Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Как и из чего рождается музыка?

Композитор Александр Родин о нашумевшей премьере балета «Времена года. Любовь, как она есть»
31 января, 13:47
«ВРЕМЕНА ГОДА. ЛЮБОВЬ, КАК ОНА ЕСТЬ» — БАЛЕТ, В КОТОРОМ ОТНОШЕНИЯ ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ, КАК ВРЕМЕНА ГОДА, ПЕРЕМЕНЧИВЫ, НЕПОСТИЖИМЫ, НЕПРЕДСКАЗУЕМЫ. НА ФОТО: ОН (АЛЕКСЕЙ БУСЬКО) И ОНА (АНАСТАСИЯ ХАРЧЕНКО) / ФОТО АНДРЕЯ БЕЛОВА

Этот  совместный творческий проект Киевского муниципального академического театра оперы и балета для детей и юношества и «Киев модерн-балета» вызвал огромный интерес у публики и критиков. Идея, хореография и постановка осуществлена  танцовщиком Алексеем Бусько, а его партнершей выступила коллега из «Киев модерн-балета» Анастасия Харченко. Спектакль создан  на музыку нашего современника, украинского композитора  Александра Родина. Дирижер Сергей Голубничий не просто собрал пятерых артистов оркестра Муниципальной оперы (Ольга Лепко, Клавдия Штейнберг, Геннадий Канаев, Ирина Яковченко, Екатерина Купцова), а создал мини-оркестр, способный сложное сделать понятным, форте и пиано, мажор и минор — интонациями действия, а темпоритм музыки — сюжетно- драматическим пульсом спектакля. Скупая сценография — стол и два табурета — эффектно была дополнена видеосюжетами (видеорежиссура и проекция — Мария Пустовалова и Дмитрий Диордийчук), словно герои листали свой семейный фотоальбом и хотели понять, почему же они не сберегли свою любовь? Отношения мужчины и женщины, как времена года, переменчивы, непостижимы и непредсказуемы (об этой резонансной премьере «День» писал в №218, 2013).

В музыкальных кругах имя Александра Родина, композитора  и пианиста, выпускника Одесской консерватории им. А. В. Неждановой, хорошо известно. Он имеет определенный круг почитателей среди тех, кто интересуется современными музыкальными процессами. Но нет ничего лучшего для автора музыки, чем знакомство с его произведениями через театр. Потому что сегодня это довольно больная тема для тех, кто берется за создание серьезной музыки — возможность донести ее до широкой публики. Даже если он член Национального союза композиторов Украины, дважды лауреат международных конкурсов композиторов во Франции, лауреат премий театральных фестивалей за лучшую музыку к драматическим спектаклям, а это «Тернопольские театральные вечера», «Славянские театральные встречи» (Гомель, Беларусь), «Золотой Тарасик» (Чернигов), а еще и стипендиат киевского мэра «За личный вклад в развитие города, высокие достижения в общественной жизни», — несмотря на все регалии и достижения за каждое произведение маэстро придется бороться. А еще Александра Родина знают как актера театра и кино, он снялся в нескольких телесериалах. О разных ипостасях творчества (музыкант, актер, композитор) и синтезе искусства наша беседа с маэстро.

— Когда смотришь спектакль «Времена года...» — как будто составляешь многомерный пазл. Вы даете простор исполнителям и зрителям самим делать выводы из представленной на сцене очень жизненной истории.

— Право на интерпретацию музыкального материала, в данном случае хореографическую,  принадлежат постановщику. Мне нравится то, что делает Алексей Бусько. Именно поэтому я и обратился к нему, это была моя инициатива. Увидел  его танцевальные номера, и они меня поразили ощущением воссоздания чего-то наболевшего. Поэтом, когда добавились видеовставки, которые не иллюстрировали живое исполнение, а дополняли, драматизировали то, что происходит на сцене, в частности и при участии камерного оркестра (который по замыслу постановщика тоже присутствует на сцене), все это оформилось в какое-то гармоничное жанровое сочетание. Мне вообще близка скрябинская идея синтеза всех видов и жанров искусств, надеюсь, когда-то она найдет свое убедительное воплощение.

— Интересно, когда  вы создаете музыку, уже всегда знаете, что это будет балет, или опера, или что-то другое?

— Драматургия музыки требует определенной сюжетности, развития от начала до конца. Но как художник делает эскиз будущей картины, так и у меня в этот раз получилось. В данном случае все началось, можно сказать, с конца, то есть с части «Зима». Я увидел ее главной темой произведения. Но родилась она сначала как отдельная тема для одного экспериментального музыкально- драматического спектакля по пьесе Жана Кокто «Человеческий голос» при участии артистки Театра оперетты Аси Середы-Голдун... Это была фортепианная версия, которую я сам и исполнял.  Потом, когда акция состоялась, тема уже не отпускала... Внутренним слухом я слышал ее в виолончельной интерпретации. Начал развивать и понял, что изображаю какой-то определенный философский итог, к которому еще нужно прийти, определиться: итог чего? В какой-то момент и стало ясно, что это должны быть «времена года» — тема вечная и неисчерпаемая, потому что практически напрямую ассоциируется с человеческой жизнью, с ее этапами от чистого листа до последней строки. Он просто не может быть идеально ровно исписан — будут и уверенные росчерки, и робкие начертания,  логические изложения и абсурдные нервозные каракуи, подчеркивания и зачеркивания. Как человек от рождения до смертного одра обрастает знаниями, обстоятельствами, которые тоже изменяются, трансформируются, и в итоге, в самом конце, когда уже не перед кем лукавить, он остается таким, каким есть, так и главная тема произведения сначала начерчивается, постепенно собирается, чем-то обрастает  и проходит в чистом виде только в самом финале...

Некоторые мои коллеги говорят, что специально пишут мелодичную музыку, другие специально отказываются от мелодии как от чего-то отжившего. Я пишу то, что слышу, то, что звучит во мне самом. Тем более, что чем дальше, тем меньше хочется лукавить.

— А приходилось?

— Не то чтобы приходилось. Это, скорее, было отрезком пути поисков, например, в юности, когда увлекался авангардом, действительно, гнал от себя мелодии, потому что это же немодно!

— Когда вы определились как композитор? Потому что  по специальности вы пианист, а по роду деятельности еще и актер. Есть какие-то рычаги, внешние или внутренние, которые выводят на магистральное направление, независимо от того, что другой путь, возможно, был бы и более легким, и более выгодным?

— Я всегда хотел что-то создавать сам. Еще во время учебы в Черниговском музыкальном училище мне посчастливилось получить опыт, который и стал, я думаю, определяющим. Написал  тогда музыку для драматического спектакля, сам был в числе ее исполнителей. Во время репетиций наблюдал за работой режиссера, который, показывая актерам, что он от них хочет, так входил в образ, что мог бы, на мой взгляд, сам сыграть кого-то из персонажей. Потом  спросил его, почему он сам не играет, ведь это у него так хорошо получается? Он ответил: «Знаешь, действительно, худо-бедно, хуже-лучше могу сыграть кого хочешь. Но не больше. Больше всего хочется самому ставить спектакли». Я тогда не его не понимал. Все же сцена, прямой контакт со зрителем. Готовясь к карьере пианиста, как-то тоже поймал себя на мысли, что могу сыграть все, хуже, лучше, пусть не так, как Горовиц, Рихтер. А вот здесь и загвоздка: не «пусть», а именно «не так, как»... потому что как профессионал я  способен воспроизвести музыкальный материал, понять замысел и философию композитора. Но чувствовал, что мне этого мало. Потому что в самом бурлит что-то свое, что просится наружу. Эта потребность высказаться — она непреодолима. Остается лишь надеяться, что она не пустая. Артистом, как и музыкантом, нужно родиться.

— Еще одна больная проблема, скольким композиторам придется напрасно ждать сценического воплощения своих произведений, особенно больших форм. Вам это знакомо?

— Да, конечно. Я тоже жду. У меня есть большой балет на сюжет эпистолярного романа Шодерло де Лакло «Опасные связи», написанный лет семь назад, есть Реквием для хора и солистов. Благо, что у нас есть активный Национальный союз композиторов, музыкальные фестивали, на которых удается исполнять какие-то небольшие симфонические произведения. Я счастлив, потому что моя жена — певица, солистка Национальной оперы Украины Алла Родина. Много пишу специально  для нее, для ее голоса. Не могу не писать, потому что ее голос звучит во мне, он как будто сам напевает что-то, а мне остается только разбрасывать знаки по нотному стану. Это наибольшее счастье, когда Алла исполняет мои произведения. Например,  на Пасхальном фестивале  в лютеранской церкви  она потрясающе пела мою Мессу для сопрано и оркестра. Пришлось, правда, сделать интерпретацию для струнного квартета (оркестр собрать пока не смог). Записали мы с ней и кантату на стихотворении Шарля Бодлера «Любовь Смерть». Поэтому мечты воплощаются, пусть не все, но существенные!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать