Мистерия о любви под звуки трембиты
«Тени забытых предков» — смелый эксперимент «Берегини»О сценической версии классики «Дню» рассказала Ильина ГЕНСИЦКАЯ, директор-художественный руководитель Киевского театра украинского фольклора «Берегиня». Этот спектакль — история любви гуцульских Ромео (Ивана Палийчука) и Джульетты (Марички Гутенюк), которые росли в двух враждующих между собой семьях, но, влюбленные еще с детства, все же мечтают о свадьбе...
— Премьера мистерии «Тени забытых предков» состоялась в мае прошлого года. На нашей сцене мистическая легенда, которую рассказал классик Михаил Коцюбинский, а на экране воплотил легендарный кинорежиссер Сергей Параджанов с неповторимыми актерским дуэтом — Иваном Миколайчуком и Ларисой Кадочниковой в главных ролях, рассказывается по-новому. Мы против сравнений, однако показываем, какой сейчас чувствуем историю Ивана и Марички, — подчеркнула Ильина ГЕНСИЦКАЯ. — Спектакль показывали в рамках фестиваля «НИМФА» и за эту постановку получили награду «За музыкальное оформление спектакля». Потом с успехом театр «Берегиня» свою работу демонстрировал в фестивалях в Тернополе («Тернопольские театральные вечера. Дебют»), Мариуполе («Театральна брама») и Северодонецке («СвітОгляд»). За эти немножко больше, чем полгода существования, «Тени...» собрали уже шесть престижных наград. Здесь и отличие за режиссуру, и музыкальное оформление, и исполнение роли второго плана. Также мы провели три гастрольных турне в Бердянск, Нежин и Кривой Рог. Знаете, мы посчитали, что с этим спектаклем наездили около 40 тысяч километров по Украине!
— Расскажите, почему возникла идея сделать сценическую версию классики? Не боитесь, что эту постановку будут сравнивать с киношедевром Параджанова?
— Появление спектакля «Тени забытых предков» в репертуаре «Берегини» получилось мистическим образом. И для меня это был своего рода риск. Буквально через несколько недель после моего назначения на пост директора-художественного руководителя (я в тот момент только знакомилась с коллективом и с репертуаром) на пороге моего кабинета появилась выпускница Театрального университета Татьяна Матасова (курс Вахтанга Чхаидзе). Она принесла собственную инсценировку и режиссерскую экспликацию спектакля «Тени забытых предков» по повести Михаила Коцюбинского. Татьяна поразила меня своей подготовкой к будущей работе (уже на первой встрече она умудрилась показать даже эскизы костюмов, сценографии и даже реквизита). Буквально через несколько дней после встречи состоялся художественный совет в театре, на котором Т. Матасова смогла убедить всех, что сможет сделать этот спектакль для «Берегини».
Именно в этот момент начались мистические совпадения и чудеса... Выяснилось, что я преподавала когда-то у Татьяны историю зарубежного театра. Улица, на которой расположен наш театр, носит имя Ивана Миколайчука, в доме рядом он жил вместе со своей женой Маричкой, которая потом пришла к нам на премьеру (мы восприняли ее отзыв на постановку как своеобразное благословение). А еще 2019 год оказался юбилейным для Михаила Коцюбинского (155 лет со дня рождения украинского классика). Одним словом, все указывало на то, что это был верный шаг.
Конечно, я понимала, что спектакль обязательно будут сравнивать и с фильмом Сергея Параджанова, и с недавней резонансной постановкой Ивана Уривского в Одесском Театре им. В. Василько. Думаю, что первая зрительская волна заинтересованности была связана именно с желанием сравнить эти «прочтения» классики. Поэтому мы видели на спектаклях не только театральных деятелей, но и кинокритиков, в частности Сергея Тримбача. Меня порадовало, что все они отмечали, что режиссер спектакля рассказывает свою историю Ивана и Марички, делает другие акценты, пользуется другим режиссерским языком. Трагизм судеб, заложенный Михаилом Коцюбинским в повести «Тени забытых предков», режиссер Татьяна Матасова смягчает, акцентируя на духовном воссоединении влюбленных.Кстати, для многих зрителей наши актеры открывались с иной точки зрения. То, что они хорошие вокалисты, это было известно, однако об их драматических качествах догадывались не все. Знаете, несмотря на возраст и количество отработанных лет, каждый из певцов принимал участие в актерских тренингах, работал индивидуально с режиссером (даже актеры массовки имели индивидуальные репетиции). Для каждого из них это был своеобразный экзамен на собственные силы и возможности.
Вокальное многоголосие в этой постановке органично сочетается с живым звуком оркестра, который расположен в зале. Привораживает аутентичная трехметровая трембита, которая поднимается просто над головами зрителей и звучит, словно все перенеслись на Гуцульщину. На сцене воспроизводят вертеп, обряд захоронения, бой на бартках...
— Кто исполняет главные роли?
— Образ Марички по очереди играют Екатерина Березницкая и Милана Бекова. На главную мужскую роль мы пригласили студента-выпускника Киевского национального университета театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого Александра Кирика (курс Олега Шаварского). Для него, как и для режиссера Татьяны Матасовой, эта работа является дебютом. Мы пошли на этот шаг по нескольким причинам. Во-первых, в нашей труппе, среди вокалистов, нет актера соответствующего возраста и амплуа. Во-вторых, роль Ивана сложнее всего из всех мужских в этой постановке. Также были опасения, что провести сложную драматичную черту через весь спектакль наши актеры не смогут. Сейчас уже могу признаться, что второе опасение было ошибочным. Саша показывает хорошую динамику. Он очень ответственно относится к работе. Обязательно репетирует перед показом спектакля. Потому что есть сложные моменты в постановке, например, драка с Мольфаром (актер Александр Сердюк). Эта драка происходит на бардках. Ребята иногда так вживаются в свои роли, что даже немножко повреждают костюмы... А то, что работу Александра Кирика сравнивают с Иваном Миколайчуком (те, кто видел параджановский фильм), только стимулирует молодого актера играть на все 100%. Однако это не может быть равноценным сравнительным анализом еще изначально, от момента создания режиссерами инсценировки и сценария. Хотя «привет» от нашего спектакля фильму Татьяна Матасова передала, введя в спектакль любимую песню Сергея Параджанова «Вербова дощечка», которая звучит в постановке несколько раз, с разным характером и содержательной нагрузкой... а в финале воспринимается как вдохновенная победная реляция.
— Произведение «Тени забытых предков» М. Коцюбинского глубоко поражало меня с самого детства, очаровывало своей магией, проходя сквозь каждый этап жизни, открывало новые, непонятные до этого грани, — призналась режиссер Татьяна МАТАСОВА. — Поразила, конечно же, и гениальная кинолента Сергея Параджанова. Но именно сегодня мне очень хотелось раскрыть это произведение в театральном искусстве, чтобы вживую от спектакля к спектаклю открывать зрителю всеобъемность и большой любви... потому что современный человек временами теряется в бытовых мелочах, теряя истинный смысл своей жизни. В конце концов, именно такая любовь, как у Ивана и Марички, может стать настоящим светлым маяком в жизни каждого человека...
Выпуск газеты №:
№2-3, (2020)Section
Культура