Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Между карантином и надеждой на новый сезон

Надежда Бабич, генеральный директор Одесской оперы — о театральной стратегии и о том, что в «портфеле» коллектива
22 июля, 11:41

В этом году Одесская опера, как и все театры, оказалась в сложной ситуации: с марта театр пребывает в простое, будущее — почти в прямом смысле зависит от сведений Минздраве. Однако генеральный директор Одесского национального академического театра оперы и балета Надежда БАБИЧ, рассказывая о жизни большого театрального организма, предполагает, что с августа начнется реабилитационный период, и очень надеется, что в сентябре театр станет в строй. Ведь «в портфеле» интересные и несколько неожиданные названия: «Богема», «Щелкунчик», «Катерина», «Запорожец за Дунаем».

— Сейчас очень сложно давать прогнозы, все будет зависеть от санитарно-эпидемиологической ситуации в нашем регионе и в Украине в целом. Традиционно август и сентябрь в Одессе — самый туристический сезон, и мы надеемся, что, безусловно, с соблюдением всех санитарных требований (будем проводить температурный скрининг, покупать маски, чтобы предоставить зрителям, которые забыли их взять с собой), начнем работу. Театр не может существовать без живого общения, — карантинная жизнь «поставила» новые акценты, дала возможность для осмысления новых проектов и, главное, понимания: как хорошо работать, когда ничто этому не мешало.

ЮБИЛЕЙНЫЙ СЕЗОН

В 210-й сезон мы входили с большими планами. В этом году запланировали шесть премьер и успели сделать четыре. Начали с «Лоэнгрина» Вагнера — открыли им Пятый фестиваль «Бархатный сезон в Одесской опере». К сожалению, Шестой «Бархатный сезон» проводить не будем.

Состоялась блестящая постановка «Трубадура», сделанная интернациональной командой.  Постановщик — немецкий режиссер Тило Райнхард.  Импресарио Здислав Супеж успел вывезти ее на гастроли в Бельгии и Голландии — это очень интересный спектакль, который уже завоевал своего зрителя.

Затем была La Traviata в постановке нашего главного режиссера Евгения Лавренчука, которая вызвала много споров. Мы пошли сознательно на большой риск, допустив сочетание премьеры с проведением Международного оперного форума Open to Progress, собравшего ведущих музыковедов, театроведов, критиков, директоров театров, импресарио, людей, которые профессионально занимаются музыкальным театром. Была разная критика, и не слишком положительная, в частности, но она была принята к сведению и дала свои результаты.  Сегодня спектакль преодолел все технические трудности, связанные с машинерией, и мы гордимся им, надеемся, что он еще долго будет поражать воображение и слух гостей города и одесситов.

Состоялась также премьера сценической кантаты Карла Орфа Carmina Burana, над которой работал голландский режиссер и хореограф Герард Мостерд, который сделал акцент на балет, что очень инновационно выглядело на сцене. Мне кажется, эта постановка стала неординарным событием — она вызвала эмоциональный отклик у зрителя, и я уверена, что она займет достойное место в нашем репертуаре.  Ее с большой любовью и интересом восприняли артисты балета, которые работали над этим уникальным произведением с колоссальной отдачей.

ПЛАНЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Впереди у нас еще две премьеры, и я надеюсь, что мы их обязательно сделаем. Когда стало ясно, что мы идем на карантин, не предполагая, каким длительным он окажется, — я очень быстро поручила купить ткани, кожу, необходимые материалы для изготовления декораций и костюмов для этих двух спектаклей. Речь идет об опере Пуччини «Богема» и балете Чайковского «Щелкунчик».

«Богему» будет ставить бельгийский режиссер Жан-Франсуа Дхонд. Это копродукция с нашим голландским импресарио Здиславом Супеж.  Постановка будет несколько осовремененной, но с глубоким уважением к композитору и традиционному либретто. Мы соблюдаем правила игры: никаких резких изменений, но будут лофт-апартаменты вместо мансарды, кафе «Момус» станет лобби-баром... Должна сказать, что мы медленно и умеренно, почитая традиции театра и его историю, стараемся придать более современную интерпретацию произведениям  в нашем репертуаре. Когда мы рассматриваем новое творческое предложение на коллегии, то режиссер-постановщик предлагает свое, часто радикальное видение. Задача нашей режиссерской коллегии — найти баланс. Если мы откровенно, большинством голосов, принимаем режиссерскую версию, то в дальнейшем ее и придерживаемся. Если нет — ставим ряд вопросов, или отправляем на доработку, либо вообще не принимаем, как у нас было, например, с «Лоэнгрином», когда немецкая команда привезла нам свою версию. Львов ее реализовал, а для Одессы, как нам кажется, это было слишком радикально.

Балет «Щелкунчик», наоборот, будет создан в лучших классических традициях. Он появится в режиссерской и хореографической версии украинского балетмейстера, народного артиста Сергея Бондура, педагога Национальной оперы Украины. Сценографию создает заслуженный художник Украины Евгений Гуренко.

Относительно общих планов театров. Создав Ассоциацию директоров музыкальных театров Украины, пока обсуждаем создание банка данных, возможность копродукции, чтобы, минимизируя затраты, создавать качественный продукт. Но здесь еще не регламентированы финансовые вопросы: кому будет принадлежать спектакль, созданный совместно с другим театром? Более двадцати лет говорим о необходимости принятия закона о меценатстве, а воз и ныне там. Полагаемся на то, что сейчас в министерство пришел настоящий менеджер, и этот вопрос может быть наконец решен. Ведь без таких решений нельзя надеяться на эффективное восхождение вперед.

МОДЕРНИЗАЦИЯ УКРАИНСКОГО РЕПЕРТУАРА

Украинский репертуар необходимо модернизировать. Точнее, отношение к этой крайне важной теме должно быть другим — нужно не только отойти от «шароварщины», но и предложить новый, «свежий», современный взгляд на национальную тему в искусстве. Я предложила Евгению Лавренчуку два названия: «Запорожец за Дунаем» Гулака-Артемовского и «Катерину», но не Аркаса, а современного украинского композитора Александра Родина, который написал эту оперу специально для нашего театра. Лавренчук с удовольствием взялся за «Запорожца» и уже продемонстрировал эскизы костюмов, сделанные Ефимом Руах. Уверена, что это будет абсолютно неординарный спектакль. Над новой «Катериной» будет работать режиссер Оксана Тараненко, а сценографией займется главный художник нашего театра Игорь Анисенко.

ДОГОВОРЫ И ГАСТРОЛИ

Контрактная система, при всех ее недостатках, пришла на смену советской. Человек, который служит в театре, должен быть до мозга костей ему предан, а не искать удобные лазейки в должностных обязанностях.  Мы очень серьезно почистили коллектив. Например, сегодня тот миманс, который был у нас раньше, — перестал нас устраивать: артисты кордебалета куда лучше справляются с ролями второго плана. Поэтому все изменения штатного расписания служат одному — созданию качественного продукта, которым зритель должен быть доволен.

Голландия, Бельгия, Греция, Италия, Испания, США, Канада — наши хорошо налаженные гастрольные маршруты. Сначала нам было сложно заявить о себе, но со временем гастроли превратились в праздник украинского искусства — с полными залами, поддержкой посольств. Мы работаем пятьдесят на пятьдесят с голландским импресарио, который берет на себя половину расходов на проезд и проживание постановочной группы. В последнее время стал брать на себя и половину расходов на приобретение материалов для создания костюмов и сценографии.  Спектакль же в любом случае остается в собственности театра. Так, давая гастроли, мы наполнили валютные счета театра и за счет этого ресурса теперь можем оплачивать коммунальные расходы, пожарную охрану, а это очень стоящая услуга.

Как только будет открыто авиасообщение и постановщики смогут приехать, мы активизируем работу. Тем более, музыкальный материал «Богемы» — хорошо знаком нашему коллективу. Поэтому планировалось, что в ноябре мы уже поедем с «Богемой» на гастроли, а как распорядится жизнь — увидим...

НОВОЕ ВРЕМЯ — НОВЫЕ ПРАВИЛА ИГРЫ

Сложившаяся ситуация во всем мире в связи с пандемией очень сложная, время диктует свои правила игры, и мы должны принимать его вызовы и реагировать на них. Как и многие театры мира, мы транслируем спектакли на наших каналах Youtube, Facebook — репертуарные и архивные. Это уникальные названия, которые есть только в репертуаре нашего театра: опера-балет «Вий» В. Губаренко, балет «Маскарад» А. Хачатуряна, опера «Дидона и Эней» Г. Перселла и др. Предложили видеоанонсы артистов перед трансляцией спектаклей, интересные клипы, сделанные с использованием современных технологий и как результат — значительно выросло количество подписчиков. Кроме того, театр работает над новым сайтом, который будет отличаться европейским лоском, активно ведет работу в соцсетях, в частности на своей странице в Инстаграме, хорошо посещается молодежной аудиторией. Словом, старается быть максимально открытым и меняться вместе с миром.

«НЕ МОЖЕМ БЕЗ ДЕЛА»

«Мы уже не можем без дела», — не выдерживают артисты, ведь для них театр, сцена, живое общение со зрителем, репетиции, подготовка к новой постановке — главный смысл существования. Заведующий балетной труппой Гарри Севоян договорился о занятиях в арендованном зале, но возникла проблема, и репетиции пришлось приостановить: требование находиться в медицинских масках приводит к тому, что у артистов балета сбивается дыхание. Так работать невозможно.  Люди просто теряют сознание. Об этой проблеме все говорят тихо, словно стесняясь, но она существует.  Эти проблемы касаются и оперных артистов, и оркестра, и хора — депрессивное состояние у творческого человека протекает особенно тяжело, плюс нет возможности, сидя дома, заниматься так же, как в стенах театра. Очень много вопросов, на которые мало ответов.

Во всех музыкальных театрах общие проблемы. В драматических все же немного проще ситуация: у них не столько артистов на сцене, нет оркестра, балета, хора. А у нас одновременно может быть задействовано на сцене до 200 исполнителей, например, в «Аиде» — хор, балет, солисты. Дистанциировать их невозможно с учетом карантинных требований. И тут возникает вопрос: быть или не быть? Мы не имеем права рисковать жизнью людей. Поэтому ищем разные форматы спектаклей: уже обсудили с нашим главным режиссером Евгением Лавренчуком и режиссером Павлом Кошкой, какие спектакли в нашем репертуаре менее «густонаселенные». Есть у нас и «Алкид» Бортнянского, и «Служанка-госпожа» Перголези, и «Дидона и Эней» Перселла. Минимизировать количество участников, выстраивать мобильные проекты и пытаться все же выходить на сцену — наш путь. Пусть это будет небольшое количество зрителей.  Если рассадить в шахматном порядке — получится 400 мест на наш полуторатысячный зал. Крайне экономически невыгодно театру, но мы будем выживать. Жизнь показала, как нужна эта живительная энергия театра людям — на концерте ко Дню Конституции Украины и по случаю закрытия 210-го сезона мы пустили в зал 150 зрителей, внешне велась трансляция, и это были незабываемые ощущения после такой длительной паузы. Сейчас, в конце отпуска, мы ждем начало 211-го сезона. Каким он будет? Надеюсь на лучшее, ведь театр должен быть с людьми, поддерживать и вдохновлять, дарить радость и счастье!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать