Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Памяти Мирослава Скорика

13 июля легендарному украинскому композитору, дирижеру, педагогу исполнилось бы 82 года
09 июля, 20:22

К сожалению, эта дата почти совпадает с сороковинами со дня его смерти (10 июля 2020 г.). Для чествования памяти мастера концертное агентство RUS Artists совместно с национальным порталом академической музыки Music-Review Ukraine основали международный медиапроект «Памяти Скорика».

Старт проекта состоялся 22 июня. В социальных сетях начали публиковаться самые интересные биографические фото и исторические видеоматериалы, фрагменты записей концертов с участием Мирослава Михайловича — дирижера и пианиста, а также наиболее интересные заметки ценителей музыки композитора.

МАГИЯ МЕЛОДИЙ

Сейчас в рамках акции «Памяти Скорика» в социальных сетях и в медиа публикуются видеообращения и знаковые сообщения известных украинских и зарубежных академических музыкантов, которые имели творческие контакты с маэстро, работали с ним, исполняли его музыку. Среди участников проекта — руководители учебных и концертных заведений Украины, хоровых и симфонических коллективов, знаменитые художники и лидеры мнений, с которыми Мирослав Скорик общался в течение своей жизни. Акция должна охватить общее количество участников — 80+1. По количеству лет жизни композитора.

КШИШТОФ ПЕНДЕРЕЦКИЙ И МИРОСЛАВ СКОРИК — ДВА ГЕНИЯ, КОТОРЫЕ, К СОЖАЛЕНИЮ, ОДИН ЗА ДРУГИМ УШЛИ ВО ВСЕЛЕННУЮ (ФОТО ИЗ АРХИВА 16.11. 2014 Г.) / ФОТО ЕВГЕНИЯ САВЧУКА

В воскресенье, 12 июля, в эфире UA: Радио Культура прозвучит знаменитая опера Мирослава Скорика «Моисей», уникальна тем, что это единственное произведение в Украине, которое получило благословение Папы Римского Иоанна Павла II. Мировая премьера «Моисея» состоялась в 2001 году на сцене Львовской оперы. И именно эта постановка будет звучать в эфире. Спецвыпуск будет состоять из двух частей. Первая — документальный радиофильм о Мирославе Скорике. А вторая — запись оперы «Моисей», которая хранится в Фонде Украинского радио. Со вступительной речью к слушателям также обратится Блаженнейший Святослав, Отец и Глава Украинской греко-католической церкви.

Итак, главная цель проекта — собрать, сохранить, сделать публичным явлением общенационального значения воспоминания выдающихся коллег, близких друзей, известных учеников и благодарных слушателей музыки Мирослава Скорика. Одновременно это будет способствовать осознанию феномена личности мастера, достойному чествованию памяти и популяризации творчества одного из самых выдающихся украинских композиторов второй половины ХХ — нач. ХХІ века. Ведь широчайшая гамма образного мира Мирослава Михайловича — от тончайшей лирики и вызывающе веселых всплесков до трагических и скорбных чувств — звучит музыкой, обращенной к человеческой душе. «Музыку надо писать так, чтобы люди хотели ее слушать», — всегда был убежден композитор.

Сегодня, в сороковины Маэстро, мы публикуем воспоминания трех музыкантов, которые были тесно связаны с его творчеством.

ЛЕГЕНДА ЕЩЕ ПРИ ЖИЗНИ

Александр ПИРИЕВ, виолончелист, музыкальный продюсер, импресарио Мирослава Скорика:

— Мирослав Михайлович стал легендой при жизни. И путь его, как творческий, так и жизненный — уникальный. Маэстро создал собственный непревзойденный мир в музыке, и эта магия мелодий Скорика осталась в нас — современниках —  многочисленными воспоминаниями. Стало просто эмоциональной необходимостью создать для нашего художественного мира пространство, в котором современникам, а еще больше потомкам, можно было рассказать, кем на самом деле был Мирослав Скорик, ставший еще при жизни олицетворением гениальности в искусстве. Это личные уникальные моменты общения с Маэстро и чрезвычайные эмоции, которые возникают, когда слушаешь его музыку. Так, накануне 82-го дня рождения родился проект «Памяти Мирослава Скорика». К сожалению, в этот день маэстро уже в лучших мирах, но и там звучит, я уверен, его «Мелодия», а мы ее и много других мелодий Маэстро будем играть, слушать и чувствовать всегда.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОРБИТЫ

Андрей ЮРКЕВИЧ, дирижер:

— 1 июня — день, который навсегда останется в памяти Украины, украинцев, музыкантов, людей, которые глубоко чувствуют музыку душой, которые имеют потребность слушать качественную музыку, украинскую музыку: композитор Мирослав Скорик ушел в небытие, отошел в Вечность. Но это та вечность, которая навсегда останется в сердцах как нашего — теперешнего поколения, так и последующих поколений... Музыка, которую, возможно, нельзя выразить какими-то словами или написать рецензии на нее. Музыка, которая идет от самой глубины и открывает твою душу, и ты себя чувствуешь действительно украинцем на сто процентов.

Я был лично знаком с Мирославом Михайловичем, но, наверное, это такое знакомство, которое он имел с очень многими музыкантами, львовянами, киевлянами, украинцами, австралийцами, американцами. И, возможно, для него, оно было одно из многих, но для меня имело чрезвычайное значение. Даже сейчас, вспоминая, где и как мы пересекались, мои первые шаги в понимании музыки от самого начала моей карьеры, я вижу, что на каждом перекрестке этих моих музыкальных дорог — всегда появлялось его имя.

Когда я поступил во Львовскую консерваторию в класс оперно-симфонического дирижирования, то первое произведение, которым я руководил, — была опера Николая Леонтовича «На Русалчин Великдень». Она и издана была, видимо, потому, что ее авторскую редакцию сделал Мирослав Скорик. Если бы не он, она бы никогда не появилась как законченное произведение. Во время моего практикующего диригентства в оперной студии Львовской музыкальной академии я дебютировал во Львовской Опере имени Соломии Крушельницкой, дирижируя операми «Роксолана» Дениса Сичинского и «Купало» Анатоля Вахнянина. И вновь, если бы не Мирослав Михайлович, который сделал всю музыкальную редакцию, — эти произведения не имели бы своего сценического воплощения. Я до сих пор помню эти ноты, его почерк. Наверное, никогда не забуду его манеру написания от руки музыки. Эта работа не менее важна, чем его оригинальные произведения, поскольку украинская опера получила как минимум три шедевра.

Следующее сближение с композитором у меня состоялось в 2001 году, когда шла постановка оперы «Моисей» Скорика во Львовской Опере. Я уже находился на грани отъезда на учебу за границу, но зная, что будет проходить эта постановка, — попросился в ассистенты дирижера. Тогда имел счастье присутствовать на уроке Скорика и первого исполнителя роли Моисея — баса Александра Громиша.

Последний раз наши музыкальные орбиты, моя — маленькая, его — очень большая, косвенно пересеклись, когда я приехал в Киев дирижировать оперой «Борис Годунов». Дирекция для передышки предоставила мне тогда кабинет Мирослава Михайловича, который был художественным руководителем Киевской оперы. Поэтому я помню его книги, которые он читал, его партитуры и его дух, который там витал. Тогда же мы встретились, сфотографировались, и он сказал, что помнит меня по работе с «Моисеем». Но память будет жить не только в фотографиях, а главное — в его музыке, которая открывает до самой глубины наше естество.

ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КОД МЕЛОДИИ

Богдана ПИВНЕНКО, украинская скрипачка:

 — Мне очень повезло, что я имела возможность выступать вместе с маэстро: исполнять его музыку под его руководством как дирижера и выступать вместе с ним как с пианистом. Это самые счастливые моменты моей творческой жизни. Его «Мелодию» недаром называют духовным гимном Украины. Мне кажется, что в его интонациях, в его мелодиях закодирован некий генетический код украинцев. Иначе объяснить, почему мы так эмоционально отзываемся на его музыку, — невозможно. Она действует на подсознание и не оставляет никого равнодушным.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать