Спектакль «Леди в лавандовом» Полтавского областного театра кукол
Маршрут №5. «Театральный туризм» — «День» продолжает серию публикаций о лучших спектаклях ведущих украинских театров, которые соревновались на фестивале-премии «ИГРА»Спектаклем «Леди в лавандовом» по новелле британского прозаика и драматурга Уильяма Джона Локка – главный режиссер Полтавского областного театра кукол Нико Лапунов продолжает развивать направление взрослых, вечерних спектаклей в детском кукольном театре, что здесь внедряется, очевидно, стратегически. Ничего нового для таких театров в Европе, но все еще продолжает обращать на себя внимание, как нестандартное явление, в областных центрах Украины. И если для самих театров такая репертуарная политика уже привычна – публика, приученная к детским утрам и соответствующему репертуару, – до сих пор удивляется.
Хотя, кажется, полтавчанам уже удалось сломать эти стереотипы. На спектакле, который мы смотрели в рамках просмотров фестиваля-премии «ИГРА» был полнейший аншлаг, и среди зрителей были целые группы, специально и организовано приехавшие из районных центров области.
Надо отметить, что такая реакция – не безосновательна. Созданную Нико Лапуновым в безграничном порыве нежности, светлой печали, пропитанную импрессионистическим настроением, лавандово-сиреневой гаммой цветов и пронзительной музыкой испанского композитора Хавьера Наваррете, сотканную из полутонов постановку, следует назвать спектаклем-ощущением. Он завораживает, не оставляет никого из зрителей безразличным, заставляет поднять из глубин души волны, забитые реалиями – щемящей боли, живых непосредственных эмоций и искренних реакций, даже слез. Этого так не хватает иногда в современном театре.
В своей инсценировке режиссер переносит действие новеллы, написанной в самом начале прошлого века, в годы Второй мировой, только намекая на современную войну через звуковой фон военных баталий и видеопроекцию на заднике, тревожные новости из радиоприемников, упоминание в контексте героя Андреа еврейских погромов в Польше и фабульную коллизию спасения беженца материковыми жительницами. Весь этот ужасный, злой, катастрофический мир находится за пределами этого «кукольного» домика на берегу океана, в котором жизнь застыла где-то в счастливом детстве двух пожилых героинь. Как вдруг, ночной шторм выносит на их одинокий берег молодого человека-иностранца. Из-за него в их размеренную, неэмоциональную, едва окутанную лавандовыми оттенками жизнь, которая постепенно угасает, – врывается молодость, чувство, экспрессия, музыка, а с ними и отзвук войны.
Леди начинают выхаживать юношу и... жить. По Лапунову – Дженет и Урсула – все еще две маленькие девочки, что играют в куклы, воссоздают ритуалы чаепития с целым набором детской «посудки», доставая из старых, побитых молью чемоданов свои игрушки (в частности, и персонажей, лишенных человеческой ипостаси в спектакле) – счастливую мгновенность прошлого, потерянные надежды, неосуществленные мечты.
Куклы-тильды – двойники героев, а хрупкий кукольный мир, лавандовые платья, «лавандовый» свет и даже горшки с лавандой (сценограф и художник по костюмам Нико Лапунов), – работают на атмосферу, которая сохраняется в течение всего спектакля, делает ее на удивление целостной и немного иллюзорной. Ведь весь этот предметный мир, все эти тонкие материи в буквальном и переносном значении могут быть и сном, и виденьем, и фантазией.
Сочетание визуальных компонентов, определенной невесомости, мягких и приятных глазу красок, музыки с психологически тонкой, выразительной, эмоционально окрашенной игрой Аллы Витряк (Дженет) и Валентины Щекиной (Урсула) – вызывает исключительное ощущение гармоничности. Образ Андреа, сыгранный Сергеем Мамоном – лишь наметанный немного. Возможно, этого и достаточно.
В финале, когда происходит триумф польского скрипача Андреа Моровски в Королевском Ковент-Гардене, а кукольные домики героинь превращаются в ложи театра, в которых сидит кукольная публика, – под проницательные звуки сольной скрипки начинается налет фашистов на Лондон, воет сирена, которая заглушает прекрасную музыку. Режиссер усиливает драматизм ситуации, да и всей истории, выводя на проекцию кадры кинохроники с самолетами-бомбардировщиками. За этим ходом, кажется, стоит еще один намек: поражение в «войне» за сердце юноши двух сестер.
Эмоциональная и эстетическая составные «Леди в лавандовом» – тонко прочувствованы и сбалансированы, поэтому спектакль стоит посмотреть, съездив в Полтаву. Поскольку именно таких, ювелирно выверенных, эстетских спектаклей не так уж и много среди премьер последних «холодных» лет.