«Киевская легенда» и невежество современников

Зачем переименовывают улицу Семьи Праховых в Григория Ткаченко?

Три года назад в Киеве в Голосеевском районе (в рамках программы «декоммунизации») решением Киевского городского совета от 22.03.2018 # 367/4431 была переименована улица Гайдара в улицу Семьи Праховых.

Таким образом заслуженно увековечен (наконец) древний художественный род Праховых, который со второй половины 19-го и до начала 21-го веков в нескольких поколениях преданно служил украинской культуре, благодаря чему в нашем родном городе осталось большое количество шедевров монументального и станкового искусства мирового значения.

Я очень горжусь причастностью к тому событию. Как исследователя творчества последней выдающейся наследницы этой семьи - известной киевской художницы Александры Праховой (1950-2011) (см. Чегусова З. Саша Прахова - продолжательница традиций рода, который стал киевской легендой: к юбилею художницы. Fine art. 2010 # 1 . С.108-113; Чегусова З. Саша Прахова - продолжательница традиций рода... (окончание). Fine art.2010. # 3. С.74-79) - меня пригласила на то заседание Комиссии по наименований при Городском голове тогдашняя депутатка Киевсовета, одна из инициаторов возвращения Киеву имени Праховых Людмила Березницкая, и в том судьбоносном решении есть ее и моя незначительная доля.

В страшном сне мне не могло присниться, что через три года на той же комиссии Киевсовета, однако в новом составе, снова встанет вопрос переименования, но уже улицы Семьи Праховых в Григория Ткаченко!?

Выяснилось, что небольшая - по сравнению с многотысячной научной и творческой интеллигенцией Киева, для которой семья Праховых является гордостью и настоящей «киевской легендой» - группа жителей ЕДИНСТВЕННОГО на этой улице (все остальные - помещения офисов) жилого дома во главе с молодой женщиной Ахмедовой О. К. проявляет бурное недовольство нынешним названием места их проживания, в корнях которого их смущает слово «прах», и это якобы жителей очень удручает (действительно, далекие предки Праховых были священнослужителями, которые правили погребальные обряды, вот и фамилия родилась из прозвища . Лучше бы, по мнению «инициаторов», их адрес значился как улица «Апрельская», «Мирная», «Благословенная», «Цветущая» и т.п., но в то же время они предлагают переименовать именем неизвестной для широкой общественности киевлян личности Г. Ткаченко, внук которого живет в этом доме и уже дал письменное согласие на переименование (!?).

Именно вследствие подобной абсурдной, с моей точки зрения, инициативы, которая создает угрожающий прецедент, этот вопрос и был вынесен на повестку дня заседания соответствующей комиссии Киевсовета от 06.10.21.

Мотивацией заявителей были еще такие два аргумента:

- согласно Википедии (в ее российском варианте, а именно его прочитали инициаторы ходатайства) Адриан Прахов является «великим историком искусств Российской империи».

- Григорий Ткаченко был в период 1930-1933 гг. первым директором Института языкознания Всеукраинской академии наук (ВУАН).

Попробую хотя бы коротко обжаловать оба эти аргументы.

Не могу, к сожалению, в связи с регламентом статьи дать пространное генеалогическое дерево семьи Праховых, которое я составила, хотя каждому из членов Комиссии Киевсовета на заседании 06.10.21, где я присутствовала, все же вручила его распечатку.

Начну только с того, что матерью Адриана Прахова была Евдокия Васильевна Прахова, которая происходила из благородного украинско-литовско-белорусского княжеского магнатского рода Полубинских, который  принадлежит к ветви Ольгердовичей.

Прахов Адриан Викторович (1846-1916) известен как выдающийся историк искусств, археолог, реставратор, художник. Исследовал историю искусства Древнего Египта, Греции, Киевской Руси. Учился в Академии художеств в С.-Петербурге вместе с И. Репиным, В. Поленовым, М. Антокольским. Изучал искусство во Франции, Англии, Австрии, Италии. Первый доктор искусствоведения, профессор, основал и возглавил кафедру теории и истории искусств в Киевском университете им. Св. Владимира, на которой преподавал десять лет (1887-1897). Руководил реставрационными работами в Софийском соборе и Кирилловской церкви в Киеве. Открыл фрески XII в. в Кирилловской церкви (1884). Возглавлял строительство и отделочные работы во Владимирском соборе в Киеве (1885-1896). Руководил в нем выполнением монументально-декоративных росписей, для чего пригласил выдающихся художников того времени: созвездие таких гениев в искусстве, как М. Врубель, В. Котарбинский, В. Васнецов, Н. Пимоненко, М. Нестеров и др.

Профессор А. Прахов - автор многих капитальных научных трудов, в том числе одного из первых исследований, посвященных Т. Г. Шевченко.

Поинтересовалась я и биографией пана Григория Ткаченко (1900-1941?), именем которого инициативной группой предложено назвать эту улицу. Пока в научном обороте существует только одна, довольно объективная, на мой взгляд, разведка авторства кандидата филолог. наук п. Ю. Б. Дядищевой-Росовецкой (см.: Дядищева-Росовецька Ю. Б. Григорій Ткаченко – перший директор Інституту мовознавства ВУАН. http://irbis-nbuv.gov.ua), из которой в общих чертах вырисовывается профессиональный путь Г. Ткаченко.

Родился он в 1900 г. в бедной крестьянской семье в с. Кирилловка на Звенигородщине. Там же окончил начальное училище, затем два года учился в Одесском реальном училище. Год был студентом в Киевском университете (где, напоминаю, А. Прахов за 40 лет до этого создал кафедру), а затем продолжал обучение в течение трех лет в Высшем институте народного образования, который и окончил в 1923 г. По сути, свидетельствует автор научной статьи, это было заочное обучение: параллельно студент Г. Ткаченко работал учителем в родном селе. В 1920-х гг. он работает лектором украинского языка, печатается в советских газетах, преподает. В 1927 г. вступает в ряды Коммунистической партии большевиков Украины (КПбУ). В 1929 г. энергичного партийца-педагога принимают в аспирантуру. Зимой 1930 года он прерывает обучение, так как участвует в многомесячной конференции «аспирантов и выдвиженцев» в Москве, откуда привез (цитирую автора статьи) «новейшие идеологические установки для подобных ему коммунистических рабоче-крестьянского происхождения «выдвиженцев» в советской науке». И уже на втором году аспирантуры коммуниста Г. Ткаченко, благодаря перестройке в то время ВУАН в направлении «коммунизации», назначают на должность и. о. Научно-исследовательского института языкознания ВУАН. По сути, Г. Ткаченко продержался на этой руководящей должности три года. В 1933 г. он исключен из партии, а затем и освобожден от директорства. В те времена ему спасла жизнь и свободу, в отличие от многочисленных «старорежимных» выдающихся украинских ученых «из бывших», устроенная им самим же еще в должности директора длительная командировка в Ленинград - «колыбель Октябрьской революции», где ему удалось наладить необходимые связи и скрыться от ареста и репрессий, начатых в Украине. Хотя других украинцев «брали» и в Ленинграде, и в Москве. Но хорошо, бесспорно, что ему удалось избежать подобной участи.

Через несколько лет он возвращается в Украину: сначала в родное село, а затем и в Киев. Весной 1941 г. у него появляется надежда на трудоустройство в Институте литературы АН УССР, однако война рушит все планы. Есть документально не подтвержденные сведения, в 1941 г. Ткаченко был арестован немцами, после чего исчезает бесследно. После Григория Васильевича Ткаченко, как пишет к. ф. н. Ю. Б. Дядищева-Росовецкая, (цитирую): «на поле языкознания остались, главным образом, статьи перестроечно-установочного характера в марксистско-ленинском понимании». Хотя допускаю возможность, что его более фундаментальные труды, написанные им в те жесткие времена «в стол», погибли в пламени войны. В отличие от фундаментального научного и архитектурно-художественного наследия Адриана Викторовича Прахова. Мне кажется, достаточно очевидно и не нужно доказательств тому, что масштаб личностей А. Прахова и Г. Ткаченко (который, к тому же, имеет очень опосредованное отношение к Киеву), НЕСОПОСТАВИМ и их обоих невозможно ставить на одни весы.

Надо отдать должное Комиссии по наименованиям Киевсовета, которая на заседании 06.10.2021 г. адекватно отнеслась к этому вопросу и большинством голосов ОТКАЗАЛА заявителю п. Ахмедовой О. К. в ее ходатайстве. Это, несомненно, разумное решение депутатов Киевсовета. Иначе широкая общественность киевлян обвинила бы в невежестве не только жителей улицы Семьи Праховых, которые должны гордиться предоставленной им честью быть причастными к этому громкому имени, но и Комиссию по наименованиям Киевсовета и самого мэра В. В. Кличко. А еще инкриминировала бы начало развертывания «процесса коммунизации» вопреки провозглашенной ранее «декоммунизации».

Вот такие в Киеве, который все же продолжает сохранять репутацию высококультурной столицы Украины, происходят «антикультурные» казусы.


В дополнение

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО СЕМЬИ ПРАХОВЫХ -

Древний род Праховых, который прославил Киев на века и преданно служил украинской культуре в нескольких поколениях, известен с 18-го века.

Прахова Евдокия Васильевна происходила из благородного украинско-литовско-белорусского княжеского магнатского рода Полубинских, который принадлежит к ветви Ольгердовичей (17?? - 18??)

Прахов Виктор Иванович (17?? - 1838) - директор Дворянского училища в Мстиславле, домашний учитель детей из семьи князей Вяземских.

Прахов Адриан Викторович (1846-1916) - выдающийся историк искусств, археолог, реставратор, художник. Исследовал историю искусств Древнего Египта, Греции, Киевской Руси. Учился в Академии Художеств в С.-Петербурге. Дружил с М. Антокольским, В. Поленовым, И. Репиным. Изучал искусство во Франции, Англии, Австрии, Италии.

Первый доктор искусствоведения, профессор, возглавил кафедру теории и истории искусства в Киевском университете Св. Владимира (1887-1997).

Руководил реставрационными работами в Софийском соборе и Кирилловской церкви, открыл фрески XII в. в Кирилловской церкви в Киеве (1884). Возглавлял строительство и внутренние отделочные работы во Владимирском соборе в Киеве (1885-1896). Руководил выполнением монументальных росписей в соборе, для чего пригласил выдающихся художников того времени: созвездие таких гениев в искусстве, как Михаил Врубель, Вильгельм Котарбинский, Николай Пимоненко, Михаил Нестеров, Виктор Васнецов и другие.

Прахова Эмилия Львовна (1852-1927) - в девичестве Лестель - французская подданная. Ученица Ференца Листа по классу фортепиано. Модель Михаила Врубеля в иконе «Богоматерь с младенцем» для иконостаса Кирилловской церкви в Киеве (1885).

Прахова Елена Адриановна (1871-1948) - родилась в Риме, с 1883 г.. жила с родителями в Киеве - непревзойденная вышивальщица, виртуозная пианистка, ученица Эмилии Праховой. Вышивала по произведениям В. Васнецова, М. Нестерова, В. Котарбинского. Шедевром церковного шитья признана ее «Плащаница» по образцу на холсте маслом В. Васнецова для Владимирского собора (1897). Елену (Лелю) Прахову портретировали известные живописцы А. Мурашко - «А. Прахова за кроснами», М. Врубель - в картинах «Царевна-Лебедь» и «Надгробный плач», М. Нестеров - в образе Святой великомученицы Варвары в иконостасе Владимирского собора.

Прахов Николай Адрианович (1873-1957) - также родился в Риме - известный искусствовед и художник. Один из организаторов общества «Киевский художник», руководитель художественно-промышленной студии Праховых (в 1924-1933 годах читал лекции студентам Киевского художественного института (1950 гг.), автор воспоминаний «Страницы прошлого» (1958).

Крюгер-Прахова Анна Августовна (1876-1962) - живописец. Окончила рисовальную школу Н.И. Мурашко. Училась в Academie Delacluse в Париже (1898-1901). Окончила Академию Искусств в Петербурге (1906). Преподавала живопись и рисунок в Киевском художественном училище (1912-1920), в частной школе-студии А. Мурашко - А. Крюгер-Праховой в Киеве (1912-1917), в художественно-промышленной студии Праховых (1924-1933), в Киевском училище прикладного искусства (1945-1946).

Николай Николаевич Прахов (192?-196?). Ученый географ-ботаник. Доцент Киевского государственного университета им. Т. Г. Шевченко

Александра Николаевна Прахова (1950-2011). Известный украинский художник-график, книжный иллюстратор, живописец.

Окончила Национальную академию изобразительного искусства и архитектуры в мастерской В. Касияна (1969-1975). Участвовала в более 60 международных и национальных выставках. Арт-директор художественной галереи «Университет» при Киевском государственном университете им. Т. Г. Шевченко (1998-2004). Осуществила более 70 блестящих выставочных проектов в галерее Университета, где преподавали ее прадед и отец.

Произведения А. Праховой хранятся в коллекциях Национального художественного музея Украины, Музея современного искусства Украины, Дирекции художественных выставок НСХУ, музеях Парижа, Кельна, Вашингтон, в галереях и частных коллекциях Украины, России, Франции, Германии, Японии, США.