких технологий, которые в нашем университете не преподаются и в Украине не используются. То есть идет поиск на уровне мастерской и вызовов времени, — отмечает Василий ВЕТЕР. — Но Украина нуждается в отлаженной киноиндустрии. Эта индустрия у нас скоро должна появиться. Мы должны идти в ногу с современным миром. Как раз такие молодые люди готовы к этому.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать