«Святая правда» или «сон золотой»?
Киноукраинец на перепутьеВ слове «От автора» к повести «Сторожова застава» Владимир Руткивский вспомнил, как еще лет тридцать тому назад на его встрече со школьниками спросили, почему это Илью Муромца называют русским богатырем? Ведь воевал на украинской земле, в ней и похоронен. Чтобы ответить, писателю пришлось написать целое 300-страничное произведение. Сейчас оно стало одноименным фильмом.
«И НИГДЕ НИ ОДНОГО ПОЛОВЦА!»
Такими словами заканчивается повесть Руткивского. О том, как пятиклассник Витька Бубненко попал во времена Киевской Руси, как защищал родную землю от половцев, а потом все же вернулся в современную Украину. То, что называют «фэнтези», когда об истории повествуют с использованием мифологических и сказочных мотивов. Сложность этого жанра в том, что здесь желаемым является сочетание определенного простодушия (свойственного сказке) и мифологической начинки, которая предусматривает интеллектуальную многослойность.
Что же, с простодушием в фильме Юрия Ковалева все сложилось, на мой взгляд. Следовательно, детская, прежде всего подростковая аудитория, должна быть довольна. А вот аудитория взрослая вряд ли — тонкий интеллектуальный слой ленты достаточно быстро проламываешь, а под ним только одна фабула, история поступков и намерений. Однако если расслабиться и погрузиться в экранное сновидение, да еще и вместе со своими детьми — можно и себе получить удовольствие.
Работа над фильмом затянулась, на экранах он должен был появиться еще в конце 2016-го. Говорят, продюсеры Егор Олесов и Юрий Прилипко никак не могли определиться со стратегией проекта фильма. В конечном итоге, картина в прокате и продвигается достаточно успешно, вслед за комедией «Dzidzio Контрабас». Поэтому будет показана телевизионная четырехсерийная версия. Издательство «А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА» издало книгу Руткивского, в которой анонсируется и фильм, и одноименная компьютерная игра, «с использованием технологий дополненной реальности». Древнеукраинские богатыри сражаются с половцами, а специальная метка-камень работает и в фильмовом пространстве.
Что это все значит? Ничего особенного — просто в Украине появляются очертания настоящей киноиндустрии, которая связывает в одном проекционном поле разные проявления одного и того же текста. Прибавлю еще — фильм уже приобретен десятью странами. Когда было что-то подобное с нашими лентами, и не вспомнить.
Но есть здесь и что-то более важное — внедрение в массовое сознание украинцев новых представлений о древних временах. Причем идет речь о сознании украинцев младшего поколения, с чем у нас до сих пор как-то не складывалось. Со старшими проще — они и без того приобщаются к истории. А вот сделать молодых украинцев участниками увлекательной игры на имя История — значительно сложнее. Режиссеру это удалось. Не в последнюю очередь потому, что он имеет большой опыт работы на телевидении, создания клипов и тому подобное. Кроме того, он принимал участие в создании киноальманахов «Мудаки. Арабески» (фильм «Останній лист») и «Україно, гуд бай!» (картина «Пиріг»). Сколько грязи было вылито на эти альманахи, а теперь проясняется: молодые режиссеры нарабатывали новые подходы к воссозданию реальности, в том числе и исторической.
Когда-то, еще в позапрошлом веке, Пьер-Жан Беранже написал знаменитое стихотворение, в котором были строки о том, что когда люди не смогут найти путь к «правде святой» им останется только надеяться на безумца, который навеет человечеству «сон золотой». Собственно, от кино и ожидают, прежде всего, такого снотворного эффекта. Однако же хочется и Правды, хотя бы и не стопроцентно «святой». Так что лучше всего, когда искусство, вместе с литературой, будет стремиться и к тому, и другому.
«ЧЛЕНЫ ИСТОРИЧЕСКОГО КРУЖКА ДРУЖНО РАЗИНУЛИ РТЫ...»
Это слова тоже из последних абзацев книги В.Руткивского. Когда ребята находят глыбу, под которой был похоронен Илья Муровець, у них отвисли челюсти. Не только у них. В книге, а потом в фильме именно Муровець, а не Муромец, не Алеша, а Олешко и так далее. Кто-то иронически улыбнется, кто-то расскажет о «играх националистов», а кто-то и поймет: идет речь об импульсе познания своей истории — своей, а не одолженной, не навязываемой. Потому что пока мы будем жевать сенцо положенное кем-то, прежде всего, хорошими соседями, до тех пор будем смотреть на мир сквозь чужие стеклышки. Да и нас будут видеть сквозь те же очки.
Многое в успехе или неуспехе фильма зависело от актерских работ. Прежде всего, тех, что воспроизводят мифологические образы богатырей. В целом сочетание реалистичной достоверности персонажей и некоторой дистанционной, в том числе смеха, больше всего удалось Роману Луцкому в роли Олешка. Не случайно, потому что актер немало снимается, и этот опыт, вместе с одаренностью, конечно, чувствовался. Не разочаровывают и Александр Комаров (Добрыня) и Олег Волощенко (Илья), а в роли половцев Ержан Нуримбет в роли Андака и Ерболат Тогузак в образе шамана так же не выпадают из предложенной стилистики. Хуже с женскими персонажами, у них маловато пространства. Хотя если вы уже пригласили на роль выдающуюся актрису Наталью Сумскую, дайте ей хотя бы малость драматургического материала — она его раскрутит так, что зрители только чмокать будут. Однако не случилось.
Да и в целом сценарий явно непоследователен и недостаточно сбалансированный — что-то и кто-то прописано хорошо, а что-то — наскоро. Говорят, опять-таки, что продюсеры (в настоящее время они властвуют над фильмом) все переписывали, колебались, вышивали на экранном полотне разными нитями. Вплоть до того, что и текст диалогов переписывался и переозвучивался, так что это слишком заметно в кадре. И все же ничего катастрофического не случилось, фильм устоял против бурь и цунами, внутренних и внешних.
Исполнители детских ролей, Данило Каменский (Витя) и Ева Кошевая (Оленка), так же не разочаровали. Хотя меня лично и не очаровали, не хватило, мне кажется, личной ауры, личного очарования. Такая себе немного усредненная юность. Однако весьма возможно, что для фильма такого жанра этого и не требовалось.
Что же, можно констатировать: «Сторожова застава» зафиксировала новые знаки для движения вперед. Это уже действительно напоминает индустриальное кино, а не самодельное. Теперь вопрос в том, будет ли продолжение? Поскольку атаки на кино — Госкино продолжаются. Но лучшая защита — успешные фильмы.
Выпуск газеты №:
№191, (2017)Section
Культура