Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Синергия двух художников

В Киеве представлены работы Александра Бородая и Тамары Турдиевой
28 сентября, 12:35
Т. Турдиєва. Живопис

Накануне 75-летнего юбилея заслуженного художника Украины Александра Бородая (15.09.1946 - 08.11. 2019) в Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры (НАИИА) в Киеве открылась выставка мастера (горячая эмаль, графика, живопись, эскизы монументальных произведений) и его жены - члена Национального союза художников Украины, живописца, художницы-портретиста Тамары Турдиевой.

***

Благодаря этой двойной персоналии, А. Бородай и Т. Турдиева своими работами вернулись в родные стены легендарной alma mater, где они воспитывались и росли как высокопрофессиональные художники в конце 1960-1970-х гг. Это 50 лет назад - во времена, когда Киевский государственный художественный институт (КГХИ, сейчас НАИИА) считался самым элитарным среди вузов искусств; когда абитуриенты-счастливчики, которые, несмотря на колоссальный конкурс, становились студентами КГХИ, с первых дней начинали с утра до ночи «фанатично» учиться в институтских мастерских, осознавая свое везение оказаться в истинном святилище искусств; времена, когда все педагоги заслуженно имели бесспорный авторитет, не говоря уже о народной художнице СССР Татьяне Яблонской, в мастерскую которой попадали только настоящие личности, которые ее не просто уважали и любили, а боготворили.

Отдаем должное: Тамара Турдиева своими полотнами в экспозиции НАИИА доказывает, что не зря стала избранницей академика Т. Н.Яблонской, которая очень внимательно отбирала в мастерскую монументальной живописи КГХИ лучших студентов живописного факультета. И произведения Т. Турдиевой свидетельствуют и сегодня, что она достойна своего Учителя. И даже спустя полвека талант Турдиевой продолжает расцветать и высвечиваться новыми гранями именно УКРАИНСКОГО мастера портрета, натюрморта, жанровой картины с характерными для него чертами лиричности и песенности живописи.


А.Бородай.1990-е гг

Татьяна Ниловна Яблонская не ошиблась, безусловно, и в Александре Бородае: возможно, первой разглядела в нем прирожденного художника-монументалиста с широким диапазоном творческих возможностей. Он был живописцем от Бога, виртуозным мастером рисунка, умельцем многогранного дарования и увлечений, который ассоциируется с мастером эпохи Ренессанса. Он мог бы соревноваться в совершенстве с кем угодно из классиков.

***

В то же время имя Александра Бородая в художественном мире Украины последних десятилетий обрело широкую популярность как основателя национальной школы современной живописной эмали. Он первым из художников подошел к этому материалу и технике исполнения как художник-монументалист, чем резко изменил устойчивые представления об эмали, о ее образной сути и даже конструктивных основах этого волшебного искусства, смело сочетая горячую эмаль не только с медью, но и с мрамором, деревом, кожей. Экспериментальные произведения А. Бородая открыли не известные ранее перспективы вхождения художественной эмали в архитектурное пространство. Киевляне хорошо знакомы с эмальерной живописью Бородая в интерьере метро «Выдубичи»: его декоративные панно по мотивам древнерусских эмалей из серии «Отголоски прошлого» (медь, эмаль, цветной мрамор, 1991; соавтор А. Бабак) - важные цветопластичные акценты в окаймлении порталов и стен вестибюлей станций.

А.Бородай. Живопись

Бородай поднялся в украинском искусстве в «неописуемую высоту», стартуя со взлетной площадки мастерской академика Т. Н. Яблонской, и можно утверждать, что этот ее ученик в КГХИ оказался наиболее последовательным представителем ее прочной школы монументального искусства. В то же время он искал себя в разных изобразительных жанрах: в живописи, графике, рисунке, что подтверждают его произведения на нынешней выставке в НАИИА. При жизни участвовал во многих международных и всеукраинских выставках в частности монументального искусства, эстампа, рисунка. В то же время был лидером и соучредителем первого неформального творческого объединения киевских монументалистов «Взгляд» в конце 1980-х гг. Но когда в начале 1990-х гг. он прикоснулся к технике старинной загадочной эмали, она увлекла его своим таинством полностью.

Александр Андреевич был по своей природе не только художником-новатором, но и по-настоящему одаренным педагогом, который создал первым в украинских учебных заведениях мастерскую эмальерного искусства - сначала в Киево-Могилянской академии, а затем в Киевском университете им. Б. Гринченко. Мечтал открыть и возглавить такую же мастерскую в НАИИА, но не сбылось...

Т.. Турдиева. Живопись

И особенно досадно, что представленное Национальным союзом художников Украины мощное творчество Мастера на соискание Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко в 2019 году, к сожалению, не получило ее, и уже тяжело - неизлечимо больной Александр Бородай, преодолев еще с двумя достойными претендентами третий тур, не стал ее лауреатом. Цикл произведений А. Бородая, который был представлен на Шевченковскую премию, назывался «Проверенное временем. Не развеянное пространством». Это, по сути, девиз ко всему огромному наследию, которое оставил нам Мастер после ухода в мир иной.

Один из инициаторов и организаторов юбилейной выставки, проректор НАИИА Андрей Яланский подчеркнул: «Творчество и новаторство Александра Бородая, Тамары Турдиевой является ярким доказательством для современных студентов Академии необходимости качественного художественного образования перед началом своего собственного творческого пути в профессии». «Впервые работы Александра Андреевича и Тамары Якубовны предстали перед зрителями как общий портрет синергии двух незаурядных личностей и творческого потенциала семьи современных украинских художников», - отметил соорганизатор творческого мероприятия, заведующий кафедрой живописи НАИИА Олесь Соловей. - «И эта выставка, уверен, побуждает студентов по-новому взглянуть на выбранную ими профессию и подвижничество в искусстве».

***

Жена Бородая Тамара Турдиева обратилась к коллегам с просьбой поддержать инициативу создания Музея-мастерской имени Александра Бородая в помещении мастерской, неразрывно связанной с жизнью и творчеством этого выдающегося человека. «Огромное творческое наследие Александра Андреевича Бородая должно быть не только сохранено, но и войти в общее историко-культурное наследие нашей Родины», - призвала Тамара Турдиева, что получило единодушное одобрение присутствующих.

Выставка экспонируется до конца октября

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать