Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Как совесть побеждает идеологию

В ночь с 10 на 11 мая в 01.15 на телеканале «1+1» смотрите фильм выдающегося украинского кинорежиссера Владимира Денисенко «Совесть»
07 мая, 11:00
СЮЖЕТ «СОВЕСТИ» — ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕКА, ЛИШЕННОГО ВЫБОРА / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРОГРАММОЙ «АРГУМЕНТ-КИНО»

«Совесть» — один из самых принципиальных фильмов в истории всего украинского кинематографа. Эту картину 1968 года — при особенных обстоятельствах — снял кинорежиссер Владимир Денисенко.

Вторая мировая война, оккупированная немцами Украина. Во время столкновения на дороге сельский парень Василий убивает немецкого офицера. Оккупанты требуют выдать парня, угрожая уничтожить всех. Проблема выбора возникает и перед Василием, из-за которого могут расстрелять односельчан, и перед ними. Как быть? Что здесь подскажет совесть?

Фактически авторы фильма моделируют на экране ситуацию, созвучную с актуальными для того времени постулатами философского учения экзистенциализма, что, безусловно, не могло быть принято там, где господствовало «единственно правильное» марксистско-ленинское.

Сюжет «Совести» раскрывает историю человека, лишенного выбора, когда каждый из возможных поступков — практически проигрышный. И когда совесть побеждает идеологию. Конечно, такой фильм в тогдашней Советской Украине не мог попасть на экраны. Его запретили для просмотра.

Владимир Денисенко режиссуре учился у Александра Довженко. В молодые годы был репрессирован. Как зачастую случалось с украинскими культурными деятелями, по обвинению в национализме, то есть за осознание себя в украинской, а не имперской культуре. Результат — сталинские лагеря.

Но выстоял, пришел в кино. И создал ряд знаковых фильмов. В частности, это лента 1964 года «Сон», где разворачивается биографический сюжет о Тарасе Шевченко, образ которого воплотил на экране Иван Миколайчук. Это такие разные и приметные картины, как «Роман и Франческа», «На Киевском направлении», «Высокий перевал». Ну и, конечно, «Совесть».

Владимир Денисенко находит путь, как снять фильм без цензурного надзора и без согласования с компартийным руководством. Дело в том, что он тогда вел студенческую мастерскую в институте. Таким образом, разработал — по сценарию Василия Земляка — режиссерский план для выполнения летом практической работы студентами.

Дальше — упомянутое запрещение. И только в конце 1980-х, как и большинство фильмов, положенных с идеологических соображений на так называемую «полку», эта стилистически, изобразительно аскетическая черно-белая лента была реабилитирована и возобновлена.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать