Территория музыкального притяжения

В Национальной филармонии Украины завершился 144-й концертный сезон

О запомнившихся событиях минувшего года и о том, какой музыкой будет наполнен сезон 145-й, юбилейный, «Дню» рассказывает генеральный директор филармонии Дмитрий Иванович ОСТАПЕНКО:

— Сезон был насыщенным — как по программам, так и по уровню исполнителей. Если говорить о знаковых проектах, прежде всего это оперно-симфонический цикл «Величие оперы», который провел дирижер Николай Дядюра с Симфоническим оркестром филармонии в творческом сотрудничестве с певцами Национальной оперы. Знаете, было время, когда на нашей сцене выступали легендарные Гмыря, Соловьяненко, Огневой, Кондратюк, но в последние годы вокальная музыка отошла на второй план. Теперь мы решили возродить эту прекрасную традицию, чтобы вокальная культура была достойно представлена на одном уровне с инструментальной, оркестровой музыкой. Проект «Величие оперы» включил произведения Гуно, Пуччини, Бизе, Вагнера, чьи юбилеи отмечались в этом году. Каждый концерт имел свое название, последний, посвященный Верди, назывался «Триумф оперы», и мы для себя определили, что это был своего рода триумф сезона.

Другой цикл, вызвавший большой интерес публики, — «Все симфонии Франца Шуберта» Романа Кофмана. Нам очень приятно, что Роман Исаакович в течение последних пяти лет возглавлял Боннский оркестр им. Бетховена, но не прерывал связи с нами и продолжал руководить своим оркестром, как бы это ни было организационно сложно. Мы сохранили и уровень оркестра, и отношение к этому коллективу со стороны ценителей камерной музыки. Теперь Роман Кофман завершил свой контракт в Бонне, и в новом сезоне предлагает цикл «Великие имена».

Событием назову также I Международный конкурс гитаристов в рамках IV Международного фестиваля гитарной музыки. Этот проект — наша инициатива, мы реализуем его вместе с Фондом содействия развитию искусства и Итальянским институтом культуры при участи Джаз-клуба (официального представителя корпорации «Ямаха» в Украине). В следующем фестивале гитарной музыки примут участие лауреаты этого конкурса Марко Топчий (I премия, Харьков) и Кшиштоф Мейзингер (II премия, Польша).

Праздником стало исполнение Четвертой симфонии Малера, которая прозвучала как заключительный аккорд Дней Европы в Украине. В проекте участвовали Итальянский институт культуры в Украине, который пригласил солистов и профинансировал, и Австрийский культурный форум, обеспечивший партитуру, нотный материал и право исполнения. Такая форма сотрудничества с зарубежными представительствами в Украине входит в нашу практику: мы работаем с Польским институтом культуры, с Французским культурным центром, с немецким Гете-институтом, с посольствами Норвегии, Финляндии, Испании и другими.

Лучшая музыка современных украинских композиторов звучала на фестивалях «Киев Музик Фест», «Премьеры сезона», на творческих вечерах Станковича, Скорика, Сильвестрова.

— Чем порадует слушателей юбилейный сезон?

— Любителей музыки ждет много интересных, ярких встреч. Двери филармонии откроются 16 сентября, это будет концерт Натальи Гутман. На филармонической сцене выступят дирижеры Виктор Третьяков и Геннадий Рождественский, Государственный струнный квартет им. Глинки, на май запланирован авторский вечер Гии Канчели с его участием, а исполнителями будут Гидон Кремер и Киевский камерный оркестр под управлением Романа Кофмана.

Планируем провести вечер Виталия Губаренко, показать в концертном варианте его оперу «Вий». А в 2009 году, когда будет отмечаться 200-летие Николая Гоголя, посвятим ему отдельный концерт.

«Несущие конструкции» сезона — наши традиционные абонементы, и все они будут представлены: скрипичная, фортепианная, симфоническая музыка и гитара. Так, в симфоническом абонементе прозвучат концерт № 23 Моцарта, симфонии Берлиоза «Гарольд в Италии» и «Фантастическая», концерт «Аве Мария» Караманова, Шестая симфония Чайковского и другие известные произведения.

Состоится конкурс вокалистов им. Бориса Гмыри и конкурс памяти Владимира Горовица, будет продолжен цикл «Золотые страницы итальянской музыки» совместно с Итальянским институтом культуры.

В давние времена в концертных залах и на улицах Киева проходил всесоюзный фестиваль «Киевская весна», и мы хотим его возродить. Уже приглашены профессиональные исполнители высокого академического уровня из разных стран. В Киеве уже имеет, так сказать, прописку фестиваль «Французская весна», а мы проведем в мае 2009 года Международный музыкальный фестиваль «Киевская весна», когда расцветут каштаны и души раскроются навстречу музыке.

Важнейшая часть нашей работы — Литературно-музыкальный абонемент в общеобразовательных школах, единственный в Украине в таком масштабе. Мы выезжаем в школы, и за год даем около 900 концертов для детей разного возраста. Особенно необходимо это тем школьникам, которые не имеют возможности прийти в филармонию по финансовым причинам, из-за непонимания родителей. Мы сами идем к детям с рассказами, поэзией, музыкой. К сожалению, у нас нет надлежащей поддержки со стороны городских властей, которые могли бы нам заказывать и финансировать такие программы. А ведь это самая главная задача — воспитание культуры молодого поколения.

— Расскажите о гастрольной деятельности филармонических коллективов.

— Сегодня она практически отсутствует, и это большая проблема. Очень мало поездок по Украине, из-за того, что нет финансовой поддержки. А наши артисты с огромным удовольствием встречаются с публикой в областных центрах, и мы знаем, что там людям такие концерты крайне необходимы. Когда ездили выступать в Тернополь, Кировоград, Черкассы, Полтаву, слушатели, образно говоря, на люстрах сидели. Хотя наши исполнители понемногу что-то делают: Киевский камерный оркестр недавно участвовал в фестивале во Львове, Андрей Остапенко был с сольными концертами в Тернополе, Ивано-Франковске, Черновцах, выступают с гастролями Киевский квартет саксофонистов, квартет баянистов им. Ризоля, то есть те коллективы, которые мобильны и доступны для областных филармоний.

Мы проводим зарубежные гастроли. Наш Симфонический оркестр выступал в Японии, Франции, Швейцарии. Интересно, что когда он собирался в Берн, импресарио боялся брать украинскую музыку. Но мы все же повезли туда — в одной программе с Чайковским — симфонию Ревуцкого. И когда исполнили, сдержанная швейцарская публика приняла прекрасно. Здесь проблема не в качестве и значимости нашей национальной музыки, а в том барьере, который не могут переступить импресарио — они хотят подать то, что уже известно. Но когда зарубежным слушателям раскрываешь нашу душу, нашу музыку, они это воспринимают очень хорошо.

— Филармония была и остается для киевлян территорией музыкального притяжения...

— Да, и у нас есть свои постоянные слушатели, причем, я замечаю, что по сравнению с предыдущими годами сейчас на концерты приходит больше молодежи. А, например, на гитарный фестиваль приезжают люди из Харькова, Львова, Одессы, Донецка. Уверен, что и на очередном, пятом, фестивале в декабре нынешнего года у нас будут слушатели почти со всей Украины.

Очень хотелось бы, чтобы наши музыкальные критики профессионально оценивали то, что происходит на концертах. Возвращаясь с зарубежных гастролей, мы привозим с собой множество газетных публикаций. Там на следующий день после концерта сразу появляются рецензии в утренних газетах. У нас, к сожалению, такой подход почти отсутствует. Не обязательно много писать, но нужно держать нас в поле зрения, чтобы мы могли ориентироваться на общественное мнение. Критика в нашей профессии — обязательная составляющая.