Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Киевское Вагнеровское общество завершило 21-й сезон

30 мая, 14:10
ГРАЄ ПАВЛО ЛИСИЙ

Финальным аккордом стал концерт в честь 205-й годовщины со дня рождения композитора-клаccика. В деятельности общества, которое проводит свои заседания в помещении Киевского дома ученых Академии наук Украины, сложилась своя традиция. Среди десяти ежегодных встреч, часть которых посвящается просмотру современных оперных спектаклей европейских театров, обзора событий ведущих оперных фестивалей, трижды в течение сезона проводятся концерты, связанные с памятными датами: днем ​​рождения Рихарда Вагнера — 22 мая и днем ​​его смерти — 13 февраля. Еще один вечер проводится накануне Нового года и Рождественских праздников.

Рихард Вагнер был с детства погружен в мир высокого искусства и музыки. Как блестящий дирижер он исполнял не только собственные произведения, но и много тогдашних опер, обожал симфонии Бетховена, особенно уникальную Девятую, сделав еще в юношеские годы собственное фортепианное переложение этой сложной партитуры. Вагнер был в дружеских отношениях, а впоследствии и семейных связях с Ференцем Листом, чрезвычайно ценил его творчество. Одним из неоспоримых авторитетов в музыкальной сфере всю жизнь оставался для него И. С. Бах. Поэтому и в наших концертах наряду с произведениями самого Вагнера звучит музыка разных эпох и национальных школ.

Е. ЩЕГОЛЕВА, М. ЗАБАРА, В. ТУВЛИС, М. ЧЕРКАШИНА-ГУБАРЕНКО, М. ШУХ

Так, во время концерта в честь 135-й годовщины со дня смерти немецкого композитора, который назывался «Семейный круг и творческая судьба творца», посетители имели возможность ознакомиться с камерными произведениями Виталия и Ирины Губаренко и вспомнить в связи с этим историю семьи самого Вагнера. Главную часть программы подготовил яркий творческий дуэт в составе солистки Валерии Тулис (сопрано) и пианистки Елены Щеголевой. Валерию киевляне хорошо знают как очаровательную молодую актрису Национальной оперетты и уже признанного мастера этого жанра. Однако она постоянно расширяет свой творческий диапазон, свидетельством чего и стал упомянутый концерт. Здесь прозвучали два вокальных цикла — «Простягни долоні» Виталия Губаренко на стихи Владимира Сосюры и «Заспівайте, сестро» Ирины Губаренко на стихи Леонида Киселева. Тепло восприняли слушатели вокальную балладу на стихи Ирины Губаренко «Колоколенка» композитора Михаила Шуха и горячо приветствовали самого автора, присутствовавшего в зале. Никто тогда не мог даже представить, что жизнь этого выдающегося украинского деятеля искусств быстро после этого преждевременно оборвется.

Узнав о неожиданной смерти Михаила Шуха, мы подумали, что сама жизнь будто бы вмешалось в замысел этого вечера памяти. Потому символическим его началом была выбрана сцена прощания Вотана с Брунхильдой из оперы Вагнера «Валькирия», которую исполнил молодой поклонник вагнеровского искусства бас Алексей Верещак. Символично и то, что во время церемонии прощания с Михаилом Шухом среди других его произведений прозвучала та самая его «Колоколенка» на стихи Ирины Губаренко.

Е. ЩЕГОЛЕВА (РОЯЛЬ) В. ТУЛИС (СОПРАНО)

Вела вагнеровский февральский концерт музыковед Вера Плуток. Она напомнила слушателям о семейном окружении Вагнера, о важной роли жены композитора Козимы Вагнер и всех их детей в сохранении его наследия, а также в продолжении плодотворной деятельности вагнеровского фестиваля в баварском городе Байройте. Как представитель вагнеровского общества Вера Плуток имеет шанс попасть на этот уникальный фестиваль этим летом. Также нами был рекомендован на звание вагнеровского стипендиата 2018 года пианист Павел Лысый. Он часто участвует в наших концертных программах как самостоятельно, так и в фортепианном ансамбле с еще одним пианистом и нашим вагнеровским стипендиатом Максимом Забарой. В февральском концерт Павел сыграл несколько фортепианных миниатюр Федора Якименко, творчество которого только сейчас возвращается в концертные программы и заново возрождается.

Нередко случалось в истории, что в семейном кругу возникали несколько объединенных родственными связями талантов. Так, Федор Якименко был старшим братом признанного украинского композитора-классика Якова Степового. Но если музыку Якова у нас знают и его биографию изучают давно, то Федор в последние годы своей жизни проживал в Париже, где и умер и где хранится значительная часть его архива. В некоторых справочных изданиях его называют русским композитором, хотя его родина Харьков и Слобожанщина. Павел Лысый познакомил слушателей с пьесами Федора Якименко на украинские темы, написанными уже в последние годы его жизни. Тему вечера дополнил рассказ ведущей о талантливом сыне Рихарда Вагнера Зигфриде. Он был дирижером, режиссером и одаренным композитором, автором шестнадцати оперных произведений. Конечно, ему было сложно конкурировать с гением отца, однако он этого и не хотел, только делал все, чтобы быть достойным называться его сыном и также внуком великого Ференца Листа, которого горячо любил.

ПОЕТ АЛЕКСЕЙ ВЕРЕЩАК

205-ю годовщину со дня рождения любимого композитора мы отметили, дав возможность Алексею Верещаку показать свою выпускную магистерскую программу. В июне он заканчивает обучение в Национальной музыкальной академии Украины имени П. Чайковского, где формировался и приобретал профессиональное мастерство в классе известного украинского певца Романа Майбороды. Майская его программа начиналась с Вагнера и Моцарта, а потом звучали арии из русских и украинских опер, песни и романсы, а в завершение — известная баллада Ф. Шуберта на текст В. Гете «Лесной царь». Это произведение стало кульминацией всего выступления, успех которого разделила с Алексеем прекрасная молодая пианистка Виктория Швец. Так же отметили слушатели очень яркое исполнение этим творческим ансамблем Монолога Бориса Тимофеевича из оперы Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда».

Среди музыкальных подарков Вагнеру была, как у нас это постоянно практикуется, и украинская музыка. Произведения С. Гулак-Артемовского, Н. Лысенко и украинскую народную песню «Чорні брови, карі очі» с подъемом и вдохновением спел Алексей Верещак. В сопровождении пианистки Ольги Ващук были исполнены также Адажио для гобоя Виталия Губаренко (солистка Вера Шперер) и романс на стихи Ивана Драча «Літо» Ирины Губаренко. Произведение это не исполнялось при жизни автора и теперь прозвучало впервые в исполнении Дарьи Миколенко, которая в этом году также оканчивает магистратуру Национальной музыкальной академии Украины имени П. Чайковського.


Произведениям Рихарда Вагнера аплодирует сегодня весь мир. Они считаются свидетельством высшего мастерства певцов и музыкальных коллективов и определяют общий уровень культуры страны, региона, определенного города. Давно пора вернуть оперы Вагнера в репертуар украинских оперных театров, тем более что их творческие возможности и исполнительский состав, безусловно, это позволяют. Имея дело с деятельностью Киевского Вагнеровского общества на протяжении уже более двадцати лет, я абсолютно убеждена, что и украинские поклонники оперы этого с нетерпением ждут.
 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать