Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Отголосок Конкурса Горовица

Как пандемия коронавируса изменила ход соревнований и кто победил
02 декабря, 18:35
В 2018 ГОДУ АЛЕКСАНДР ФЕДЮРКО СТАЛ ЛАУРЕАТОМ I СТЕПЕНИ МЕЖДУНАРОДНОГО КОНКУРСА МОЛОДЫХ ПИАНИСТОВ ПАМЯТИ В. ГОРОВИЦА (КАТЕГОРИЯ «ДЕБЮТ», ГРУППЫ А И С), А ТЕПЕРЬ ПОЛУЧИЛ НОВЫЕ НАГРАДЫ ЖЮРИ УЖЕ В НОМИНАЦИИ «МЛАДШАЯ ГРУППА» / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «ДЕНЬ»

В этом году ХІІІ Международный конкурс молодых пианистов памяти Владимира Горовица  проходил в двух номинациях (группа «Горовиц-дебют» и «Младшая группа»). Из-за ограничений, связанных с пандемией COVID-19, Оргкомитет принял решение о проведении мероприятия в формате ONLINE. К участию в соревнованиях допустили  48 конкурсантов из 9 стран мира — Беларуси, Израиля, Индонезии, Китая, Литвы, Объединенных Арабских Эмиратов, Соединенных Штатов Америки, Таиланда и  Украины.

Работа жюри осуществлялась в режиме онлайн в формате видеоконференции на платформе ZOOM. Зрители тоже имели возможность следить за событиями конкурса, которые транслировались  на YouTube-канале в режиме онлайн.

О вызовах, которые предстали перед музыкантами, как всем участникам (и детям, и взрослым) пришлось  овладевать новой реальностью проведения соревнований, рассказали на пресс-конференции, которая состоялась также в  ZOOM, члены жюри и организаторы престижного конкурса.

«НАДЕЕМСЯ НА ВОЗВРАЩЕНИЕ К ЖИВОМУ ФОРМАТУ»

Ирина ПОЛСТЯНКИНА, президент Международного благотворительного фонда конкурса Владимира Горовица; исполнительный директор Международного конкурса молодых пианистов памяти Владимира Горовица

— Пани Ирина, как вы считаете, онлайн — это уже наши реалии и навсегда?

— Онлайн — это навсегда! Но навсегда как креативная медийная платформа, как возможность приобщить большее количество международной аудитории к нашему мероприятию, как возможность делать креативный современный продукт, но только как таковой функционал. Все равно мы желаем и надеемся на возвращение к живому формату, ведь каждому участнику необходимо дыхание зала, каждому участнику нужен ауфтакт дирижера, каждому участнику необходимы аплодисменты, и именно поэтому мы верим, что вернемся в офлайн-режим, но и не откажемся от современных средств.

— Довольны ли вы нынешним конкурсом? Какие пожелания конкурсу на будущее?

— Конечно, я довольна. Именно тем, что это случилось, и что участвовало много участников — 48 пианистов из 9 стран мира. Мы благодарим их за доверие к конкурсу в онлайн-формате. Я очень довольна результатами и благодарна суперпрофессиональному жюри, которое, невзирая на разные часовые пояса, было вместе. Я довольна тем, что каждый из нас стал техническим и медийным гуру — мы выучили не только новые девайсы, но и потребности аудитории  социальных сетей в тех или иных проявлениях.

«В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ МОЛОДЫЕ МУЗЫКАНТЫ НАХОДЯТСЯ В НЕВЕРОЯТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ»

Юрий КОТ, председатель жюри конкурса в группе «Горовиц-дебют», пианист, профессор фортепиано, заведующий кафедрой специального фортепиано №1 Национальной музыкальной академии Украины им. П.И. Чайковского

— Есть ли наблюдение, какой процент детей в возрасте до 14 лет, принимающих участие  в «Горовиц-дебют», добиваются успеха в будущем?

— Трудно сказать, я никогда не задумывался над процентом, но  думаю, что он не очень высокий. Почему? Потому, что рынок очень большой, и в настоящее время молодые музыканты находятся в невероятной конкуренции. Сейчас конкурсантам значительно тяжелее, чем 30 — 40 лет тому назад. С другой стороны, им легче, ведь в настоящее время поддержка государства не сравнится с той, которую мы имели когда-то. Все намного серьезнее, интереснее, значительнее! Ну и, в конечном итоге, все зависит от того, как сложится судьба музыканта. Конкурс памяти Владимира Горовица является одним из тех, кто запускает маленьких музыкантов на орбиту, дает им огромный шанс, чтобы они раскрывали свои таланты.

— Подтвердите или отрицайте суждение: тот, кто не умеет исполнять сам, тот учит.

— Лично мне удается сочетать и гастрольную деятельность, и педагогику. И это очень важно, чтобы педагог мог показать, особенно для ребенка раннего возраста, который больше реагирует на то, что ему покажут, чем расскажут. Но это не обязательно означает, что музыкант, который играет, добьется таких же больших и ярких результатов с учеником, чем тот человек, который посвятил этому жизнь, который имеет невероятный опыт. Нельзя сказать однозначно, это очень индивидуально.

— Интересно, насколько тяжелее оценивать участников, когда они выступают не в зале вживую, а глядя онлайн-трансляцию, находясь  по ту сторону экрана?

— Те вибрации, которые возникают в живом исполнении, нельзя отбрасывать. Онлайн — это нынешняя реальность, в которой некоторые украинские участники не всегда имеют возможность записываться на качественных инструментах. Мы слышали прекрасных детей, которые играли, к сожалению, на расстроенных инструментах. Мне это не мешало, например, потому что я слышу что-то другое, но ребенок, наверное, мог бы проявить себя абсолютно по-другому.

«ФОРТЕПИАНО КАК ИНСТРУМЕНТ ЯВЛЯЕТСЯ ФУНДАМЕНТОМ ВСЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Александр ЗЛОТНИК, композитор, доктор философии, профессор, ректор Киевской муниципальной академии музыки им. Р.М. Глиэра

— Какой из возрастных групп Конкурса Горовица вы лично отдаете предпочтение, возглавляя жюри?

— Никому. Каждая группа — это отдельная «страна», и каждый музыкант из каждой группы стремится достичь максимального результата. В среднем 10% из них двигаются дальше и добиваются больших успехов. Поэтому все эти группы — это цепочка, которая ведет участников к вершинам мирового искусства. Ведь фортепиано как инструмент является фундаментом всего музыкального образования! Каждый музыкант должен им владеть. На сегодняшний день только в Китае свыше 25 миллионов детей до 10 лет занимаются на фортепиано! Поэтому важность этого конкурса для профессионального движения музыкантов имеет колоссальное значение.

— Живой звук есть живой звук! Выступать конкурсантам онлайн тяжелее?

— Конечно, тяжелее, нет той ауры концертного выступления. Я думаю, что маленьким пианистам было очень трудно. Но все же — это новый опыт. Они привыкают к записи, к студийной работе. Ведь когда потом они становятся уже известными музыкантами, они очень много времени будут проводить в студии, делая записи, и это уже, так сказать, их опыт на будущее. Но я уверен, что рано или поздно,  пандемия COVID-19 закончится, и мы будем иметь счастье общаться вживую — как конкурсанты, так и члены жюри. Думаю, что юным музыкантам было нелегко, ведь, даже имея возможность перезаписывать видео, не допускается монтаж. Программа играется с начала до конца,  без всяких склеек! Для того чтобы сделать это на камеру, надо собраться, и это нелегко. Впрочем, один плюс в онлайн-конкурсах. Обычно для того, чтобы поехать на живой конкурс, надо иметь средства на проезд или перелет, на гостиницу и проживание, а в онлайн платишь только членский взнос. И вот почему в нашей Академии больше трехсот лауреатов за год.

— 10% продолжают свой путь профессионально — это хорошо или плохо?

— Это очень хорошо. Понимаете, все звездами быть не могут, но если 10% из Конкурса Горовица продолжают и становятся профессиональными музыкантами, это очень хорошо.


ПОБЕДИТЕЛИ НОМИНАЦИИ «ГОРОВИЦ-ДЕБЮТ»

• «А» — Elementary — Сомбунвечакарн Чанья Байла (Таиланд, 9 лет, ученица школы Патана г. Бангкок, преподаватель Ирина Новикова);

• «B» — Elementary — Пышнюк Екатерина (Украина, 11 лет, ученица Киевского государственного лицея имени Н. В. Лысенко, преподаватель Марина Савченко);

• в номинациях «C» — Advanced i «D» — Advanced совпали первые места: диплом лауреата I степени

• Плошко Амелия (Украина, 12 лет, ученица Киевского государственного лицея имени Н.В. Лысенко, преподаватель  Андрей Лунев)

• диплом лауреата ІІ степени — Авалян Кристина (Украина, 13 лет, Киевская детская школа искусств №7, преподаватель Светлана Удовиченко). Авалян — лауреатка ХІІ «Горовиц-дебют» в 2018 году.

Участники продемонстрировали хороший уровень подготовки — об этом свидетельствует распределение мест, ни в одной из номинаций не пропущены 1-3 места, хотя такое бывает у нас на конкурсе.

В номинации «В» участница из Литвы Кая Кашубайте играла со сломанной ногой! Но 6-ю премию получила! Браво!

ПОБЕДИТЕЛИ НОМИНАЦИИ «МЛАДШАЯ ГРУППА»

• Филина Чжан (Соединенные Штаты Америки) — I премия, звание лауреата и Золотая медаль

• Чен (Китайская Народная Республика) — ІІ премия, звание лауреата и Серебряная медаль; Александр Федюрко (Украина) — ІІ премия, звание лауреата и Серебряная медаль

• Анна Козяк (Украина) — ІІІ премия, звание лауреата и Бронзовая медаль; Цзиюй Шао (Китайская Народная Республика) — ІІІ премия, звание лауреата и Бронзовая медаль

• Анастасия Шимчак (Республика Беларусь) — ІV премия и звание лауреата

• Анастасия Гуренкова (Республика Беларусь) — V премия и звание лауреата

• Альбина Шумакова (Украина) — VІ премия и звание лауреата

ПРИЗЫ ЖЮРИ

• За исполнение произведения украинского композитора (Б. Лятошинский. Прелюдия соч. 44 № 4) — Анастасия Гуренкова (Республика Беларусь)

• За исполнение произведения из репертуара Владимира Горовица (Ф. Шопен. Ноктюрн Соль мажор соч. 37 № 2) —  Филина Чжан (Соединенные Штаты Америки)

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЗЫ EMCY (Европейского союза молодежных музыкальных конкурсов)

Сертификат, концертное выступление для одного из победителей ХІІІ конкурса в Младшей группе

• Анна Козяк (Украина)

• Марианна Рибицки, художественный директор Ассоциации Анимато (Франция)

  Концерт лауреатов ХІІІ конкурса в зале Альфреда Корто (Париж) в сезоне 2022-2023 гг.

• Александр Федюрко (Украина)

• Шао Цзиюй (Китайская Народная Республика)

• Чен Хаоюй (Китайская Народная Республика)

• Наталья Пасичник, директор Украинского института в Швеции (Стокгольм)

  Участие в концертах Украинского института в Швеции в сезоне 2022—2023 гг.

• Анна Козяк (Украина)

• Амелия Плошко (Украина)

  Специальная награда Украинского радио

Студийная запись в художественный фонд Украинского  радио (Украина)

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать