«Очи черные» и любовь Евгена Гребинки
Популярную поэзию впервые опубликовала «Літературна газета» 17 января 1843 годаЛетом 1842 г. Евген Павлович Гребинка вместе с сестрой Людмилой приехали в Украину — посетить могилу отца, который умер в январе того года, и поддержать 50-летнюю мать Надежду Ивановну. По требованию вдовы сын поехал засвидетельствовать почтение одному из друзей отца, помогавшему с организацией похорон.
Это был владелец соседнего имения Березовая Рудка, отставной поручик Григорий Иванович Боярский. Говорили-говорили, и хозяин решил представить молодому гостю 15-летнюю внучку Марию — веселую черноглазую девушку. Во время неспешной беседы выяснилось: она — полусирота, мать Анастасия Григорьевна Боярская умерла от холеры, отец, штабс-капитан Василий Григорьевич Ростенберг, вскоре опять женился, поэтому о ребенке от первого брака забыл. Именно дедушка и бабушка Мария Алексеевна (1785—1858) сызмальства заботились о внучке, души в ней не чаяли.
При первой встрече 30-летний коллежский советник не обратил особого внимания на девочку-подростка. Все изменилось через год, когда в соседней Моисеивке 29 июня 1843 г. на традиционном баллу у княгини Волховской, куда Гребинка приехал вместе с Тарасом Шевченко, Евген Павлович опять увидел ее.
Хрупкая Мария Васильевна Ростенберг (1827—1894) приятно похорошела и, как светская дама, манерно поддерживала салонный разговор. Столичного чиновника аж передернуло, когда черноглазая птичка первая властно позвала его на танец.
После балла не спалось и Тарасу Григорьевичу — он тоже утонул в морской бездне милых глаз замужней матери двух детей Анны Ивановны Закревской (1822-1857); десять заповедей Кобзарь не всегда помнил.
С той ночи Евгений Павлович не мог с собой совладать.
Чтобы он ни делал, а перед глазами стояло наваждение — глубокие черные очи.
Возвращаясь в гранитный город на Неве, поэт остановился на ночь в киевской «Зеленой гостинице», которая когда-то принадлежала... Киево-Печерской лавре и принимал постояльцев по улице Московской. Не Крещатик, а именно она тогда была центральной улицей Киева.
По одной из литературоведческих версий, в растерянности Гребинка зашел с друзьями в ресторан при гостинице, где какие-то господа под хмельком пели что-то на мотив французского военного марша. Сердечные муки требовали лекарств. После третьей рюмки вдохновение вытолкало Евгена Павловича из зала: назад, в номер!
***
В полусознательном бреду он зажег свечу, достал лист бумаги, взял гусиное перо. И — без исправлений, словно из спамой глубины души, вырвались 12 строк:
— Очи черные! Очи страстные! / Очи жгучие и прекрасные! / Как люблю я вас! Как боюсь я вас! Ох, недаром вы глубины темней / Вижу траур в вас по душе моей / Вижу пламя в вас я победное — / Сожжено на нем сердце бедное. / Но не грустен я, не печален я / Утешительна мне судьба моя. / Все, что лучшего в жизни Бог дал нам / В жертву отдал я огневым глазам.
Поэзию впервые опубликовала «Литературная газета» в номере за 17 января 1843 года. Через несколько дней Гребинка, собравшись с духом, направился в соседнюю Березовую Рудку: свататься. Сначала старому штабс-капитану идея не понравилась, и он сказал: нет!
ГРАВЮРА АПОЛОНА МОКРИЦКОГО (1840 Г.)
— Побойтесь Бога, Евгений Павлович! Маруся — молода еще для брака. Да и имение у меня в залоге. Нет, бесприданницей я вам внучку не отдам. Вот подождите: в следующем году соберем урожай, вылезем из долгов, тогда и поговорим.
Тут в мужской разговор неожиданно вмешалась сама бедовая девушка, заявив деду: она тоже всей душой полюбила молодого пана. Более того, Мария страстно жаждала дальнейшую жизнь прожить — только с ним! Здесь Григорий Иванович руками развел да и благословил молодых, но... велел ждать до следующего лета.
***
В конце концов не только литературная карьера, но и супружеская жизнь Евгена Павловича сложилось. Во время очередного летнего отпуска, который писатель провел в Украине, 30 июня 1844 г., он обвенчался с Марией Васильевной Ростенберг.
Дружкой на свадьбе со стороны жениха стал уважаемый лексикограф и этнограф Владимир Даль (1801-1872), который часто гостевал в родовом имении Гребинки, на хуторе Убежище на Полтавщине.
Именно игривым и властным глазам вихревой красавицы, перед которыми не устоял поэт, мы обязаны литературной миниатюре 1843 г., которая впоследствии превратилась в бессмертный романс «Очи черные, очи страстные».
Произведение живет отдельной жизнью, не согласовывая собственные шаги с автором. Так произошло и с Евгеном Гребинкой. Поэзия «Очи черные, очи страстные» писала историю на свое усмотрение. По одной из многочисленных легенд, в 1884 г. переиздание произведений украинского поэта попалось на глаза автору нескольких популярных цыганских романсов («Милая, ты услышь меня...», «Во час роковой»), музыканту и аранжировщику Сергею Гердалю (Сойфер Гердаль, или: Софус Гердель).
Нет, он не был ни норвежцем, ни немцем, а был украинским евреем из Бердичева... На этот раз композитор Гердаль не решился перекладывать стихотворение на авторскую музыку, потому что в душе сразу возникла легкая мелодия вальса обрусевшего немца Флориана Германа. Поэтому, поговаривали, Сергей Гердель просто исполнил современную обработку старой мелодии и убрал лишнюю пышность, добившись того, чтобы музыка навсегда обручилась с текстом.
***
Однажды романс «Очи черные» услышал знаменитый бас Федор Шаляпин (1873-1938). Песня поразила оперного певца, попала в его репертуар. Первое исполнение он посвятил своей невесте, крошечной итальянской приме-балерине Иоле Торнаги (1874—1964). Даже... слова собственные к романсу дописал.
Удивительно, но по традиции, основанной Ф.Шаляпиним, исполнители складывают собственные строки к этому поэтическому шедевру, оставляя неизменным лишь первый куплет.
В современном коллективном авторстве «Очи черные» радуют мир, а романс исполняют солисты, ансамбли, хоры с оркестрами. Поет Мексика, Япония, Австралия. Классический романс французского композитора на стихотворение украинского поэта безжалостно превратился в музыкальную визитку. России. Империи умеют присваивать чужую славу.
***
Молодую жену коллежский советник Е. Гребинка привез в Санкт-Петербург — супруги поселились на Васильевском острове. 23 ноября 1845 г. у них родилась дочь, которую назвали Надеждой. С годами семья увеличилась, поэтому Е.П.Гребинка трудился не покладая рук... с 1846 г. поэт взялся составлять и издать собрание собственной прозы. В 1847 г. подготовил первые четыре тома, а в следующем году — еще четыре больших книги. Творческое наследие прозаика составляли 50 романов и повестей, множество рассказов и статей. Полное собрание произведений Е.П.Гребинка вышло лишь в 1862 г. и было переиздано в 1903 г. На украинском языке все прозаические произведения Гребенки появились только в 1878 г.
Возвращая долги собственной отчизне и родному народу, за собственные средства 18 мая 1847 г. меценат открыл в с.Березовая Рудка Лубенского уезда на Полтавщине парафиальное училище для селянских детей. В том же году вышли в свет новые повести «Заборов» и «Приключения синей ассигнации».
Пытаясь скрыть материальные проблемы, супруги Гребинки стремились пышнее обустроить собственную квартирку в Санкт-Петербурге. На литературные пятницы Евген Павлович собирал почтенное общество. Хотя денег не хватало. Встал вопрос о новом перезакладе заложенного имения жены, но подвернувшийся шанс они упустили.
***
В 1841-м Евген Павлович в сыром петербургском климате заболел туберкулезом. Литератор начал чувствовать слабость... Первой забила тревогу мать литератора, Надежда Ивановна Гребинкина (1793—1858). Литератор еще успел издать новую повесть «Полтавские вечера» и отредактировать следующие четыре тома своей прозы.
30 ноября 1848 г. в рапорте помощник директора по учебной части Института Корпуса горных инженеров полковник Г.П.Гельмерсен докладывал директору, генерал-майору П.П. Шрейдеру: «Преподаватель словесности в двух отделениях II кадетского корпуса Горного института коллежский советник Гребинка более двух месяцев не является на занятия — в связи с болезнью».
Евгений Гребинка умер в Северной Пальмире 3 (11) декабря 1848 г. от воспаления легких, усложненного запущенным туберкулезом. По завещанию, тело литератора младшие братья перевезли на родину — на хутор Убежище, что под Пирятином. Захоронение с причетом в фамильном склепе отслужил приходской священник Косма Иоанов Виревский.
Так в семейном некрополе Гребинок в с.Марьяновке, обнесенном глубоким рвом, в мерзлую землю 13 (25) января 1849 г. и положили усопшего. Поначалу на могиле поставили простой дубовый крест. Через полвека, в 1900 г., стараниями Пирятинского земства и личными ходатайствами украинского историка и педагога, директора 4-й Киевской гимназии Николая Стороженко (1862—1942), на могиле появился чугунный памятник -ажурный крест на постаменте. Тогда и могилу обнесли железным забором. К столетию со дня рождения в 1912 г. переименовали железнодорожную станцию Петровка в Гребинка. Досадно, что в годы Гражданской войны фамильный склеп был разрушен, а могилу Евгена Павловича покрыл гонкий сорняк.
Четверть века советская власть плевать хотела на какого-то там Гребинку.
И только к 100-летию со дня смертизахоронение восстановили: смастерили деревянный заборчик и потратились на постаментик, где лишь указали имя и даты — рождения и смерти. В 1962 г. на могиле появисля бюст писателя.
***
Похоронив мужа, 22-летняя Мария Васильевна Гребинка-Ростенберг вместе с четырехлетней дочерью Надеждой выехала на Полтавщину, где вынужденно поселилась в с. Лазорках у бездетной тети Евдокии Григорьевне Неверовской. Ведь в родной Березовой Рудке Лубненского уезда вдова не имела возможности поселиться, поскольку в 1848 г. покойный муж устроил в доме... приходскую школу для селянських детей.
По просьбе Марии Васильевны в мае 1849 г. благотворительное заведение закрыли, следовательно, вдова Евгена Павловича вместе с дочерью перебралась жить в с. Рудка.
После семи лет вдовства Мария Васильевна вышла замуж при красавца-поручика Петра Николаевича Маслова, который был младше ее на три года.
В 1857 г. офицер ушел в отставку в чине штабс-капитана и энергично взялся управлять имением. Из-за неумелого хозяйствания... хуторок он довел до обнищания, наделал кучу долгов, поэтому наследство было продано с аукциона.
Выпуск газеты №:
№7-8, (2020)Section
Культура