Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Мы показали творчество композиторов из разных уголков страны и их боль за Украину»

Владимир Сивохип — об особенностях ХХ Международного фестиваля современной музыки «Контрасты», который завершился во Львове
20 октября, 12:05
НА ОТКРЫТИИ ФЕСТИВАЛЯ БЫЛА ИСПОЛНЕНА КАМЕРНАЯ ОПЕРА «ТЕЛЕФОН» МЕНОТТИ КАК ПОСВЯЩЕНИЕ ПРОФЕССОРУ ЛЬВОВСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ АКАДЕМИИ ИГОРЮ КУШПЛЕРУ (ПЕЛИ ЕГО УЧЕНИКИ) / ФОТО РОМАНА БАЛУКА

Стоит напомнить, что фестиваль «Контрасты» проходит с 1995 г. по инициативе дирижера Романа Реваковича (Варшава), композиторов Мирослава Скорика и Юрия Ланюка и музыковеда Яремы Якубяко (Львов). Впоследствии к организации мероприятия приобщился харьковчанин композитор Александр Щетинский. Концепция фестиваля на протяжении 20 лет остается неизменной — представить современную украинскую музыку в контексте мировой. Следовательно, программа «Контрастов» широко представляет разные генерации украинских композиторов, а специальные акценты сделаны на музыке стран Восточной Европы и классике ХХ в. Очень важно, что каждый год на фестивале публике представляют несколько мировых и украинских премьер. Особенностью каждого форума является презентация творческих портретов художников, которых приглашают во Львов.

Неизменный директор «Контрастов» Владимир СИВОХИП (с 2006 г. генеральный директор Львовской областной филармонии) рассказал «Дню» об особенностях юбилейного фестиваля, который в честь двадцатилетия основания состоял из двадцати концертов.

Все «Контрасты» знамениты — и звездными гостями, и качественной музыкой. А в чем особенность последнего форума?

— Многие из слушателей говорили, что фестиваль очень интересен программами. На «Контрасты-2014» съехались очень хорошие исполнители — начиная от шведского квартета саксофонов и заканчивая гостями из Киева или львовскими артистами. Например, такими как виолончелист Артем Шмагайло, который приехал к нам из Бельгии. То есть была хорошая и широкая палитра исполнителей. С другой стороны, этот фестиваль — композиторский, и нам удалось выбрать хорошие музыкальные произведения. Прошло много премьер — и мировых, и украинских. Гостем форума стал легендарный грузинский композитор Гия Канчели. Маэстро приехал во Львов накануне своего 80-летия. Была прекрасная, теплая атмосфера на его авторском концерте. В городе композитора узнавали на улицах, к нему подходили за автографом или просто пожать руку... В рамках феста было много интересных встреч. Для себя могу выделить одну из них — заключительный день «Контрастов» — выбор самих композиций и авторов породил наш сложный и контрастный сегодняшний день: проект «Музыкальные меридианы страны — «Крым — Донецк — Львов — Киев — Харьков»» соединил в себе разные человеческие судьбы. Мерзие Халитова привезла не только прекрасную музыку (Вторую симфонию), но и реалии — рассказы о нынешней жизни в Крыму... Евгений Петриченко дописывал свой «Реквием» под пулями, от которых бежал из Донецка в Мариуполь. В концерте прозвучало щемящее произведение Евгения Станковича «Сумної дримби звуки». Также исполнялись произведения, уже знакомые львовской публике (они исполнялись 10 лет назад) — «Реквием» харьковского композитора Александра Щетинского и «Благовещение» львовянина Юрия Ланюка. То есть мы показали творчество композиторов из разных уголков Украины и их боль за Украину. По словам Юрия Ланюка, каждый человек ожидает благой вести, но для того, чтоб эта весть наступила, нужно заслужить это, что-то для этого сделать. Музыка в заключительном концерте звучала просветленная (соло скрипки, хор), но во многих моментах также очень драматичная. Это говорит о том, что к свету нужно идти сквозь тернии.

Владимир Степанович, по вашему мнению, как ныне развивается украинская музыка?

— Очень хорошо. Это замечают и наши коллеги из других стран, которые приезжают на фестиваль. Причем, речь идет не только о произведениях таких мэтров, как Мирослав Скорик, Леся Дичко или Евгений Станкович, но и композиторов более новой генерации, ведь гостями нашего форума были Владимир Рунчак, Анна Гаврилец, Игорь Щербаков. Мне приятно, что львовская неповторимая и загадочная аура наполняется новыми звуками.

На «Контрастах-2014» отмечали много юбилеев...

— На предыдущих фестивалях были разные вечера — тематические, портретные, монологические, — посвященные выдающимся людям. В этом году, в юбилейных «Контрастах», хотели собрать многое вместе. Например, на открытии феста исполнялись камерные оперы «Телефон» Менотти и «Письма любви» Губаренко (такие произведения исполняются в Львовской филармонии крайне редко), мы посвятили вечер конкретным людям — профессору Львовской музыкальной академии Игорю Кушплеру (оперу «Телефон» Дж.Менотти пели его ученики) и композитору Виталию Губаренко, который в этом году отмечал 80-летие. В программе камерной музыки мы чествовали больших друзей фестиваля, выдающихся теоретиков современности — Ярему Якубяко (Львов) и Анджея Хлопецкого (Варшава). Также был вечер композитора Александра Козаренко (новая версия его «Литургии»). Кстати, как продолжение «Контрастов», планируем концерт к юбилею известного украинского композитора Леси Дичко.

На «Золотой Лев-2014» организаторы отказались приглашать для участия в фестивале российских художников и коллективы в связи с событиями в Украине. А какого принципа вы придерживались на нынешних «Контрастах»?

— Программа фестиваля, которая готовилась больше года, не претерпела никаких изменений! Конечно, мы — люди эмоциональные. Временами — слишком. Нам недостает холодного, взвешенного ума. По моему мнению, через год или два все должно уладиться. Очевидно, отойдет в небытие миф о дружественном, братском русском народе. Но останется понимание, что Россия — наш сосед. И она огромное государство, с большим потенциалом, в том числе культурным и художественным. Не нужно делать ничего искусственного: вот мы от чего-то отказываемся, потому что... Конечно, если бы ныне должен был быть авторский концерт Софии Губайдуллиной в Львове, наверное, он бы не состоялся. Мне кажется, что она не осознает того, что говорит, идеализируя Россию, Путина. Мы общались с ней в предыдущие годы во время пребывания в Львове — это светлый, умный человек, с позитивными глубокими эмоциями. Возможно, ныне Губайдуллина ориентируется только на информацию из российских СМИ, которые читает и смотрит, живя в Германии, ведя уединенный образ жизни... Но говорить о том, что мы против исполнения прекрасным солистом концерта Прокофьева или Шостаковича — конечно же, нет! То есть история остается историей. Если рассуждать о чем-то критически, нужно начинать с себя, но начинать в маленьких вещах, в быту. Давайте говорить откровенно: изменилось ли что-то на украинском телевидении, на радио, изменились ли украинские музыкальные каналы, которые крутят все время англоязычную или русскоязычную попсу? Это должно измениться, чтобы мы не искали причину в российском! Пока не найдем суть в украинском, не научимся свое уважать, не поймем, что мы самодостаточны, будем искать проблему в ком-то и в чем-то! Я считаю, что проблема не в России, а в нас, в том, как мы строили отношения все годы Независимости. А еще проблема в том, как мы, галичане, вообще смотрели на Восточную Украину — что она для нас была? И теперь обвинять кого-то в том, что происходит... Не думаю, что это стоит делать. Кто опять идет на выборы, для чего, есть ли у нас шанс, что что-то изменится?

— Фестиваль финишировал, известно ли, что будет на ХХІ «Контрастах»?

— Работа ведется. Работаем с хорошо известными композиторами и исполнителями, договариваемся с новыми. Создается впечатление, что фестиваль существует в совсем иной плоскости — он независим от ситуации в стране, почти независим от государства финансово... Форум будет проходить потому, что нужен: нужно знакомить слушателей с современным искусством. Пусть оно сначала будет малопонятным широкой публике, будет для какого-то узкого круга. Но, извините, Львов всегда славился своей культурной элитой, и я ее вижу на «Контрастах». Может, ее не так много, но, поверьте, есть лица, которые я запомнил с первого фестиваля! Эти люди ходят именно на «Контрасты»... И даже если этих людей не сотни, а десятки, это значит, что «Контрасты» нужны! Если фестиваль в Львове уже 20 раз, то кто ему мешает проходить еще столько же!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать