Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Украинские «Битлы»

Легендарному ВИА «Смерічка» в новогоднюю ночь 2017-го исполняется полвека
28 декабря, 12:30
ЛЕГЕНДАРНАЯ ВИА «СМЕРИЧКА» ПОД РУКОВОДСТВОМ Л. ДУТКОВСКОГО ПОДХВАТИЛА ЕВРОПЕЙСКУЮ ВОЛНУ БИГ-БИТА В ДАЛЕКОМ 1966-М И ПЕРВОЙ СОЕДИНИЛА СОВРЕМЕННЫЕ РИТМЫ, ГАРМОНИЮ ПОП-РОК-МУЗЫКИ И ЭЛЕМЕНТЫ ДЖАЗА С НАРОДНЫМ ГУЦУЛЬСКИМ, БУКОВИНСКИМ, ОБЩЕУКРАИНСКИМ МЕЛОСОМ И ФОЛЬКЛОРОМ, СОЗДАВ СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ СТИЛЬ / ФОТО ИЗ АРХИВА ЛЕВКА ДУТКОВСКОГО

Левка Дутковского без преувеличения можно назвать одним из основоположников украинской эстрадной песни, учителем, музыкантом и стратегом. Он создал знаменитый ансамбль «Смерічка». Левко подхватил европейскую волну биг-бита в далеком 1966 г. в небольшом буковинском районном городке Вижница и первым начал совмещать тогдашние ритмы, гармонию поп— и рок-музыки с народным гуцульским, буковинским, общеукраинским мелосом и фольклором, производя свой собственный стиль, создав высокопрофессиональный коллектив, на который равнялись, у которого учились. Еще никто не слышал «Веселых ребят», «Песняров», «Самоцветов» (которые появились позже), а из всесоюзного радио— и телеэфира звучала украинская песня в исполнении «Смерічки» (тогда еще самодеятельного коллектива Вижницкого районного Дома культуры). Почти не имея никакой информации из-за границы и опыта, Дутковский смог пройти теми же путями, что и легендарные мировые рок-группы. Сам Левко Тарасович научил петь и вывел на наивысший уровень исполнительского мастерства таких самородков, как Василий Зинкевич и Назарий Яремчук (и это также было позже). Володя Ивасюк тоже называл Левка своим учителем, первые свои произведения доверил «Смерічці». Да и первые шаги на эстраде Софии Ротару тесно связаны с Л. Дутковским. Он автор песен «Незрівнянний світ краси», «У Карпатах ходить осінь», «Горянка», «Сніжинки падають», «Матіоли цвіт», «Черешневий гай», «Якщо любиш, кохай», все выше поднимая своих учеников, постоянно оставался в тени. Теперь он, хоть и не настолько известный и популярный, как того заслуживает, но откровенный, искренний и счастливый, ностальгически вспоминает те времена с искорками в глазах и с любовью к друзьям-побратимам.

«КОГДА ВПЕРВЫЕ ЗАЗВУЧАЛИ ЭЛЕКТРОГИТАРЫ, МОЛОДЕЖЬ БЫЛА ШОКИРОВАНА. НАС СРАЗУ ПОЛЮБИЛИ»

— 1 января 2017 года у одного из первых украинских эстрадных ансамблей, вашей «Смерічки», знаменательный юбилей — 50 лет. Что чувствуете в душе, вспоминая то незабываемое время, Левко Тарасович?

— Когда в 1966-ом пришел в Вижницу и создал свой коллектив, это вовсе не означало, что раньше не было никакой эстрады. В советском музыкальном пространстве существовали разнообразные джазовые квинтеты, трио, биг-бенды, действовали академические эстрадные коллективы и певцы, вокальные женские ансамбли, исполнявшие песни в стиле городского романса. В то время на Западе использование электроинструментов, микрофонно-усилительной аппаратуры обусловило и изменения в стилях музыкальных направлений. Изменились мелодика, ритмика, гармония, манера исполнения, количественный состав участников групп.

Возник новый музыкальный стиль биг-бит («бит» с английского — удар). Еще в армии создал солдатскую биг-бит группу. Демобилизовавшись, с музыкальным образованием после Мукачевского музпедучилища, пришел на работу в Вижницкий Дом культуры. Приняли меня сначала методистом по хору и вокалу, а позже перевели на ответственную должность художественного руководителя районного Дома культуры.

Когда увидел танцы под баян, то решил сделать что-то более интересное для вижницкой скучающей молодежи. Решил создать группу, которая также играла бы на танцах, но уже в новом стиле электронной музыки биг-бит.

Мы же в тогдашнем СССР были закрыты железным занавесом, лишь иногда (через страшные глушители) ловили фрагменты музыки из транзисторных радиоприемников, настроенных на короткую волну. Теперь, просматривая фильмы об истории и развитии мировой рок-музыки, вижу аналогию с тогдашней «Смерічкой», мы даже в чем-то были лучше!

Группу создавал не для какой-то будущей славы, а для развлечений молодежи. Сделал из телефонных наушников звукосниматель для гитары. Принес из дома небольшой двадцативатный усилитель, который мне подарили на «дембель» в армии. На складе Дома культуры нашел в пыли усилитель ТУ-50 от клубной радиоусилительной трансляционной станции, микрофоны МД-44 и всем известные «металлические звонки», которые почтовые работники монтировали на телефонных столбах для радиотрансляций. Так все начиналось...

— До всего нужно было додумываться самому, даже посоветоваться не было с кем?

— На первых порах сам играл на гитаре, клавишных еще не было. Мне приходилось самостоятельно делать оркестровки для танцевального репертуара и учить начинающих музыкантов играть на музыкальных инструментах и параллельно разучивать с ними музыкальные произведения. Каждого учил отдельно, а у них учился познанию изобразительного искусства («кадры» черпал среди студенчества местного училища прикладного искусства). Это взаимно обогащало. Приходилось брать на себя все, потому что у кого в маленькой Вижнице или даже в Черновцах можно было проконсультироваться относительно новых направлений в современной мировой музыке, аранжировке, узнать о новостях в сфере электроники, электроинструментов или что-то другое, если даже официально запрещалось танцевать в стиле «твист» или «шейк»? Саксофон и ударную установку купили в Киеве, электрогитар в продаже не было. Смастерили еще две самодельные электрогитары.

Дебют состоялся 7 ноября 1966 года на танцах. Репертуар — разные западные хиты (Элвиса Пресли, «Битлз», «Роллинг стоунз», Луи Армстронга, Адриано Челентано, Тома Джонса, Карела Готта), рок-н-ролл, шейк, твист, блюз. Ребята были талантливые, ловили все на лету. Например, трубач Валерий Бурмич точь-в-точь поет «охрипшим голосом», копируя Луи Армстронга.

Так все закрутилось. Когда впервые зазвучали электрогитары, молодежь была шокирована. Нас сразу полюбили. Мы стали кумирами в Вижнице.

— Вы играли в выходные для молодежи на танцах. И вот наступил исторический Новый 1967 год...

— Я решил сделать красивый бал-маскарад. В Доме культуры на 500 мест из зала вынесли кресла, музыканты расположились на сцене. К новогоднему вечеру написал музыку. Студент училища Анатолий Фартушняк написал сугубо новогоднее стихотворение, но попросил изменить его так, чтобы мы могли петь произведение не только 1 января. Так родилась наша первая песня. Стоит сказать, что Анатолию удавались песни, написанные «на рыбу», то есть на готовую музыку. Подпевали девушки из методкабинета и из музыкальной школы. Куранты пробили полночь: впервые зазвучала наша собственная украинская песня, которую пел ритм-гитарист Алексей Гончарук. Успех был феноменальный. Мы не спали всю ночь — играли до восьми утра. Потом на сцене, распивая новогоднюю бутылку рома, заметили десятки записок с просьбой исполнить песню «о зиме». Я же понял главное: нужно петь не чужое, а свое, родное, украинское!

Левко Дутковский: С ностальгией вспоминаю те незабываемые времена. То, что когда-то творил,   — уже история, легенда, приятное воспоминание, лучшие годы жизни, молодость и... моя и наша «Смерічка». Бог дал много! И то, что я в 1966 году встретил Аллу, в 1968-м — Володю Ивасюка и Василия Зинкевича, в 1969-м — Назария Яремчука, в 1971-м — Софию Ротару. Все мы встретились в нужное время в нужном месте. Мы честно служили своему народу и родной песне

1 января 1967 года было для меня знаменательным еще и тем, что познакомился с талантливой, нежной и красивой студенткой художественного училища Аллой Дехтяр, которая пришла вместе со своей подругой, участницей «Смерічки», 1 января в Дом культуры потанцевать. Позже Алла начала принимать участие в танцевальном кружке при Доме культуры и танцевать в паре с руководителем известного народного ансамбля танца «Смеречина» Валерием Васковым и стала первым художником-модельером «Смерічки», музой моей творческой жизни и моей женой.

«ТЕПЕРЬ «СМЕРІЧКА» ПОКАЖЕТ ВСЕМ, ГДЕ «ПОСТОЛИ, А ДЕ КАПЕЛЮХ І КОВБОЙСЬКІ ШТАНИ»

— Когда и кто придумал название ансамбля?

— Под влиянием Нового года сначала пришло в голову название «Ялинка», но она не воспринималась бы летом, и потому я решил назвать ансамбль «Смерічкою», взяв за символ то, что карпатская ель всегда зеленая и молодая. Днем рождения ансамбля считается новогодняя ночь 1967-го.

— Как вам, руководителю самодеятельного коллектива из небольшого буковинского райцентра, удалось «выбить» аппаратуру у самой Екатерины Фурцевой, министра культуры СССР тех времен?

— Это отдельная история. Мы играли только на танцах, а первое выступление на сцене с концертным репертуаром перед зрителем состоялось в апреле 1967 года.

Нашу биг-бит-группу «Смерічка» пригласили на областной фестиваль-конкурс. Приехали мы из Вижницы в Черновицкий Дом офицеров. Там впервые увидели огромное количество участников художественной самодеятельности. Все были одеты в яркие народные костюмы, хоры распевались, оркестры народных инструментов настраивались. Негде было и прислониться...

Специально для этой программы я написал бг-битовуб инструментальную композицию с элементами рок— и поп-музыки и абстрактным названием «Капелюх, постоли і ковбойські штани». В нашем репертуаре были еще «Сніжинки падають» и несколько песен Василия Михайлюка, которые я специально аранжировал в стиле «Смерічки».

Молодежь, которая до отказа заполнила зал, в первый раз услышав живые электрогитары, так бурно реагировала и свистела, что мы сами едва слышали то, что играли. Успех был неожиданно грандиозным. Мы себя уже чувствовали украинскими «Битлами», как вдруг кто-то выключил напряжение, и... гитары замолчали. Сиротливо выстукивал растерянный ударник на чешской установке с надписью «Смерічка», и саксофонист доигрывал свою партию. Я пытался спасти ситуацию на пианино. Но вдруг неожиданно еще и закрылся занавес. Страшный крик, шум, свист и топот возмущенной молодежи в зале, которая хотела слушать вновь созданную биг-бит-группу, дали результат. Вежливые комсомольцы с красными повязками на рукавах, помогли нам быстро собрать аппаратуру и посадили в автобус Вижницкого Дома культуры, пообещав, что в следующий раз нас, популяризаторов «враждебного» Запада, обязательно еще и подстригут. Разочарованию не было пределов... Столько репетиций днями и ночами, столько трудов — и все напрасно. Но мои размышления перебил разговор парней: «Нужно разойтись и больше не собираться», — сказал кто-то из музыкантов, мол, коллектив должен закончить свое существование, ведь никому «Смерічка» не нужна.

Мне захотелось достать фирменные гитары. На следующий день, не колеблясь ни секунды, написал письмо министру культуры СССР Екатерине Фурцевой. Поскольку не знал адрес Минкульта, то на конверте написал: «Москва, Кремль, министру культуры СССР Фурцевой Екатерине Алексеевне». Ответ не заставил долго ждать. Телеграммой мне сообщили, что с зарубежной выставки, которая проходит в Москве, нам пришлют инструменты, и попросили в будущем обращаться в Министерство культуры, а не в Кремль. Вскоре мы получили электрогитары. Радости не было границ! Вот теперь «Смерічка» покажет всем, где «постоли, а де капелюх і ковбойські штани»! В течение недели местная молодежь ходила к нам, как на выставку, чтобы увидеть настоящие фирменные гитары. Местные чиновники не знали, как реагировать — вроде бы и косматый, и «хулиганский» коллектив, потому что играет очень громко западную, буржуазную музыку, а здесь почему-то непонятная поддержка на высшем уровне.

— Тогда «Смерічка» зазвучала!

— Везде запрещали танцевать современные танцы, а у нас, в Вижнице, как на «диком» Западе, пожалуйста: танцуй за 50 копеек все модерное на то время без ограничений и без проблем! Это была заслуга Вижницкого райкома комсомола во главе с прогрессивным Феликсом Карчевским — поклонником нашей бит-группы. Танцы начинались в 22.00 и длились до двух часов ночи. Молодежь приходила к нам не только со всех окрестностей, но и массово приезжала поездом из Черновцов в 23.00 и возвращалась в четыре утра домой. Порядок поддерживали местные юноши — наши фаны, которые нами гордились и сами за все следили.

— Что характерно, в первых эстрадных коллективах основой были женские голоса как обязательный бек-вокал. Такой была киевская «Мрія» Игоря Поклада, буковинская «Марічка» Степана Сабадаша. Не обошло это и «Смерічку

— Это были вокальные женские ансамбли, которые самостоятельно исполняли произведения в традиционном инструментальном сопровождении — баян или фортепиано. Но ансамбль «Смерічка» состоял уже из оркестра электроинструментов (впервые!), то есть биг-бит-группы, женского вокального сопровождения и солистов-вокалистов. Я кропотливо и настойчиво занимался с вокалистами. Новая вокальная манера исполнения и свежая трактовка произведений «Смерічки», оригинальные, стилизованные эстрадные костюмы на народной основе с современным кроем, придуманные Аллой Дутковской, ярко выделяли коллектив на тогдашнем эстрадном олимпе.

«НА ВОЛОДЮ ИВАСЮКА «СМЕРІЧКА» ИМЕЛА БОЛЬШОЕ ВЛИЯНИЕ»

— Нынешний интернет просто кишит ложью, где разные «знатоки» пишут бессмыслицу относительно Василия Зинкевича, Назария Яремчука, Владимира Ивасюка. Даже Софии Ротару приписывают первые шаги в вашей «Смерічці».

— Вспоминаю, как в конце 1968 года Черновицкое областное телевидение решило сделать запись нашего хита «Сніжинки падають». Тогдашний солист и ритм-гитарист Алексей Гончарук окончил художественное училище и поехал домой, и в «Смерічці» появилась проблема поиска вокалиста. Валерий Васков, который возглавлял танцевальный коллектив «Смеречина», сказал мне, что из армии демобилизовался ученик художественного училища Василий Зинкевич, который у него танцевал, и, если нужно будет, то он и споет. Талант его и настойчивость я уловил сразу. Песню мы разучивали долго, ведь у Василия не было навыков пения. Но в конце концов разучили и поехали в Черновцы на запись фонограммы.

В студии оркестр записал «минус». Зинкевич должен был петь соло, а девушки — исполнять вокальное сопровождение. Василий, не имея опыта записи в студии, не мог спеть так, как нужно. Стрихович предложил мне найти кого-то другого. Я же вспомнил о студенте мединститута Володе Ивасюке, который на танцах в Доме офицеров пел мою песню «Бажання». Володя пришел. Имея музыкальную подготовку, будучи скрипачом, он записал песню за несколько дублей. Зинкевича в то время заело самолюбие. Он, оскорбленный, все время ходил по коридору студии, что-то мурлыкал, мурлыкал и попросил меня, чтобы ему таки позволили сделать еще один дубль. Собравшись, на этот раз Василий спел лучше.

Когда мы впоследствии прослушали записи обоих исполнителей, оказалось, что каждый из них имеет свои преимущества, но у Василия песня вышла нежнее. Володя был объективным и не отрицал, тем более что Зинкевич уже был солистом «Смерічки».

Назарий же пришел в «Смерічку» осенью 1969 года. Я проводил на сцене сводную репетицию с оркестром и женским вокальным ансамблем. Как всегда, сидел за пианино, а напротив меня стояли девушки и пели только что изученную песню автора «Черемшини» Василия Михайлюка. Оркестр исполнял написанную мной аранжировку, аккомпанируя вокальной группе. Вдруг на сцене появился Василий Зинкевич с парнем, который учился на военных курсах водителей при Доме культуры. Вообще, посторонним присутствовать на репетициях «Смерічки» я не разрешал, но для парней-курсантов, которые должны были идти в армию, делал исключение, поэтому во время перерывов между занятиями они тихонько сидели в зале. Среди них был и юный Яремчук. Василий попросил, чтобы я прослушал Назара. До этого он немного пел в школьном хоре. Голос его мне понравился, но у него не было еще опыта вокального исполнения. Я взял Назария в «Смерічку» и специально для него написал песню на стихотворение Анатолия Фартушняка «Незрівнянний світ краси». Песня была сложной для начинающего. Но ежедневная работа над постановкой голоса, трудолюбие и энтузиазм парня сделали свое дело.

На Володю Ивасюка «Смерічка» оказала большое влияние, захватила настолько, что он пересмотрел свое творческое кредо и вскоре успешно вписалось в «смеричковое» музыкальное направление, пополняя репертуар ансамбля своими песнями. Журналу «Кругозор» в 1977 г. Ивасюк рассказывал: «Своеобразный стиль исполнения и трактовки фольклора покорили меня, еще когда я впервые услышал ансамбль на сцене. В «Смерічку» я принес свои первые песни...».

Это были: «Мила моя», «Відлуння твоїх кроків», «Червона рута» «Водограй» и другие. Володя был талантливым музыкантом, певцом, композитором и поэтом, хорошим и искренним, лишенным зависти человеком, верным другом. Он с уважением прислушивался и к моим советам, показывая свои песни мне первому. В свою очередь, я не жалел сил на изучение и популяризацию этих песен со «Смерічкою» и ее солистами Назарием Яремчуком, Марией Исак, Мирославой Ежеленко, Василием Зинкевичем, порой забывая даже и о своих песнях. Да и как не вспомнить фильм «Червона рута», где впервые появилась преподавательница культурно-просветительного училища София Ротару. В фильме София пела впервые с «Смерічкою» мою песню «У Карпатах ходить осінь». Тогда никто и не думал о том, что будет дальше.

После съемок телефильма заместитель директора Черновицкой областной филармонии Пинхас Абрамович Фалик предложил мне вместе с «Смерічкою» и Софией Ротару перейти на профессиональную сцену в филармонию. Но я, посоветовавшись с участниками «Смерічки», решил остаться в Вижнице и предложил мужу Софии, Анатолию Евдокименко, создать свой ансамбль и назвать его, как и телефильм, «Червона рута». В конце 1971 года вновь созданный ВИА «Червона рута» с солисткой Софией Ротару, взяв за основу своего репертуара популярные песни ансамбля «Смерічка», поехал в свой первый концертный тур. Сейчас считаю, что, наверно, сделал ошибку, возможно, «Смерічка» с Василием Зинкевичем, Назарием Яремчуком и Софией Ротару была бы непревзойденной на то время не только в Союзе. Но кто не ошибается... В творчестве все может быть.

Были времена, когда все делалось для того, чтобы я ничего не делал. Если бы нас не разбили по одному: меня, Назара, Василия — мы бы сделали намного больше. Василий с Назарием в дуэте были незаменимы, друг друга дополняли. Назар до «Смерічки» хоть некоторое время пел в хоре, а Василий вообще не имел представления о пении. То, что Зинкевич сделал на своем веку в вокале, — яркий пример трудолюбия для всех певцов в самоутверждении. За это низко склоняю перед ним голову. То, что я был всегда в тени, воспринимаю спокойно, по-философски. Всегда искренне радовался успехам своих друзей. Наибольшим наслаждением для меня было наблюдать, как поставленную мной в музыкальном и режиссерском плане концертную программу «Смерічки» восторженно и искренне, со слезами на глазах, воспринимал зритель...

(Звание заслуженного артиста Лев Тарасович получил позже от своих учеников Василия Зинкевича и Назария Яремчука. И народным Дутковский стал намного позже, чем они. Тренеры всегда за кулисами, в тени. Тем более что награды и регалии его никогда не интересовали)...

Быстро течет время, но я всегда ощущаю отсутствие Назария Яремчука, Володи Ивасюка... Их не заменит  никто! Как никто не заменит дуэт Яремчук-Зинкевич, — с грустью говорит Л. Дутковский. — С ностальгией вспоминаю те незабываемые времена. То, что когда-то создавал,      — уже история, легенда, приятное воспоминание, наилучшие годы жизни, молодость и... моя и наша «Смерічка». Бог дал много! И то, что я в 1966 году встретил Аллу, в 1968-м — Володю Ивасюка и Василия Зинкевича, в 1969-м — Назария Яремчука, в 1971-м — Софию Ротару... Мы все встретились в нужное время в нужном месте. Мы честно служили родному народу и родной песне.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать