О лжезвездах, «отказнике» Баскове и новых спектаклях
Рассказывает заведующий оперой Большого театра Олег Черников
ГОДУНОВ
— Не скрою, мы сильно волновались, как киевская публика примет наши гастроли, — признался Олег Леонидович. — Ведь последний раз труппа выступала здесь 26 лет назад. Столь долгая пауза была вызвана рядом субъективных и объективных причин. Я рад, что для нынешних гастролей был выбран спектакль «Борис Годунов», который является знаковой постановкой (режиссер Леонид Баратов) нашего театра. За 54 года сценической жизни этой версии оперы Модеста Мусоргского много славных страниц вписано не только в историю театра, но и масса артистов, игравших в ней, стали знаменитыми. Сегодня эта опера неотделима от имени Владимира Маторина, исполняющего главную роль царя Бориса, которого критики называют «вторым Шаляпиным».
В труппе Большого театра певец работает с 1991 года, дебютировав в партии Ивана Сусанина. У артиста красивый и мощный бас, разнообразный репертуар: Досифей в «Хованщине» Мусоргского, Галицкий, Кончак в бородинском «Князе Игоре», Гремин в «Евгении Онегине» и Рене в «Иоланте» Чайковского, Царь Додон из «Золотого петушка» и Сальери в «Моцарте и Сальери» Римского-Корсакова, Король Треф в прокофьевской «Любви к трем апельсинам», Мельник в «Русалке» Даргомыжского. Но роль Годунова — одна из лучших в творческой биографии артиста.
По словам господина Черникова, с «Годуновым» у коллектива связаны мгновения радости и переживаний. Так, например, несколько лет назад, на гастролях в Италии, монументальные декорации, созданные Федором Федоровским, чуть не сгорели. Пришлось перед выступлением их латать, а в Москве даже частично реставрировать.
— Никакой экономической выгоды от гастролей в Киеве у театра нет, — утверждает Олег Леонидович, — мы в минусе, пришлось даже делать финансовые дотации. Поэтому мы не могли себе позволить везти собственных музыкантов. Взяли полный состав исполнителей, но пришлось воспользоваться услугами оркестра Национальной оперы Украины. Им были присланы партитуры, а приехавший на несколько дней раньше дирижер Алексей Степанов, сумел собрать воедино все нити оперы. Работали «с колес»: ночью прилетели, утром генеральная репетиция, затем пресс-конференция, а вечером спектакль. Была нервотрепка и задержки на таможне, артисты не смогли как следует отдохнуть, но тем не менее на качестве выступления все наши неприятности не сказались. У нас в труппе — профи высшего класса, и они умеют трудности преодолевать.
И еще, опера «Борис Годунов» для нас является своеобразным мостиком в будущее. Ведь без памяти, традиций нет завтрашнего дня театра. Поэтому «Годунов» — это наша музыкальная и сценическая гордость, реликвия, визитка, и в нем преемственность коллектива. Ведь каждый артист вносит свой талант, интонации в роль и в постановку в целом. Именно поэтому, несмотря на раритетность, она остается притягательной для современного слушателя. Примечательно, что все спектакли всегда проходят с аншлагами не только за рубежом, но и дома. Казалось бы: опера давным-давно в репертуаре, а зрительский спрос остается огромным. Поэтому руководство театра не снимает с афиш постановку, и она будет продолжать свою сценическую жизнь и в дальнейшем. Но, сохраняя шедевры, мы не стоим на месте. За сезон готовим несколько премьер.
В ближайших планах театра — постановки прокофьевского «Игрока», обновленная «Хованщина» в редакции Римского- Корсакова (кстати, на эту работу пригласили молодого баса, солиста Национальной оперы Украины Тараса Штонду. — Т. П. ), вердиевская «Сила судьбы». В сентябре покажут «Турандот». В следующем сезоне подготовят «Руслана и Людмилу», «Снегурочку» и «Кавалера роз». У театра обширные гастрольные маршруты. «Разве что на Антарктиде мы еще не выступали, — смеется Черников. — Балет из-за границы практически не вылезает, опера выезжает меньше, но тоже много предложений. Мы можем себе позволить выбирать».
Впрочем, Олег Леонидович деликатно упустил один неприятный момент. Прошли те времена, когда Большой был «впереди планеты всей». Дело в том, что сегодня за границей репутация театра несколько подмочена многочисленными некачественными гастрольными турами. Экс артисты труппы сколачивают мобильные бригады, колесят по миру с концертами, не выдерживающими никакой критики, а на афишах пишут, что выступают «Звезды Большого театра». И таких команд, занимающихся не искусством, а денежным чесом, развелось видимо- невидимо.
РЕКОНСТРУКЦИЯ
Впереди у Большого театра серьезное испытание — капитальный ремонт, реконструкция и реставрация комплекса зданий, о которой стали говорить еще семь лет назад. Были разные предложения. Даже хотели временно закрыть театр на три года после ввода площадки филиала, но остановились на том, что проведут ремонтные и строительные работы в два этапа, и они продлятся четыре-пять лет. Это обуславливается тем, что новая сценическая площадка не обеспечит нормального творческого процесса ни для тысячного коллектива, ни для полноценной репертуарной политики (филиал в два раза меньше основной сцены). Правительство России заложило в бюджет финансирования главного здания примерно 180 миллионов долларов. Сейчас строится филиал театра, вспомогательные и инженерные корпуса, мастерские. Затем займутся основным зданием. В филиале, рассчитанном на 950 мест, будут идти спектакли текущего репертуара, и он откроется в декабре оперой Фомина «Американцы». Подобным образом поступили в парижской Гранд-Опера, построив «Опера «Бастий». В январе этого года закрылась и знаменитая миланская «Ла Скала», репертуар перевели в театр «Арчимбольди». По словам руководства Большого театра, тормозом в строительных работах была волокита, связанная с тем, что здание, построенное в 1825 году, имеет историческую и архитектурную ценность. Нужно было согласовать множество нюансов. Сезон будет продолжаться полгода: с ноября по март, а в декабре начнутся выступления на двух площадках — старой и новой. Таким образом, Большой театр не прервет свою работу, не будет сокращения труппы, потерь репертуара.
МЕЦЕНАТЫ
В России действует закон о меценатстве, и это во многом облегчает жизнь прославленного коллектива.
— Бизнесмены дают деньги на новые постановки, организацию гастролей, бывают частные пожертвования для конкретных артистов-ветеранов, есть несколько стипендий для молодых дарований. Это существенная помощь, но без дотаций государства Большой театр не смог бы жить, — приоткрывает нюансы экономических рычагов деятельности театра Олег Черников. — Например, наш консультант по вокалу, выдающийся бас Иван Петров, написал книгу, но у него не было собственных средств на ее издание. Руководство театра нашло мецената, и вскоре этот учебник для певцов будет издан. И таких примеров — множество. Причем суммы могут быть от нескольких тысяч до миллиона как рублей, так и долларов. Очень важно, что оперное и балетное творчество интересует деловых людей. Ходить на постановки в театр стало престижно. Сегодня зрители изменились. Кроме меломанов, стали бывать на спектаклях так называемые «новые русские». Прекрасно, что академическое искусство постепенно входит в жизнь людей, выросших на попсе, и они приобщаются к шедеврам мировой музыкальной культуры.
Во всем мире посещение оперы — дорогое удовольствие. В Большом театре средняя цена на билет — 50 долларов, но она может варьироваться в зависимости от дня недели, праздничных дней, качества места в зале. А чтобы малообеспеченные люди и театралы имели возможность бывать на спектаклях и концертах, 30% от общего количества билетов продаются по цене 20 рублей, то есть сумма минимальная и не бьющая по карману.
КОНКУРЕНЦИЯ
За более чем два столетия существования Большого и Мариинки эти два театра постоянно находятся в соперничестве: кто из них лидер. В разные периоды фортуна была благосклонна то к одному, то к другому коллективу. Но в последние годы законодателями оперной и балетной моды, фаворитами зрителей и критиков довольно прочно стали санкт-петербуржцы. Именно театр из Северной Пальмиры называют лучшим в Европе. А москвичи несколько ослабили свои позиции. Иллюстрацией этому может служить факт, что лауреатами Национальной театральной премии «Золотая маска-2002» по многим позициям стал Мариинский театр, получив награды за оперу «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», отмечен призами балет «Щелкунчик», лучший дирижер — Валерий Гергиев.
Олег Черников, как настоящий патриот Большого театра, не согласен, что их считают вторыми.
— В искусстве не может быть соревнования, — утверждает Олег Леонидович. — Это все равно что определять, кто лучше — Сергей Лемешев или Иван Козловский, Галина Уланова или Майя Плисецкая, Мария Гринберг или Святослав Рихтер, Ван Гог или Тициан, мы или Мариинка? Большой театр — это большой! А по поводу «Маски» — это грязные игры, и я ничего не хочу комментировать.
Я сужу по заполняемости зрительного зала. У нас нет свободных мест. А после спектаклей всегда 10 — 15 минут овации. В последнее время в российской прессе началась какая-то волна нападок на наш театр. Толковых рецензий я не читал. Тон один — плохо, а что плохо? У певца со слухом проблемы, ноты не те берет, фальшивит. Объективного, профессионального анализа партий, постановок, ситуации в коллективе, интервью с ведущими солистами — нет и в помине. Как правило, пишут домыслы, чуть ли не из пальца высасывают сенсации. А стоило бы написать о том, что бывают критические ситуации, когда некому петь. Выручает не молодежь, а ветераны. Например, на киевские гастроли с нами приехал Алексей Масленников — педагог-репетитор (знаменитый тенор — первый исполнитель «Еврейского цикла» Дмитрия Шостаковича, четыре года назад поставил у нас оперу «Моцарт и Сальери»), но был вынужден срочно лететь обратно в Москву. Выяснилось, что некому петь партию Моцарта. Солист Николай Васильев заболел, позвонили Николаю Баскову, но тот отказался, сославшись, что давно не пел и вообще не готов к спектаклю. И это при том, что весь Киев заклеен его афишами, извещающими о сольном концерте. Кто выручил коллектив? Масленников. А ему, между прочим, 73 года, но актер понимает, что нельзя подвести театр. О таком вокальном долголетии и профессионализме Басков может только мечтать.
РОТАЦИЯ
— У нас ежегодно происходит частичная ротация труппы, — продолжает Олег Черников. — Объявляется конкурс, издается приказ по театру. Принимают заявления от всех желающих вокалистов в возрасте до 35 лет. Затем создается авторитетная комиссия, в которую входят все наши дирижеры и выдающиеся мастера. Именно они принимают решение, кого взять в труппу. Бывают случаи, что предлагают певцам два года побыть стажерами. Ими, кстати, занимается Иван Иванович Петров. Руководство театра артистам дает возможность проявить себя, их работы внимательно анализируются, и после окончания срока принимаем в труппу или расстаемся, выдавая свидетельство о стажировке.
Выступать на сцене Большого театра всегда считалось престижным. Именно поэтому здесь собрано целое созвездие имен. Можно назвать лишь несколько великих вокалистов: Образцова, Соткилава, Нестеренко, Синявская и вдруг Басков — типичный продукт умелой «раскрутки» довольно посредственного певца. По словам Черникова, четыре года назад, когда Николай пришел в театр, они увидели у молодого парня потенциал и дали шанс, но увы... В его репертуаре всего три партии: Ленский в «Евгении Онегине», Измаил в «Набукко» и Моцарт в «Моцарте и Сальери». Поэтому вывеской Большого театра певец лишь прикрывается, занимаясь шоу-бизнесом.
— Сегодня Басков напоминает мне богатыря на распутье. На мой взгляд, Коля пошел не потому пути, — считает Олег Леонидович. — Голос есть, но нет хорошей вокальной школы. Баскову еще многому нужно учиться, и только потом, возможно, он станет хорошим оперным артистом. А он увлекся эстрадой, которая в свое время погубила много талантов: Магомаева, Кипкало, Ворошило, можно вспомнить еще десяток певцов.
В труппе Большого театра работают много солистов из Украины. Киевская публика смогла оценить прекрасный вокальный и драматический талант Александра Науменко, Анатолия Зайченко, Николая Низиенко, Виталия Таращенко, которые были заняты в опере «Борис Годунов». Долгие годы примадонной «Большого» была Белла Руденко, в спектаклях принимали участие такие мастера киевской сцены, как Дмитрий Гнатюк и Евгения Мирошниченко. Месяца за три до смерти звонил Анатолий Соловьяненко, но мы не успели подписать контракт. Пел в Москве Михаил Дидык. Сейчас ведем переговоры с вашим тенором Александром Гурцом. Но для того, чтобы кого-то приглашать, надо приезжать к нам, чтобы пройти прослушивание. Я уверен, что больше столь длительного перерыва уже не будет. Украинские артисты будут выступать в Большом театре, а мы — на сцене Национальной оперы. От этого выиграют и артисты, и зрители.
Выпуск газеты №:
№85, (2002)Section
Культура