Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

О серьезности «несерьезного» жанра

14 сентября, 20:08

В «Библиотеке газеты «День» к 10 летию издания вышла еще одна,новая книга — альбом с работами Анатолия Казанского. «Он был карикатуристом «Дня». Он рисовал — «в номер». Но его рисунки раздвинули время. Стали образами, глубокими метафорами, которые каждый раз, спустя годы, поворачиваются к нам новой гранью его мысли. И снова идут к читателю», — пишет в предисловии к изданию главный редактор «Дня» Лариса Ившина.

У Казанского в молодости было могучее тело. Тренированное тело гребца. Он серьезно занимался академической греблей. Мощная грудная клетка, громадные бицепсы. Тем, кому посчастливилось узнать его позже (в том числе и мне), было невозможно в это поверить. Однако, это правда. В «наше» время он выглядел как аскет: худощавый (на грани тощести), высокий и сухопарый. Вся его физическая мощь перетекла в рисунки. Разумеется, вместе с космическим талантом. Поэтому они так живучи. Они вобрали его полностью, без остатка.

Как-то он, грустно улыбаясь, сказал мне: «Знаешь, сколько лет я прожил на самом деле?» И сам же себе ответил: «Восемьдесят шесть». Глядя в его карие магнетические глаза, от которых десятками дорожек расходились морщинки, в это можно было поверить. Как, впрочем, и в то, что ему нет и сорока. Он был из той породы людей, о которых говорят: «Без возраста».

Фактически он прожил всего сорок девять. Однако, успел не на одно столетие вперед...

В конце восьмидесятых Анатолий Казанский уже стал известным карикатуристом. Однако этой ипостаси ему было мало. Постепенно он разработал свою технику, условно говоря, «тонкой линии». Новая техника позволила ему на одном листе формата A4 изображать до нескольких десятков образов, увязанных в единую смысловую систему. И располагались они удивительно гармонично. Тут Казанскому помогло его пространственное мышление в прошлом профессионального архитектора.

В 1996 году, когда он оказался в «Дне», у него уже был собственный багаж оригинальных идей, сюжетов и персонажей. Это помогло ему выдержать стремительный темп газетного конвейера. Весь творческий потенциал Казанского за два года напряженнейшего труда штатным карикатуристом был сфокусирован в газете. Некоторых героев он использовал из своих гениальных «сюров» для карикатур. И, наоборот, карикатуры, созданные по новостным поводам из моментальных импульсов остроумия, — пополняли коллекцию персонажей его глобальных сюрреалистических полотен. Так в творчестве Казанского принципы «ежедневности» соединились с законами «вечного искусства».

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию в основном его карикатуры. И в этом он — непревзойденный мастер, поскольку гораздо шире, чем это принято, трактовал этот «несерьезный» жанр. Его карикатуры и сложны, и просты. Так, в рисунке с аутодафе, сделан уникальный сюжетный ход: ОДНИМ жестом переворачивается мир (как, например, происходит мгновенный сдвиг масштаба в строке Маяковского «Гремит, приковано к ногам, ядро земного шара»).

Толпа радостно и с энтузиазмом собралась предать огню очередного Джордано Бруно. Однако палач повернул факел не в сторону поленьев, а запалил край рисунка, таким образом, поджигая вершителей неправедного суда.

К нему наклонился прокурор, как бы говоря: «Что ты делаешь?! Ты ошибся!» Но поджигатель тут прав. Вместе с типом, привязанным к столбу. Публика в ужасе разбегается от пылающей кромки. Казанский художественными средствами восстановил справедливость.

Несправедливо то, что он ушел из жизни так рано, так и не увидев своей первой книги (о которой очень мечтал). Но надеюсь (как и многие почитатели его фантастического таланта!), что это только начало. Что его великое творчество, спорхнув с газетных полос, покорит не только постоянных читателей «Дня», но и всех любителей вечного изобразительного искусства.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать