«Революция» в... театре
Как спрос на новую драматургию заставляет режиссеров искать нетривиальные пути отображения современности — опыт винничанНапомним, раньше зрители упрекали руководство Винницкого музыкально-драматического театра им. Садовского, что в репертуаре мало экспериментальных современных постановок. Сейчас публика ждет новаторского прочтения, выразительных форм и психологического проживания судьбы каждого героя. Создать новую драматургию в Виннице пытается Тарас Мазур, известный режиссер, которого театралы называют «королем эпатажа» (см. «День» № 59 от 2 апреля 2014 г.). Этот художник из Крыма в связи с его проукраинскими взглядами и преследованиями российских правоохранителей вынужден был уволиться из Севастопольского драмтеатра, искать работу.
— Когда начался Майдан, я часто ездил в Киев. Это вызывало шквал критики от коллег. В Севастополе даже запускали слухи, что я координатор «Правого сектора» в Крыму. Далее мою историю вы, наверное, знаете, так как об этом много писали в прессе... Сразу после оккупации Крыма за мной пришли на работу, вывели на виду у всего коллектива, несколько часов возили с мешком на голове в машине, устраивали допросы и целые представления с размахиванием ножом и оружием. После такого особого желания оставаться в городе у меня не было... Даже сейчас, хотя в Крыму живет мой 14-летний сын и бывшая жена (мы расстались на фоне этих обстоятельств), на полуострове я больше не был, — рассказывает Тарас МАЗУР. — После переезда на материк острее всего встал вопрос трудоустройства. Несмотря на то, что многие театры меня знали, вакансий нигде не было. В Винницу я попал благодаря Лесю Танюку, тогдашнему председателю НСТДУ (светлая ему память!). Я попросил его о помощи. Лесь Степанович начал обзванивать все театры, рекомендуя меня как режиссера. Хотя мы были лично мало знакомы. И когда я заикнулся: «А может, Винница? Я оттуда родом!». Он позвонил директору театра — и меня взяли. Год работал по соглашению. Теперь в штате...
«НЕШАРОВАРНАЯ ИСТОРИЯ ОБ УКРАИНСКОМ СЕЛЕ»
На винницкой сцене Тарас Мазур поставил уже пять спектаклей, разных по жанрам. Одним из первых стал «Народный Малахий» по одноименной пьесе Мыколы Кулиша. Режиссер творчески подошел к наследию выдающегося драматурга. Сохранил сюжет, но нашел такие ходы, которые позволяют смотреть спектакль на одном дыхании. Выделяют постановку Т. Мазура его «хулиганские фишки» и глубокие детали. Он расставил акценты. Спектакль для тех, кто не ищет легких путей. Актуальный подтекст заставляет задуматься над вечными истинами даже скептиков.
— Когда мы работали над «Малахием», я старался приложить максимум усилий, чтобы это была не шароварная история об украинском селе, а актуальное прочтение о вещах и проблемах сугубо украинских, которые близки нынешнему зрителю. Мой «Малахий» не ассоциируется с темой прежнего села, он живет сейчас, вместе со всеми, — убеждает Тарас Мазур. — Я стремлюсь, чтобы театр оставался искусством, а патриотическая тема поднималась в каждом спектакле! Она также должна присутствовать во всех других сферах, отраслях и изданиях. На мой взгляд, театр должен быть выше хотя бы на шаг, и зритель должен тянуться за ним. Не скажу, что каждый региональный театр отвечает этому, но в винницком мне комфортно работать потому того, что нет диктата сверху, главное — «чтобы люди ходили», это дает возможность для экспериментов...
«К ХУДОЖЕСТВЕННО-АССОЦИАТИВНОЙ РОК-ОПЕРЕ ГОТОВЫ»
Одним из таких экспериментов Тарас Мазур называет рок-оперу «Белая ворона», над которой он сейчас работает. Это одна из аншлаговых постановок театральной компании «Бенюк и Хостикоев». Ее главная тема — подвиг французской девушки Жанны д’Арк, которая возглавила свой народ в освободительной борьбе против английского порабощения во время Столетней войны... В постановке Т. Мазура эта история прозвучит по-новому и будет ассоциироваться с украинскими героями Революции Достоинства.
— Напомню, текст рок-оперы написал поэт Юрий Рыбчинский, а музыку — Геннадий Татарченко. Я хотел ее ставить еще два года назад, когда подтекст был заточен, как лезвие. Майдан дал героев и общественное поощрение, а затем начался определенный спад, когда мифы развенчали, а герои стали антигероями. История «Белой вороны» — Жанны д’Арк, которая была возвышена обществом и им же уничтожена, тогда была актуальна, но из-за технических моментов постановку отложили. Теперь к художественно-ассоциативной рок-опере все в театре готовы. Это своеобразный вызов и для актеров, и для художников, и для меня, как режиссера. Спектакль будет иметь сложную декорацию, будет построена сцена на сцене. Обещают удивить подсветка и звуковые моменты. Это сложная работа, — говорит Тарас Мазур. — Мы живем в чрезвычайно интересное время, которое заставляет экспериментировать. Театр может быть разным, но он однозначно должен оставаться революционным. И наверняка именно этого и не хватает региональным театрам — остроты, уверенности, эпатажа. Многие заведения на грани выживания, и актуальным остается вопрос: искусство должно идти на потребность зрителю, или искусство должно тянуть зрителя за собой. Мы живем во время перемен и похожи на Малахия, который заблудился в трех соснах. А все из-за того, что не имеем ориентиров в искусстве. Уже вроде не там, где были, но еще не знаем, чего ищем».
Менять нужно не только театр, но и зрителя, который все еще отдает преимущество развлекательным спектаклям. Постановка «Белой вороны» — это не только вызов для актерской труппы, но и для почитателей театра. Сумеют ли они отыскать ассоциативные ряды и найти отображение современных событий в истории Жанны д’Арк? Ответ узнаем после премьеры...
Выпуск газеты №:
№136, (2018)Section
Культура