«Такой большой и величественный»
Во Львове представляют Жолковский иконостас (1697 — 1699) эпохи бароккоОдним из самых ярких представителей украинского искусства конца XVII — начала XVIIІ века является Иван Руткович, а самым известным и знаменитым его произведением — иконостас жолковской церкви Рождества Христова. Раритет находится в постоянной экспозиции Национального музея во Львове им. Андрея Шептицкого.
«Жолковский иконостас — очень важный памятник, очень красивый, очень интересный, — рассказал «Дню» заведующий выставочно-экспозиционным отделом Национального музея Роман ЗИЛИНКО. — Мне он близок еще со времен учебы, поскольку я писал дипломную работу по этому иконостасу. Это правдивая жемчужина нашей западноукраинской иконописи. К сожалению, памятник сохранен не так хорошо, как Богородчанский иконостас».
«ЕДВА ЛИ НЕ ПЕРВОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ВЛАДИМИРА ВЕЛИКОГО В ГАЛИЦКОЙ ИКОНОПИСИ»
Иконостас находился в Жолкве до конца XVIII — начала ХІХ в. Потом его передали в соседнее село — Новую Скваряву. В Музей Шептицкого попал в 1937 году. Частично был отреставрирован. А в 1942 — 1943 гг. отдельные иконы из иконостаса уже были в экспозиции. Над реставрацией работали Ян Марксен, также — Лидия Паращук и Галина Онишко. И в то же время иконостасом заинтересовалась Вера Свенцицкая (магистр искусствоведения, научный работник Национального музея во Львове. — Т.К.), которая впоследствии написала детальное исследование, и не только по иконостасу, но и по личности Рутковича в целом. А до того времени о нем вспоминали Илларион Свенцицкий (этнограф, доктор филологических наук, музеевед, действительный член НТШ, директор Национального музея во Львове. — Т.К.), позже — искусствовед Николай Батиг, который работал в музее, был одним из авторов этой экспозиции, делал путеводитель по экспозиции. Но все же самой основательной была монография Веры Илларионовны Свенцицкой и кандидатская диссертация, которая вышла печатью в 1966 году.
Жолковский иконостас состоит из наместного ряда (с диаконскими дверями и Царскими вратами), дополнительного (с композициями Евангельского содержания), ряда воскресений Пятидесятницы, святочного, ряда Моления и пророческого. Увенчивало иконостас распятие, под ним было изображено «Снятие с креста» и сцены «Страстей Господних».
В работе над Жолковским иконостасом Иван Руткович проявил себя как выдающийся мастер пейзажа, непревзойденный колорист и замечательный портретист. Кроме того, художник прибегнул к новациям. В частности, речь о размещенном над наместным ряде дополнительных икон со сценами Ветхого и Нового Завета, которые словно составляют тематическое продолжение икон наместного ряда. В ряде воскресений Пятидесятницы художник добавил две сцены — «Явление Христа Марии Магдалине» и «Дорога в Эммаус», использовал тему Страстей Господних.
Но самая интересная новация — введение в апостольском ряду, кроме императора Константина, образа Владимира Великого, что воспринимается как трактовка его равноапостольности. И это — едва ли не первое изображение Владимира Великого в галицкой иконописи.
«ІВАН РУТКОВИЧ, МАЛЯР ЖОВКІВСЬКИЙ, ТАКИЙ, ТІЛЬКО ДАВНІЙ»
Разумеется, расспрашиваю нашего экскурсовода о биографии Рутковича, если такая информация сохранилась. «Руткович активно работает с 1680 до 1703 года, это вероятное время смерти мастера. В конце концов, сохранились подписанные и датированные произведения в этих временных рамках, — говорит Роман Зилинко. — Хотя информации немного. Неизвестно, где родился. Называл себя маляром белокаменецким (из Белого Камня, что на Золочевщине). Возможно, так себя называл по месту рождения. Возможно — по месту работы. Учился в Каменке Струмиловой (теперь — Каменка-Бугская) у художника Романа Могильницкого. Можно предположить, что речь идет о 1670-х годах. Там же женился на служанке Могильницкого Еве. Очевидно, мастер таким образом хотел оставить талантливого ученика у себя в мастерской. Но Руткович в 1680 году переезжает в Жолкву и с того времени называет-идентифицирует себя как «мастер жолковский, маляр жолковский». И часто так подписывает себя на иконах. Единственная интересная подпись есть на иконе Христа Спасителя (1693 года) из села Солова, которая сейчас сохраняется в Музее народной архитектуры и быта во Львове: «Іван Руткович, маляр жовківський, такий, тілько давній». То есть уже длительное время находится вне Жолквы».
В целом, говорит Роман Зилинко, о художниках второй половины XVII века знаем очень мало: «То есть похоже на то, что львовское средоточие на то время несколько приходит в упадок. После Федора Сеньковича, Николая Петрахновича таких ярких фигур почти не имеем, и где-то в 80-ые годы XVII века формируется жолковский малярный центр, и среди тех мастеров самым выразительным является Руткович».
Ввиду того, что я достаточно много писала о Богородчанском иконостасе (1698 — 1705), созданном по авторству православного иеромонаха Иова Кондзелевича для церкви Воздвижения Честного Креста Скита Манявского, знаю, что это — совместный труд Кондзелевича и его учеников, о чем мне рассказывала заведующая отделом древнеукраинского искусства НМЛ Мария Гелитович. Поэтому и интересуюсь этим вопросом касательно жолковского иконостаса.
«Иван Руткович, очевидно, работал, с помощниками, работал со своей мастерской, — говорит Роман Зилинко. — Мы не имеем таких сведений, четко документально засвидетельствованных, но можем говорить о том, что есть несколько вещей авторства Рутковича, а есть несколько более слабых вещей — например, отдельных фигур апостолов и не только, которые делал не Руткович. В конце концов, очень трудно отделить, что делал сам мастер, а что — его ученики. Могло быть так, что мастер делал композицию-рисунок, ученики доделывали, а он мог сам все заканчивать. Также есть другие иконостасы Рутковича или те, которые приписываются Рутковичу. Это, в частности, иконостас из Крехова из церкви Параскевы, очень обозначенный стилистикой Рутковича, хотя на иконах нет подписей мастера. В Волице Деревлянской на нескольких иконах засвидетельствована его подпись, также — в Воле Высоцкой».
ПОСЛЕДНЯЯ РЕСТАВРАЦИЯ ЖОЛКОВСКОГО ИКОНОСТАСА ПРОВОДИЛАСЬ В 2006 — 2009 ГОДАХ
Расспрашиваю Романа Зилинко, сколько артефактов Ивана Рутковича в целом есть в Национальном музее. Говорит наш экскурсовод, что кроме Жолковского иконостаса, у НМЛ есть несколько икон из приселка Волицы Деревлянской — Марошанки, пределла (цокольная икона) «Явление Христа Марии Магдалине» и алтарик из Волицы Деревлянской, икона «Моление» с портретами основателей из Потелича (скорее всего, это произведение его ученика или среды). Также, по мнению Романа Зилинко, и икона «Борогодица Одигитрия» из Унева принадлежит к наследию Рутковича. Есть еще ряд памятников, которые с большей или меньшей достоверностью можно было бы отнести к наработке этого мастера.
Последняя реставрация Жолковского иконостаса проводилась в 2006 — 2009 годах под руководством теперь уже покойного Владимира Мокрия, когда удалось провести основательную реставрацию всех икон. «Я тогда заявил о своем желании делать выставку этого иконостаса, — говорит Роман Зилинко. — Не знаю, как мне удалось. Идею поддержали пан Мокрий и пани Гелитович. И выставка получилась замечательная. А теперь имеем возможность показывать в постоянной экспозиции значительную его часть — не весь, потому что в целом в нем — около 90 единиц. Реконструкция, схема сделана Петром Лининским и Верой Свенцицкой еще в 1960-ые годы. А мы уже при приготовлении этой выставки вместе с Остапом Лозинским и Сашей Бриндиковым сделали графическую реконструкцию, используя современные технологии, все иконы, вся резьбы сфотографировали, смонтировали — сделали огромный, почти в половину оригинального размера макет...».
Некоторые иконы, отмечает Роман Зилинко, утеряны. Возможно, найдутся. Возможно, где-то находятся. Возможно, удастся их идентифицировать. Но в наместном ряду их не было. Возможно, и в Жолкве остались.
Также музейщик говорит, что это один из самых больших иконостасов, которые сохранились до сих пор. «Почему такой большой и величественный? Этому способствовали и исторические обстоятельства. Он был в Жолкве. Это была резиденция короля Речи Посполитой Яна III Собеского, который, как владелец города, очевидно, поддерживал все религии и все храмы — согласно его обязанностям как куратора, опекуна. Относительно заказчиков этого иконостаса и основателей имеем зафиксированную только одну подпись на наместной иконе «Богоявление», что именно эту икону основал сапожный цех. Других подписей не имеем, но и других наместных икон нет. Но видим портрет Яна ІІІ Собеского в фигуре Сотника Лонгина. Такой обычай был в церковной живописи, когда под личностями какого-то из святых могли изображать конкретных людей. Есть еще несколько намеков на семью Собеских, которые свидетельствуют о том, что и они примкнули к этому иконостасу. Иконостас начал делаться в 1697 году, через год после смерти короля. Но, наверное, какие-то средства могла предоставить его семья».
В целом, говорит Роман Зилинко, конструкция и состав иконостаса свидетельствуют о том, что мастера работали на очень профессиональном уровне, потому что очень интересные идеи есть в этом иконостасе. А это значит, что интеллектуальный уровень заказчиков (церкви, мещан) и исполнителей был очень высоким.
Выпуск газеты №:
№28-29, (2019)Section
Культура