Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Поворот судьбы

Как фотограф, которого Саакашвили посадил в грузинскую тюрьму, снимал экс-президента в клетке украинского суда
15 декабря, 12:55
11 ДЕКАБРЯ 2017 ГОДА. ПЕЧЕРСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД КИЕВА / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Интересный поворот. 11 декабря на судебном заседании по избранию меры пресечения лидеру «Руха новых сил» Михеила Саакашвили присутствовал фотокорреспондент, которого экс-президент Грузии посадил в тюрьму за публикацию фотографий кровавого разгона митинга 26 мая 2011 года.

Об этом сообщил известный украинский журналист и фотокорреспондент Ефрем Лукацкий на своей странице в «Фейсбуке»: «У меня сегодня произошел разрыв шаблонов. Один из сегодняшних фотографов в зале суда, был хорошо знакомый грузинский фотограф, которого Саакашвили посадил в тюрьму за то, что он сфотографировал и опубликовал кровавый разгон митинга в центре Тбилиси, требующего его импичмента».

В разговоре с «Днем» Ефрем Лукацкий рассказал, что речь идет о бывшем личном фотографе Саакашвили Ираклии Геденидзе. Он был один из тех, кто снимал ночной силовой разгон митинга 26 мая 2011 года в Тбилиси. Напомним, тогда фотографии окровавленных людей, которые вышли на улицы города с требованием отставки президента, сделанные фотокорреспондентами, облетели все мировые СМИ. Лукацкий, который был вместе с коллегами из Грузии на том митинге, вспоминая событие 26 мая 2011 года, удивляется, почему сегодня в украинских СМИ об этом так мало говорят — ведь, казалось бы, тема Саакашвили в Украине — топ-новость.

Как суд над Саакашвили воспринимают фотографы, которых за освещение митинга в Тбилиси посадили в тюрьму, и почему в Украине недостаточно анализируют новейшую историю Грузии, приглашая на руководящие должности в страну их бывших чиновников, «День» расспросил Ефрема ЛУКАЦКОГО и Георгия АБДАЛАДЗЕ.

«УДИВЛЯЮСЬ, ПОЧЕМУ О РАЗГОНЕ В ТБИЛИСИ ТАК МАЛО ГОВОРЯТ СЕГОДНЯ»

Ефрем ЛУКАЦКИЙ, редактор украинского бюро агентства Associated Press:

 — В 2011 году мы знали, что в Тбилиси идут митинги и может произойти разгон. Меня как редактора отправили в грузинское бюро, чтобы помочь ребятам-фотокорреспондентам и тоже снять происходящее. Приехал за день до Дня независимости. Митингующие заняли центральную площадь и сказали, что не дадут провести военный парад. Требование — импичмент Саакашвили. Им поставили ультиматум до 12-ти ночи освободить площадь. Шел невероятно сильный дождь, и к ночи осталось буквально несколько сотен человек. В полночь на них двинулась колонна техники. Причем у нас в Украине никогда не было подобного, чтобы так жестоко разгоняли. Я видел подобные машины в 2014 году на Майдане, но их быстро остановили. Техника двинулась на митингующих, стреляя слезоточивым газом. Полиция себя вела крайне жестоко — на людей с камерами бросались с дубинкой, пытались разбить, били по голове. Хотя люди поднимали руки, кричали. Это реально было кровавое побоище. Слезоточивый газ я глотнул ртом, и мне парализовало дыхательные пути. Остановившись, я увидел, как одна из машин, как потом говорили, это была машина Бурджанадзе, сбивает и переезжает полицейского. Его крик еще более ожесточил силовиков. Я кричал на английском, что я — журналист, и только благодаря этому мне не разбили камеру.

26 МАЯ 2011 ГОДА. ТБИЛИСИ, ГРУЗИЯ. ФОТОГРАФИИ ОКРОВАВЛЕННЫХ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ ВЫШЛИ НА УЛИЦЫ ГОРОДА С ТРЕБОВАНИЕМ ОТСТАВКИ ПРЕЗИДЕНТА МИХЕИЛА СААКАШВИЛИ, ОБЛЕТЕЛИ ВСЕ МИРОВЫЕ СМИ / ФОТО ГЕОРГИЯ АБДАЛАДЗЕ

Позже стрингеры нашего агентства, которые были местными, сдали фотографии мне. Они сумели снять окровавленных людей с разбитыми головами и другие уникальные кадры, которые потом облетели мир. Я спросил — ставить ли вашу фамилию под фото? Они сказали, да. Грузинская власть оказалась очень недовольна, что мир увидел кадры кровавого побоища, и по абсурдному обвинению в российском шпионаже были арестованы фотографы Георгий Абдаладзе, Зураб Курцикидзе и другие. Арестовали также и Ираклия Геденидзе с его женой — он был личным фотографом Саакашвили, но также снял и опубликовал фото с разгона. В тюрьме были очень жесткие условия. Георгий объявил сухую голодовку, ему угрожали расправой. Зураб пытался повеситься, его в последний момент вытащили из петли. Мир встал на сторону журналистов и требовал их освободить. В том числе, в Киеве прошла акция у грузинского посольства. Тогда фотографам сказали: вы признаетесь в шпионаже, и мы дадим срок условно. Хотя это был полный бред, их вынудили.

Я удивляюсь, почему об этом так мало говорят сегодня, учитывая, что Саакашвили в Украине — топ-новость. Психология народа такова, что они не углубляются в информацию, не знают, что и как происходило в другой стране, хотя это касается дела самым непосредственным образом. Мне как журналисту очень интересно, и мы это со временем обязательно узнаем, кто же был идейным вдохновителем всех этих событий в Киеве. Кто придумал эти акции с арестом и сплошным пиаром Саакашвили. Это не укладывается в логику здравого смысла, я думаю, что это рука того, кто хочет его «раскрутить».

ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

«Я СОЖАЛЕЮ, ЧТО У ВАШЕЙ ВЛАСТИ НЕ ХВАТАЕТ СИЛ НАКАЗАТЬ ЕГО»

Георгий АБДАЛАДЗЕ, грузинский фоторепортер Associated Press, арестованный после съемки митинга оппозиции:

— То, что происходит в Киеве сейчас — это не смешно, а очень грустно. После пережитого, мы понимаем, какой он артист. Вообще, всю свою деятельность Саакашвили всегда строил на том, что напишут западные СМИ и как ему пропиариться. И сейчас, в данной ситуации, он выигрывает.

В 2011 году мы были арестованы по подозрению в шпионаже и измене. Только за то, что показали миру истинное лицо Саакашвили. Нет никаких сомнений, что это случилось непосредственно по его приказу, потому что без его указания ничего никогда не происходило. Потом в суде было доказано, что признания были «вытрушены» из нас под пытками. Так, Ираклия Геденидзе, бывшего личного фотографа Саакашвили, заставляли признаться на кладбище возле свежевырытой могилы. Сейчас он в Киеве, снимает репортажи о нем. Причастные к избиениям были осуждены — начальник тюрьмы, чиновники и так далее.

То, что Саакашвили появился в Украине, стало для нас шоком. Он устраивает беспредел, его люди ходят в масках, лупят все. Я сожалею, что у вашей власти не хватает сил наказать их. С точки зрения пиара он выигрывает, так как смог сконцентрировать все внимание на себе, какой он беззащитный, как Порошенко старается отнять гражданство у него и показывает насколько беспомощно государство, которое даже не может арестовать его. По натуре он очень трусливый человек — в Грузии не были удивлены кадрам с крыши. Многие мечтают увидеть его на скамье подсудимых, потому что не простят никогда пытки и издевательства над заключенными. А их во время его президентства было больше 300 тысяч — это очень большая цифра на нашу страну с 3,5 миллионов человек населения. Тюрьма стала нотариальной конторой, где люди переводили свое имущество в пользу прокуратуры, силовиков. Если он придет к власти в Украине, то первое, что сделает — ударит по журналистике. Ведь кроме «дела фотографов», он запугивал журналистов, закрывал телеканалы, и они только сейчас возобновили вещание. Потому что любое другое мнение, отличное от своего, воспринимал враждебно и стремился задушить. Уверен, что проблемы Украины должны решать сами украинцы, те, которые живут ею, мыслями, сердцем.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать