Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Из практики элегантного дуализма

В столичном арт-клубе «Художники, литераторы, артисты, музыканты» с успехом выступил Мирослав Левицкий, клавишник, композитор и продюсер группы «Братья Блюза»
28 ноября, 10:45
ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА МИРОСЛАВА ЛЕВИЦКОГО

Все течет, все меняется, и в этих процессах «Братья Блюза» — не исключение. Пять лет тому назад участники украинской рок-джазовой команды, которая в 1993 году получила Гран-при фестиваля «Червона рута» в Донецке, вместе не удержались, а разъехались по миру. Барабанщик Андрей Винцерский и саксофонист Олег Левицкий в настоящее время работают на Тайване, гитарист Сергей Тафтай — в Канаде, бас-гитарист Виталий Савенко — в Киеве. Между тем пианист, композитор, продюсер, основатель и бессменный руководитель группы Мирослав Левицкий в 2007 году стал членом... Австрийского союза композиторов и музыкантов (АКМ), и теперь сотрудничает с австрийскими и итальянскими лейблами.

В последние годы появились два сольных альбома Мирослава: Elegant Dualism (2015) и In Piano (2017). 17 мая в 2019 года в «Trombone Jazz Bar» в Фош-ду-Арелью началось турне украинского музыканта — In Piano&ElegantDualism по Пиренейскому полуострову. 17 мая—2 июня концерты состоялись в разных португальских городах: Гимарайнш, Калдаш-да-Раиня, Порту, Алгарве, Сильвеш, Олян, Санта-Лузия, Алмада, Кашкайш, а 5—6 июня тур продолжился в Испании, в частности: в Сарагосе и Барселоне.

На днях в киевском демократическом клубе ХЛАМ («Художники, литераторы, артисты, музыканты»), где за барной стойкой стоит настоящий пират с... накрашенными ногтями, Мирослав Левицкий представил концертную программу национальному слушателю. В качестве специального гостя на сцене появился давний партнер «Братьев Блюза», доцент, заведующий кафедрой шоу-бизнеса Киевского национального университета культуры и искусств, известен украинский скрипач Кирилл Стеценко.

Представленная импровизационная фортепианная музыка по форме напоминала эмоциональные этюды, зарисовки на темы двух миров — Украины последних пяти лет и Западной Европы, которая по определенным причинам почти не изменяется за последние полвека. Мажора, скажу я вам, маловато, да и где его взять, того мажора, как ни крути головой...

*  *  *

Сначала — об альбоме Elegant Dualism, изданного в 2015 году австрийской фирмой грамзаписи Jive Music. Партнером украинского пианиста Мирослава Левицкого стал известен нидерландский джазовый гитарист, аранжировщик и композитор, обладатель джазового лейбла Jive Music Ренс Ньюланд (Rens Nieuwland; 1953), который часто работает в венской Bizzy Man Studios. В столице Австрии Ренс проживает свыше сорока лет. За это время он играл во множестве австрийских джазовых комбо, даже трудился музыкальным директором таких культовых артистов как The Supremes и Глория Гейнор.

— Как возникло у вас такое плодотворное содружество? — спрашиваю у Мирослава.

— Еще в начале 2000-х годов, когда «Братья Блюза» попали в Соединенные Штаты, а я по семейным обстоятельствам остался в Украине — отец очень болел, пришло неожиданное известие из Германии, в частности из Мюнхена, где на мейджорлейбле BMG в свое время вышел дебютный альбом «Братья Блюза». Ренс Ньюланд прослушал диск, и моя музыка его зацепила: он позвонил по телефону и предложил сотрудничество.

— Почему в киевском концерте вместо гитариста появился скрипач Кирилл Стеценко?

— Знаешь, в туре я всегда практикую дуэты. Один дуализм — хорошо, а два — лучше. В частности в Испании играл с фантастическим бразильским барабанщиком Ауре Сантосом (Aury Santos), с шотландским саксофонистом Кушем Саксом (Kush Sax). В Киеве мне захотелось возродить давние творческие связи с Кириллом Стеценко. Вместе мы исполнили вариации на темы «Аутентичной жизни» — известного хита «Братьев Блюза».

Следующий сольный альбом — In Piano — значительно расширил пределы творческих поисков. Мирослав Левицкий издал тот диск в 2017 году на итальянском лейбле Advice Music. Все треки были записаны в Киеве на студии «Амбар», а вот сводка и мастеринг происходили в Финляндии, Бразилии, Италии, Польше, Англии и США. Оправдано ли такое тщательное отношение к конечному продукту?

— Зарубежные промоутеры оценивают нас не по количеству наград, а по качеству материала. Как следствие кропотливого труда мое турне In Piano&Elegant Dualism в следующем году продолжится на концертных площадках Австрии, Голландии, Франции, Италии и Испании. Вот и делай выводы.

— Скажи, Мирослав, изменяется ли настроение и месседжи твоих фортепианных произведений от концерта к концерту?

— Конечно, да. На это влияют: аудитория, которая собралась на концерт, атмосфера, господствующая в зале, медитативное настроение. Понемногу все это я корректирую. На киевском выступлении меня опять порадовала украинская публика. Она изысканна и приятна. Все два часа я почувствовал какую-то щедрую душевность, искреннюю сердечность. В такие состояния попадаешь только дома, когда находишься среди родных тебе людей.

*  *  *

Знакомые мы не одно десятилетие. Могу утверждать, что Мирослав Левицкий пытается смотреть на вещи по большей части оптимистично. Но когда новая украинская власть теряет связь не только с национальными творческими людьми, но и с собственным народом, глубокий минор — ежедневная микстура для здравомыслящего креатора.

— Мне бы хотелось, чтобы наше государство поддерживало своих музыкантов, а не создавало условия, чтобы они развивали культуру соседних государств. Надеюсь, в Украине опять начнут открываться интересные клубы, будут проводиться регулярные новые фестивали и не будут приходить в упадок старые, а макдональдс-музыка уступит место настоящему искусству. Это так, кратко — из практики элегантного дуализма.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать