Душа Вены
В Киеве открылась выставка австрийского фотографа Петера ЛаглераВена имеет давнюю историю, которая определяется даже не столетиями, а целыми эпохами. Каждая из них оставляла свой след в архитектуре города, отображая события прошлого. В частности, в Вене есть церковь св. Рупрехта, которая была возведена в VIII—IX веках в романском стиле. Ее даже называют ровесницей города, поскольку это было первое здание после выхода из этой территории римских войск, оставивших после себя пепелище. И именно эта церковь, как считают, стала тем центром, вокруг которого вырос будущий крупнейший город Европы (по состоянию на начало ХХ в.). В то же время в Вене есть и небоскребы, где доминирует металл и стекло, футуристический дизайн и нетипичные конструкции; они господствуют в Донаусити — деловом центре столицы Австрии.
Таким разнообразным предстает город на выставке «Душа Вены» Петера ЛАГЛЕРА, профессионального австрийского фотографа (а кроме этого, капитана открытого моря). Его работы выставляют в галереях Дании, Словении, Чехии, Германии. Теперь и посетители Национального заповедника «София Киевская» могут насладиться глубиной работ австрийского мастера. Петер Лаглер охотно согласился на предложение украинской стороны: «Я очень рад и горжусь тем, что могу показать свои фото в таком знаменитом месте — Софии Киевской. Я люблю Украину, уже два с половиной года приезжаю сюда с разными выставками. Некоторые из них сейчас продолжаются в других городах».
СОЧЕТАНИЕ РАЗНЫХ ЭПОХ
Сначала организаторы планировали устроить выставку фотографий Петера Лаглера, на которых были бы изображены здания в стиле барокко, поскольку украинская святыня также частично представляет именно этот период. Однако фотограф решил взять более широкий фокус и показать среду, в которой «живут» памятники барокко. То есть он сосредоточился на фотографировании не отдельных зданий, а определенных локаций города, в которых виден целый спектр исторических воспоминаний, воплощенных в архитектуре.
Это сосуществование разных веков является сквозной темой его выставки. Именно поэтому здесь есть фото здания со скульптурой турецкого воина на площади Фрейунг, на заднем фоне которого виднеется небоскреб. Часто это сочетание двух исторических пространств достигается благодаря использованию приема отражения, в частности в витринах магазинов, авто или автобусов. Например, есть фотография, как в окнах современных зданий отражается собор ХVII века. Такой прием дает возможность, как отмечают специалисты, создать многослойный, коллажный, порой сюрреалистичный образ города. «Иногда такое сочетание воплощений эпох гармонично, иногда негармонично. Но сейчас ХХІ век, и они должны быть инкорпорированы», — комментирует Петер Лаглер.
ДОМИНАНТА ИДЕИ В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ
Такое стремление фотографа является не только его индивидуальным замыслом, но в то же время и отражением нашей эпохи. «Это концептуально, потому что современное искусство опять вернулось к доминанте идеи», — объяснил украинский художник Виктор ХОМЕНКО. По его словам, в советские времена искусство было полностью заидеологизировано, заангажировано. Формализм как декларация чистого искусства, формы, цвета считался наихудшим клеймом. Сейчас же ситуация изменилась. «Теперь уже формализм считается рутиной, а доминирует идея. У современных молодых художников даже есть такая парадигма, что материал не имеет значения. То есть неважно, то ли это полотно, фотография, инсталляция, аудиоинсталляция и тому подобное... И в этом случае сочетание идеи, формы, профессионализма Петера Лаглера очень успешно», — отметил художник.
Концептуальным является даже расположение фотографий. Например, рядом с фотографией уже упоминавшейся церкви св. Рупрехта разместилось фото современного моста Асперн, на котором виднеется огромное количество граффити. Их разделяет более чем тысяча лет, в то же время есть и то, что их объединяет, — Вена. Только вместе они формируют его историю, истинную суть города. «Эти фото — душа Вены. Это мистический и духовный, классический и современный город», — поделился Петер Лаглер.
ШАНС ЗАДУМАТЬСЯ, КАКОЙ ЯВЛЯЕТСЯ ДУША РОДНОГО ГОРОДА
Кроме того, творчество австрийского фотографа важно для Украины еще по нескольким причинам. «Петер Лаглер — интересное явление на украинской арт-сцене. Во-первых, потому что у него незаиленный, свежий глаз. Во-вторых, он несет ту традицию, которую нам так и не удалось возобновить. Ведь в Украине борьба с фотографией началась сразу после революции. В 1920-х гг. буквально могли расстрелять за зарегистрированную фотокамеру. Фотографировать разрешали только со справкой НКВД. И с того времени фотография, видимо, ментально не возродилась. Она отсутствует у нас на арт-рынке, — рассказывает Виктор Хоменко. — То, что Петер Лаглер представляет, — креативное, эстетическое, настроенческое. Это то, чего нам не хватает как провинции. Потому что провинция всегда смотрит вокруг — что там, где и как. Она меньше ищет в себе, больше рефлексирует внешние поступления».
К счастью, традиция украинской фотографии постепенно возрождается. Однако с чем точно можно согласиться, это то, что работы Петера Лаглера собственной искренностью, глубиной, неординарностью и наполненностью смыслами побуждают к размышлениям «о себе»: сколько культурных и исторических кодов до сих пор остаются неприметными, непроговоренными в украинском обществе. И не потому ли так легко разрушаются памятники, потому что «свое» до сих пор не стало предметом внимания и уважения.
Поэтому посещение выставки, во-первых, покажет Вену, которую не увидишь в туристических справочниках, где все известные здания «рассортированы» по нишам эпох. У Петера Лаглера они, так сказать, зафиксированы в природной среде — среди зданий других периодов. А кроме того, это замечательный шанс задуматься, какой является душа родного города.
Выпуск газеты №:
№86-87, (2018)Section
Медиа