Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Невзирая на войну

В историческом районе Берлина проходит уникальная выставка-аукцион рисунков украинских детей
27 февраля, 17:01

Концертный зал Saitenflugel — Konzertsaal im Kunstlerhof на втором этаже в самом сердце Шарлоттенбурга — исторического района Западного Берлина. На стенах — десятки картин и фотографий: от абсолютно наивных до полностью профессиональных. Авторы почти всех работ — дети из прифронтового Донбасса. Выставка ARTdespite длится уже не первую неделю и в субботу завершится аукционом, средства от которого пойдут на обустройство летних лагерей в Германии, куда опять-таки ездят дети из городков на линии разграничения.

И лагеря, и выставка, и аукцион держатся на энергии и преданности одного человека — Марины БОНДАС.

Наша газета уже писала о ней (см.: «Благодаря Майдану я нашла Родину», «День», 13.03.15). Марина родилась в Киеве, в музыкальной семье. В Германии живет с 1993 года, училась в консерваториях в Вюрцбурге и Берлине, работает скрипачкой радио-симфонического оркестра Берлина. С началом российской военной агрессии как волонтер ездит в прифронтовую зону, является инициатором проекта «Музыка спасает» и сооснователем немецкого благотворительного проекта Hearts For Ukraine, сотрудничает с немецкой общественной организацией Ukraine-Hilfe Berlin e. V. Имеет награду Президента Украины — юбилейную медаль «25 лет независимости Украины».

Мы поговорили с Мариной о выставке и аукционе непосредственно в зале Saitenflugel.

— Итак, что это за выставка?

— Это результат нашего проекта «Музыка спасает», который длится уже более четырех лет. Фотографии сделаны украинскими детьми, картины тоже нарисованы ими. С ними работает берлинский художник Алан МАЙЕР, а также художница и социальный психолог Алиса ПОПЛАВСКАЯ. Кстати, Алан так вдохновился таким сотрудничеством, что сейчас начал работать над проектом «Диффузии», — устраивает арт-резиденции в Донецкой области, куда приглашает художников из Европы, которые работают с украинскими художниками.

— Выставку завершит аукцион. Какова его практическая цель?

— Собрать деньги на следующие проекты. Все, что мы продаем, идет на лагерь. И еще это очень важно для самих детей. Узнать, что твои рисунки будут экспонироваться в Берлине, а еще их даже купят — это колоссальная поддержка. И помощь другим детям, чтобы они могли побывать в нашем лагере.

— Собственно, проект называется «Музыка спасает», но мы видим художественную выставку. Почему такой разнобой жанров?

— «Музыка спасает» начиналась с меня. Я музыкант, я делаю то, что могу. Но потом это стало развиваться. Мы даже думали переименовать проект, но нас уже знают под этим названием, поэтому пусть будет. Мы, особенно в лагере, занимаемся всеми видами искусства, еще и кулинарией. В прошлом году был ІТ-воркшоп, разбирали-собирали компьютеры. Так что дело не в жанре. Главное — показать детям всю палитру, все возможности. Кроме выставок — еще чтение, показы, концерты. Зависит от помещения. Пытаемся все делать с нулевым бюджетом. Каждый раз искать помещения на таких условиях сложно.

— Аукционы проходят ежегодно, как и экспозиции?

— Реже, в зависимости от помещения и наших возможностей. Это серьезное дело и к нему нужно готовиться. Иногда почти ничего не продается. Но люди приходят. На входе стоит ящичек для пожертвований. Гости могут ничего не покупать, но деньги бросают регулярно. Именно на этой выставке мы уже очень много смогли продать, здесь нам повезло. Нас уже знают, все больше работ собирается, можно отобрать лучшие.

— А кто к вам приходит, кто покупает?

— Меня очень радует, что больше приходит немцев. Стремимся привлекать местных людей, не связанных напрямую с Украиной. Такие мероприятия важны не только для сбора денег, но и для распространения информации, установления связей на частном уровне. Чтобы люди нас видели не на экране телевизора, а вживую. Прийти, посмотреть нам в глаза, поговорить с нами. Чтобы устанавливалась человеческая связь, исчезали фейки.

— А где территориально живут дети, чьи картины вы выставили?

— Все — из прифронтовой зоны, а три полотна созданы в Авдеевке, то есть, можно сказать, непосредственно под обстрелами...

Дети, которым меньше 12 лет, не знают, что такое мир. Они привыкли к войне и уже ее не боятся. Они с ней живут, не знают, что может быть иная жизнь. Идет мальчик со мной здесь, в Германии, по лагерю и спрашивает абсолютно серьезно: «А что, здесь не стреляют?» Другие спрашивают: «А почему у вас блокпостов нет?»

— Сколько всего детей побывало у вас в лагере?

— 120 человек. И не сосчитать, со сколькими мы встретились и работали в Украине.

Очень надеюсь, что все сможем продать — тогда будет меньше хлопот с поиском денег на лето и больше времени для других проектов, ведь у нас, кроме лагеря и поездок, еще много идей. Не хватает времени и средств, как всегда. На самом деле, надеюсь, что подобные выставки будем делать не только в Берлине. Потому что для людей, которые сюда приходят, это очень интересный месседж. Ведь они не знают даже, что такое война — а здесь прочитывают наш месседж, узнают, что это за дети, смотрят их рисунки.

— Что тебя лично больше всего поражает на этих полотнах?

— Смотришь на них и думаешь: неужели они нарисованы в Авдеевке или в другом таком месте? Обстрелы, взрывы, смерть, а дети рисуют такое светлое... Невзирая на войну. Поэтому выставка так и называется — «Искусство, невзирая на...».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать