Титан Возрождения
Исполнилось 525 лет со дня рождения РафаэляВыдающийся итальянский художник и архитектор в своих картинах воспел человека и создал произведения, являющие нам мир пленительный, и непреходящий, оставил нам образ любящей и страдающей Матери — чудесный и незабываемый. Тысячи художников писали мадонн, но мадонны Рафаэля — верх совершенства.
Рафаэль (по-итальянски Рафаэлло Санти) родился 6 апреля 1483 г. в маленьком итальянском городке Урбино (Умбрия) в семье живописца и поэта-гуманиста Джованни Санти. Отец преподал ему первые уроки живописи в своей мастерской. Джованни Санти работал при дворе урбинского герцога Монтефельтро, где царила утонченная, интеллектуальная атмосфера. В кругу придворных, ученых и поэтов сформировалось гуманистическое мировоззрение Рафаэля. А на произведениях таких великих мастеров из Урбино, как Пьеро делла Франческо и Донато Браманте, расцвел его живописный дар...
Рафаэль рано остался сиротой. Ему было всего восемь лет, когда умерла мать, а через три года умер и отец. В 1500 г. Рафаэль переехал в Перуджу, где поступил в мастерскую Пьетро Перуджино. У него Рафаэль перенял мягкость и плавность линий рисунка, идеальное чувство композиционной глубины. Ранние произведения Рафаэля, написанные под влиянием учителя, отличаются мягким лиризмом пейзажа («Сон рыцаря», «Три грации», «Мадонна Конестабиле». Семнадцатилетний Рафаэль сразу находит свое направление: он начинает создавать сюиту мадонн, в которых с откровенностью выражает тоску по рано ушедшей матери, преклонение перед чудом материнства, перед загадочной сутью бытия. Эти мадонны сегодня показывают нам истинную душу художника и являются непревзойденными шедеврами. Ученический период Рафаэля завершила картина «Обручение Марии» (1504 г.).
В 1504 г. Рафаэль приезжает во Флоренцию, где сосредоточился центр итальянского искусства, где зарождалось и поднялось Высокое Возрождение. Вся Флоренция следила за поединком двух титанов — Леонардо и Микеланджело. Они работали над батальными композициями для Зала Совета: Леонардо изображал битву флорентийцев с миланцами при Ангиари в 1440 г., Микеланджело — битву флорентийцев с пизанцами в 1364 г. Рафаэль изучает анатомию, математику, перспективу. Он исполнил фрески в церкви Сан-Северо и три алтарных образа («Алтарь Колонна», «Алтарь Ансидей», «Положение во гроб»). Большую известность художник приобрел многочисленными (не менее 15) флорентийскими мадоннами, привлекающими своим разнообразием и классическим совершенством художественного решения одной темы («Мадонна с ангелами и святыми», «Святое семейство Каниджали», «Мадонна Темпи», «Мадонна под балдахином», «Мадонна дель Грандука», «Мадонна в зелени», «Мадонна с безбородым Иосифом», «Мадонна со щегленком», «Прекрасная садовница» и др.).
По воспоминаниям современников, Рафаэль привлекал к себе людей трудолюбием, скромностью и добротой. Он никогда ни с кем не соперничал, никому не завидовал, не критиковал других, а радовался жизни, миру, людям и возможности творить. Рафаэль никогда не искал друзей и покровителей. В течение всей жизни он являл наилучший пример того, как надо обращаться как с равными, так и с выше и ниже стоящими нас людьми. На 25-м году жизни художник был приглашен Папой Римским в Ватикан и в 1508 г. Рафаэль переехал в Рим.
В Ватикане Рафаэль обнаружил, что большая часть дворцовых залов уже полностью или частично оформлена другими художниками. Но Папа, покоренный гением Рафаэля, поручил ему заново расписать три Ватиканские комнаты, отстранив мастеров Перуджино, Содожу, Брамантино, Перуции.
Фресковые росписи Рафаэль начал со средней залы «Станца делло Сеньятура», отведенной под библиотеку. Для росписей стен и потолка он выбрал темы, которые ассоциировались с четырьмя областями духовной деятельности человека — богословие («Диспута»), философия («Афинская школа»), поэзия («Парнас»), юриспруденция («Мудрость, Мера, Сила»), а также соответствующие главным композициям аллегорические, библейские и мифические сцены на плафоне.
Крупномасштабные композиции на стенах станц посвящены философии, поэзии, теологии, церковному и светскому законодательству, античные мудрецы изображены рядом с современниками Рафаэля, виднейшими деятелями Возрождения. «Диспута» посвящена триумфу христианской религии. В «Парнасе» представлена поэзия: в центре фрески — Аполлон с виолой в окружении муз. Весь живописный комплекс «Станца делла Сеньятура» завершили величавые фигуры Мудрости, Меры и Силы, олицетворяющие главные добродетели Правосудия.
Лучшая и наиболее известная из этих фресок: «Афинская школа» — подлинный гимн человеческому знанию. В центре ее великие греческие философы Платон и Аристотель, стоящие на верхней ступени лестницы. Они — центр композиции. Платон озарен вдохновением и похож на библейского пророка. Он указывает рукой на небо и вещает о мире идей, Аристотель держит в одной руке свою «Этику», а другой указывает на землю. Недалеко Сократ с учениками, задумавшийся Гераклит. Здесь же математики Пифагор и Эвклид, астрономы Птолемей и Зороастр; стоик Диоген, учивший довольствоваться самым необходимым. Все персонажи «Афинской школы» отвечают представлению Возрождения о том, каким должен быть человек: они гордые и мужественные, обладают духовной энергией и нравственной силой, верят в действенность человеческой мысли и знаний. «Афинская школа» стала эталоном классической живописи во всем мировом искусстве.
Рафаэль любил воссоздавать своих современников и прославился, как портретист. Лучшие из его портретов сейчас находятся в галерее Уффици во Флоренции («Автопортрет», «Портрет Франческо Марии делла Ровере», «Портрет Маддалены Дони», «Портрет Папы Льва Х с кардиналами Джулиано Медичи и Луиджи Росси»); в мадридском Прадо («Портрет кардинала»); в парижском Лувре («Портрет Бальтассаре Кастильоне», «Автопортрет с учителем фехтования», «Портрет Джованны д’Аргоны»). Особого успеха Рафаэль достиг в создании женских образов. «Чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, — писал он. — Но ввиду недостатка в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит на ум».
Жизнь Рафаэля в Риме пролетала стремительно. При всей внешне спокойной респектабельности его будни были наполнены до отказа трудом и встречами с десятками сильных мира сего, от святейшего Папы до кардиналов, от льстивых поклонников его таланта до учеников и помощников.
Грозный Папа Юлий II и позже — хитроумный Лев Х любили Рафаэля, близко дружили с ним, считались с его мнением. Казалось, судьба Рафаэля была безоблачной. Он был удачлив, счастлив, захвален и заласкан, но вот немаловажная деталь: несмотря на всеобщее признание, Рафаэль был чужаком и простолюдином в светской толпе вельмож и бездельников. Он был завален бесчисленными, часто малозначительными заказами, многочасовыми, порою пустыми беседами, застольем и многими делами, отнимающими силы.
После смерти Браманте именно Рафаэль становится главным архитектором Рима. Он составил новый план Собора Святого Петра в Риме, достраивал его. Достроил Рафаэль и начатый Браманте дворец с лоджиями в Ватикане. Он построил в Риме церковь Сант-Элиджо делли Орефичи, капеллу Киджи церкви Санта Мария дель Пополо, палаццо Пандольфини во Флоренции, виллу Мадама близ Рима, целый ансамбль портиков, павильонов, парков, сверкающих бассейнами, засаженных прекрасными растениями.
Кто знает, что Рафаэль мог бы еще создать? Ведь даже в малый срок, отпущенный ему, он сделал бесконечно много... Мастер жил во времена бурного творческого подъема, больших открытий, широчайшего культурного движения. Рафаэль понимал истинную ценность многих заказных работ, но в его душе уже зрела мысль о создании творения, способного доказать всю мощь его дарования.
В 1515 г. Рафаэля посетили в Риме «черные монахи» из монастыря далекого глухого городка Пьяченце и заказали ему «Сикстинскую Мадонну». Рафаэль впервые в жизни натягивает на подрамник огромный холст и собственноручно пишет свой шедевр, перепоручив все ватиканские работы ученикам и помощникам. Все лучшие качества современников, весь опыт античности, всю глубину философских идей своего времени Рафаэль воплотил в «Сикстинской Мадонне». Это было творение гения. Он работал радостно и быстро создал неповторимый образ Богоматери. Об этой картине так писал русский поэт Василий Жуковский: «Занавес раздвинулся, и тайна небес открылась глазам человека... У Богоматери, идущей по небесам, не приметно никакого движения; но чем больше смотришь на нее, тем больше кажется, что она приближается».
Рафаэль оставляет завещание людям. И это полотно делает его имя бессмертным... Юная Богоматерь, чуть касаясь ногами облаков, несет свое Дитя — высшее существо, предназначение которого — принести себя в жертву за грехи человечества, во имя его спасения. Босоногая, простая, она спускается к людям, которые ждут ее появления. Тысячные толпы людей на миг остановили Марию. Она потрясена. Вот Земля... И эти люди, которые убьют ее сына.
В левом углу картины стоит тиара, — знак величия и могущества Папы Римского Сикста. Папа устремил свой взор к Марии. Он забыл всю суетную жизнь, бесчисленные свои грехи. Рядом с Богоматерью Святая великомученица Варвара, потупившая свой взор. Она хорошо узнала цену людям, ее смущает шум толпы. Ей немного стыдно. Она ведь тоже была человеком. Внизу два ангела с крыльями. Они на своем веку уже насмотрелись на этих странных, смешных, а порою страшных людей, вечно просящих чего-то у неба. «Зачем я пришла со своим сыном?» — думает Мария. Но так надо. И Мадонна, гордая, благородная в своем порыве, невзирая ни на что, все же спустилась на Землю.
«Сикстинскую Мадонну» Рафаэль создал в пору наивысшего взлета своего дарования (1516—1519 гг.). Она на века стала олицетворением материнства, духовной красоты, горького счастья и мученичества.
Моделью для некоторых женских образов римского периода жизни Рафаэля была возлюбленная художника, дочь пекаря Маргарита Лути, прозванная Форнариной (Булочницей). Эту женщину он любил до конца своих дней и изобразил ее на портрете «Донна Велата» («Дама под покрывалом», 1514 г.). Этот портрет принадлежит к числу величайших шедевров живописи.
Рафаэль был признанным главой всей римской художественной школы. Он был знаменитым, богатым, вел широкий образ жизни. Но физически силы художника были истощены. Он заболел лихорадкой, которая оказалась смертельной. Свое состояние Рафаэль завещал любимой женщине, друзьям и ученикам. Умер мастер 6 апреля 1520 г., в день своего рождения, прожив всего 37 лет. Похоронен в Пантеоне. Весь Рим пришел проститься со своим любимым художником...
Но окончив земную жизнь, он начал вторую. Вечную. Искусство Рафаэля, славящее человеческое бытие, власть разума, света и добра, бессмертно.
Сейчас «Сикстинская Мадонна» находится в Дрезденской картинной галерее. В Германию она попала в 1753 г. — по поручению саксонско-польского короля Августа III была приобретена у монахов монастыря Святого Сикста городка Пьяченце. Когда картину внесли в тронный зал, король отодвинул мешавший проходу трон, сказав: «Дорогу великому Рафаэлю!». Картину поместили на большой стене Дрезденской галереи среди картин итальянских мастеров.
...В ночь на 14 февраля 1945 г. во время бомбежки англо-американские эскадрильи смели с лица земли Дрезден. Погибло 30 000 мирных жителей, была сожжена галерея... 8 мая 1945 года войска Первого Украинского фронта (командующий — маршал И. Конев) заняли Дрезден. Сразу же начались поиски сокровищ галереи и других музеев. Они и привели к штольням заброшенных каменоломен за Эльбой. Сюда свезли художественные сокровища фашисты, когда уже было видно, что война Германией проиграна. Сокровища были размещены в 53 тайниках, часть из которых была заминирована. Когда генерал Сухарев посылал подразделение на поиски сокровищ, он сказал солдатам: «Помните, если что случится, человечество вам не простит...». В тоннеле нашли товарный вагон, где и были картины. Они были повреждены. 10 августа 1945 г. 1240 картин доставили в Москву, в Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина, на реставрацию. Процесс «лечения» длился 10 лет. Работой руководили выдающиеся ученые А. Губер, Б. Виппер и художник-реставратор П. Корин. С 1955 г. все картины вернулись в Германию.