Теледебаты: увидит ли страна своих политических героев?
Первые в истории теледебаты состоялись в США в 1960 году и помогли Джону Кеннеди выиграть президентские выборы. Таким образом, опыт соревнования кандидатов в президенты и лидеров партий на выборах в парламент, имеющих приблизительно одинаковую поддержку населения, вошел в практику избирательных кампаний как одна из основных технологий влияния на избирателя. Но самое важное — дискуссия претендентов на главные должности в государстве в прямом эфире — одно из условий демократичности и открытости выборов. В частности, теледебаты (сущность которых должна бы состоять в борьбе аргументов в защиту или опровержение определенного политического курса) для избирательной кампании 2006 года имеют важное значение еще и потому, что в связи с конституционной реформой украинцы будут выбирать не только парламент, но и — опосредствованно — премьера, который фактически будет олицетворением исполнительной власти в стране.
Характерной чертой нынешней кампании является и то, что в новой редакции Закона Украины «О выборах народных депутатов Украины» дебаты отнесены к одной из форм предвыборной агитации. Однако и в таких обстоятельствах, говорит Тарас Шевченко, директор Института медиа права, телекомпании имеют полное право организовывать дебаты: об этом прямо сказано в статье 68 Закона «О выборах народных депутатов Украины». В этой же статье говорится и о том, что собственные программы средств массовой информации, такие, как дебаты, должны быть объективными, сбалансированными и беспристрастными. «Учитывая размытость этих терминов, можно утверждать, что у СМИ есть относительно широкие границы решения этого вопроса — то есть существует возможность самостоятельно определить, каким образом они будут обеспечивать выполнение закона», — говорит Шевченко. Еще одна серьезная проблема — это большое количество участников избирательной гонки. В связи с этим возникает вопрос и относительно обеспечения равного доступа партий-кандидатов к эфиру. «Учитывая украинское законодательство и международные обязательства Украины, можно сделать вывод, что телеканалы не обязаны приглашать на дебаты всех без исключения участников избирательной кампании, — объясняет Тарас Шевченко. — Однако важно, чтобы приглашения получили все, у кого есть реальный шанс преодолеть проходной барьер».
Для оптимальной схемы организации дебатов, отвечающей требованиям закона, специалист по медиазаконодательству Тарас Шевченко советует сначала вычислить среднестатистические показатели рейтингов партий по всем социологическим данным последних опросов различных фирм. Далее — сформировать четыре группы по три участника — из 12 партий и блоков, пользующихся самой большой популярностью. «Ведь политикам, — объясняет Шевченко, — интереснее и уместнее дебатировать с близкими по рейтингам партиями, поэтому группы на дебаты нужно формировать так, чтобы первая тройка лидеров дебатировала между собой. Так же сформировать соответственно вторую, третью и четвертую тройку». По его словам, в первую тройку, очевидно, попадают Партия регионов, «Наша Украина» и БЮТ, во вторую — социалисты, коммунисты и блок Литвина и так далее. «Но есть еще одно важное правило, — отмечает Шевченко. — Если один или даже два соперника не появляются — время получают партии, которые пришли».
Однако значительная часть коммерческих украинских телеканалов так называемого первого и второго эшелона, у которых есть право самим решать, кого и когда приглашать на теледебаты, их проводить не планируют. Об этом «Дню» сообщили в пресс-службах телеканалов НТН, СТБ, Интера и Нового канала. На Новом канале это объясняют тем, что подобные программы не отвечают формату канала. По словам промо-директора канала СТБ Виктории Волонтирец, отсутствие теледебатов на их телеканале мотивируют тем, что новости хоть и являются важной составной бренда канала, однако не основной. А причина отсутствия теледебатов на НТН — технические возможности. Поскольку, по словам главного редактора канала Натальи Катеринчук, студия канала НТН рассчитана только на формат новостей, а не на ток-шоу. Однако, что касается НТН и Интера, то хотя дебатов в прямом понимании этого слова в них и не предусматривается, Интер все же представит зрителям оригинальные предвыборные программы, ноу-хау которых пока что не раскрывается, а НТН — дискуссии на различные темы в студии между гостем и ведущим. Под сомнением находится проведение теледебатов и на государственном Первом Национальном канале. По словам первого вице-президента НТКУ Виктора Павлюка, на компании уже и так лежит большая нагрузка: обязательные предвыборные выступления всех 45 партий и блоков в прайм-тайм ежедневно, начиная с 6 февраля. Вызывает обеспокоенность у НТКУ и неурегулированность этих вопросов действующим законодательством. «По закону, теледебаты — одна из форм политической агитации, — объясняет Виктор Павлюк. — А это — дополнительная серьезная работа с ЦИК». Сам пан Павлюк считает, что дебаты должны проходить в рамках телепередачи, а не отдельного формата, но снова отмечает несовершенство законодательства. Мол, между участниками избирательной гонки могут начаться претензии относительно количества предоставленного эфирного времени в программе.
А вот на «5 канале» теледебаты обязательно состоятся. «Как и накануне любых выборов, мы планируем и сейчас программу в формате телевизионных дебатов, — говорит генеральный продюсер канала Юрий Стець. — Фактических проблем юридического или какого-либо другого характера, которые могли бы препятствовать появлению в эфире канала предвыборного шоу, мы не видим. Думаю, через месяц — точнее, где-то 26 февраля — мы выйдем с новым проектом предвыборных теледебатов». Что это будет за программа, как она будет называться, кто будет ведущим, Юрий Стець пока не говорит. Однако уже через неделю-две обещает в эфире своего канала анонс этого проекта.
В проведении теледебатов, посвященных выборам 26 марта, заинтересован и канал ICTV. Однако, по словам Александра Семирядченко, главного редактора службы информации канала, все будет зависеть от того, когда и какого консенсуса достигнут три заинтересованные в этом проекте стороны: канал ICTV, ЦИК и собственно лидеры партий и блоков, которые будут соревноваться за симпатии избирателей.
На «1+1» пока изучается политическая и коммерческая основа для создания такого предвыборного проекта.
Что ж! Остается ждать теледебатов и других интересных предвыборных дискуссионных ток-шоу. Хотелось бы только, чтобы на дебатах не было тем-табу и аргументов, основанных на непроверенной и не подтвержденной документально информации. А также, чтобы дебаты прошли с максимальной степенью открытости и были, в первую очередь, соревнованием программ и мировоззрений кандидатов, а не личностей и манипулятивных технологий, для чего команды должны были бы договариваться о более конкретном определении тем, направлений дебатов, как это обычно делается в тех же США.
Выпуск газеты №:
№15, (2006)Section
Медиа