Массаж ауры
Театр на Подоле — театр-командаНовое помещение Киевского академического драматичного театра на Подоле ежедневно новими артистическими дерзаниями пополняет свою хорошо известную самость. Основатель и корифей театра Виталий Малахов, наверное, демонстрирует мудрость способностью оставаться собой, быть в поиске, из всего добывать добро.
Организационно-творческий манифест театра редко декларируется, обязательно оказывается в его стиле и вовсе не обязательно осознается зрителем. Хотя именно он формулирует общество симпатиков театра, которые со временем обретают роль нежных диктаторов. Мне не кажется, что театр воспитывает зрителей. Зрители так же не воспитывают театр. Но в диалоге, скоординированном с волнениями действительности, главная ценность театра, уникальность его в живом обмене эмоциями, мыслями, сугубо персональным и тайным.
Бывают театры-семьи, театры — империи, театры — колхозы-миллионеры, театры — монархии.
Театр на Подоле — театр-команда. Так он рождался — мастера одного поколения, близких художественных вкусов, единой творческой религии — делали большой театр. Большой в сокровенных измерениях и чисто математических. Это еще один талант Малахова — на небольших сценах Гостевого двора, Дворца «Украина», даже в домашнем театре в своем родовом помещении создавать впечатление размаха — пространственного, интеллектуального, эмоционального.
В то же время в репертуаре театра остаются спектакли, поставленные мастером интимного театра Игорем Славинским. Он умер за несколько дней до присвоения почетного звания — Народный артист Украины. Но имя его запечатлено в истории искусства нашей страны в названии — посвящении малой сцены театра.
Работы молодых режиссеров И.Матиева («Мать»), С.Жиркова («Девочка с мишкой... или несовершеннолетняя»), Д.Петросяна («DreamWorks / Мечты оживают») радуют не только желанием насладиться техническими возможностями новой сцены, но и не поступаясь собственным осознанием современного искусства, гармонизоваться с аурой театра, которая светится накопленной десятилетием творческой энергией.
Постановка директора — художественного руководителя «Разве ревут волы, когда ясли полны» по П.Мирному представляет еще одно измерение его мудрости — находить во всем помощь акцентированию актуальности родного театра.
Премьера спектакля «Снег в апреле» по повести Т.Уильямса «Каникулы в Риме», еще одна яркая краска в нынешней палитре Театра на Подоле. Постановщик Полина Медведева — ученица О.Ефремова, незабываемая исполнительница роли «Она», которая в партнерстве с О.Борисовим играла спектакль МХТ «Кроткая» по Ф.Достоевскому (режиссер Л.Додин), свой актерский талант соединила с режиссерской моделью, которая со времен корифеев украинского и российского театров остается живой, совершенной, и, кажется, воспринимается зрителями.
На первый вигляд, в спектакле речь идет об актрисе, испытавшей катастрофу успеха. Не найдя силы отказаться от соблазнительного предложения менеджеров -примадонна и заметно зрелая женщина соглашается играть Джульетту. Проваливается так, что решает покинуть сцену и бежит подальше от славы в игривый Рим. От самоистязания размышлениями, что вся ее карьера держалась на красоте и молодости, приходит к выводу, что вся жизнь была бегом по кругу, замыкавшем в себе пустоту.
Однако «благодаря нарядам и драгоценностям, великолепием напоминавшими фасады Бернини» она становится мишенью для мира элегантной преступности. Графиня в исполнении Ирины Мельник светская нищенка, высокородная бандерша, сутенерка-интелектуалка подставляет жигало Паоло (Константин Темляк) «внешне похожого на статуи героев, украшающих фонтаны Рима». «Скульптурные полушария» его ягодиц должны стать последним аргументом в разыгрываемом им сюжете о Ромео и Джульетте, за воплощение которого должна заплатить она — красивая, богатая, уставшая, но еще на много способная в запланированном им плену страсти. Но «кольцо трассы неистово азартного полета замкнуто в ее прошлом». Она слишком стара для неистовства романа и молода, чтобы платить за любовь к себе. Немецкая актриса — Мария Магдалена Рабл решает свою роль через схожесть с Марлен Дитрих — величественные жесты, скульптурные мизансцены, глаза, наполненные наивностью и расчетом, всплески страсти и прохладная сдержанность.
Так она доигрывает свою последнюю роль, утверждая жизнью свой яркий актерский талант. Трагедия Паоло заключается в том, что этот блестящий двуполый хлыщ, накануне доведя до безграничной щедрости старого барона и немолодую графиню, таки влюбляется в мудрую и красивую женщину, не разгадав в ее отношении профессиональную игру. Древние говорили «нет дамы без огня».
На облегчение драматичной мелодии спектакля, потому что деньги актрисы на самом деле единственное средство выживания зароботчан от любви, настраивают актеры Ю.Шевченко и С.Мельник, которые с эстрадной изобретательностью (пластика — А.Борисовой) играют гостей, официантов, парикмахера, школьную подругу.
Декорации Андреас фон Шлиппе сначала аркада на римском холме, а затем полукруг из барочных дверей. В его объятиях круг сцены, покрытый белой бумагой, кромсается случайно и сознательно разнохарактерным движением действующих лиц.
А когда выясняется, что «от любви до ненависти один акт», Паоло уничтожает это «белое пространство одинокой кровати». Постановщик П.Медведева задает острый ритм событиями спектакля, режиссер П.Медведева выстраивает пастельные реакции актеров, внешнее сдержанно— аристократическое общение со взрывами безудержных эмоций. Голливудская звезда разговаривает на английском языке с переводом титрами, словно из немого кино. При другой мотивации двуязычный спектакль Медведевой в КАМТИ «Сузір’я» «Привидение» по Г.Ибсену сегодня воспринимается киевским зрителем без перевода. Показанный в прошлом году на Эдинбургском фестивале искусств он вызвал особое уважение англоязычного зрителя к украинским артистам.
Этот рассказ о спектакле не преследует цель пересказать сюжет. Его хитросплетение, как всегда у Т.Уильямса, смазано проблемной сексуальностью героев. На протяжении всего спектакля откуда-то предостерегает Зохер-Мазох: «... никогда не чувствуй себя уверенным около женщины, которую любишь, потому что женская природа таит больше опасностей, чем ты думаешь».
Как разнообразно и упруго сияет талантливая аура твоя, Театр на Подоле!
Выпуск газеты №:
№79-80, (2019)Section
Культура