Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Грандиозный «Бархатный сезон в Одесской Опере»

3 оркестра, 10 приглашенных солистов из четырех стран, а в финале выступление знаменитого дирижера Оксаны Лынив
23 сентября, 18:54
ЗВЕЗДОЙ «ОКСАМИТОВОГО СЕЗОНУ» СТАЛА ДИРИЖЕР С МИРОВОЙ СЛАВОЙ ОКСАНА ЛЫНИВ

В жизни бывают вещи неожиданные даже тогда, когда ты готовишься заранее и к ярким художественным впечатлениям, и к встрече со своим любимым театром, и к поездке в Одессу в то время, которое издавна получило название бархатного курортного сезона. Теплая ласковая погода создала комфортные условия, чтобы оценить и удачно выбранный срок проведения, и меткое название одесского музыкального праздника. Особенно способствовала погода эффектному балетному гала-концерту, который проходил на открытом воздухе и собрал многочисленную публику по обе стороны огражденной части с сидячими местами. Фестиваль проходил уже в шестой раз и включал в себя шесть выдающихся событий. Все они так или иначе были направлены на главную дату, празднование 30-летия Независимости нашего государства. Вот почему в центре внимания оказывались выдающиеся украинские певцы и балетные звезды, произведения украинских композиторов и, конечно, талантливые балетные и оперные исполнители из других стран, которые захотели посетить наш большой праздник и принять участие в концертных программах. Фестиваль отличался разножанровостью и пристальным вниманием как к оперному, так и балетному искусству. Поражает количественный состав участников: три оркестра, 10 приглашенных солистов из четырех стран, всего около 800 человек!

***

Львиную долю ответственности за успех такого масштабного праздника взяла на себя художественный руководитель фестиваля, она же генеральная директор и художественный руководитель театра Надежда Бабич. Ее правой рукой и помощником был главный дирижер Вячеслав Чернухо-Волич. Под его музыкальным руководством прошли два премьерных спектакля театра прошлого сезона: сценическая кантата «Кармина бурана» Карла Орфа и опера Дж. Пуччини «Богема». Имел фестиваль и свою заманчивую интригу. Ведь чуть ли не самые большие волнения и надежды его организаторы связывали с кульминационной финальной точкой. Завершение фестиваля одновременно стало завершающим этапом гастрольного турне по маршруту Киев-Львов-Одесса грандиозного проекта, получившего название «Ковчег Украины: музыка».

Изюминкой пресс-конференции, организованной театром в день закрытия фестиваля, стало участие в ней главной героини финального музыкального аккорда, выдающего украинского дирижера с мировым именем Оксаны Лынив. Она рассказала о своей причастности к самому рождению одесской фестивальной идеи, а также остроумно объяснила, какие ассоциации вызывает у нее слово бархат? По ее признанию, Одесса была после Львова, где она получила дирижерское образование, второй важной ступенью на пути ее профессионального становления. Сюда, в этот прекрасный театр, она пришла работать, здесь усваивала практические навыки и овладевала популярным оперным репертуаром. Как раз в конце пяти ее одесских лет у руководительницы театра Надежды Матвеевны Бабич возникла мысль о фестивале, с которой она поделилась с Оксаной. И тогда Оксана порекомендовала красивое название, которое связала не столько с морем и морскими купаниями, сколько с самим ритуалом вечернего посещения театра. По ее убеждению, теплая, но уже не жаркая погода ранней осенью позволяет женщинам позаботиться о праздничном вечернем наряде. И бархатные и другие нарядные платья разных фасонов и кроя будут создавать гармонию с изысканным интерьером знаменитого театрального здания, которое с гордостью называют жемчужиной Одессы.


У РАМКАХ ФЕСТИВАЛЯ БЫЛА ПРЕДОСТАВЛЕНА СЦЕНИЧЕСКАЯ КАНТАТА «КАРМИНА БУРАНА» КАРЛА ОРФА — ЭТО ЛЕГЕНДАРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ СТАЛО ОДНИМ ИЗ РЕЗОНАНСНЫХ ПРЕМЬЕР ТЕАТРА В ПРОШЛОМ СЕЗОНЕ

Главные музыкальные события последнего летнего месяца и начала осени, в которых Оксана Лынив участвовала, также имели свою интригу. Некоторые возникли благодаря ее инициативе и были в прямом смысле ее детищем. График их осуществления оказался настолько плотным, а значение настолько весомым, что резонанса, энергетического заряда и творческих последствий хватило бы другому музыканту на целый год, если не на несколько лет. Конечно, для блестящей международной карьеры событием номер один можно считать покорение цитадели мирового вагнеризма, оперного фестиваля Рихарда Вагнера в Байройте. Впервые за пульт здесь встала дирижер-женщина, и этим дирижером была украинка Оксана Лынив. Она открывала фестиваль как дирижер-постановщик оперы «Летучий голландец», получила поддержку всей мировой прессы и продирижировала этим спектаклем семь раз. Однако для пылкой украинской патриотки Оксаны Лынив не меньшее значение имели ее украинские мероприятия. Как раз накануне одесского финального события блестяще прошла на сцене Львовского оперного театра имени Соломии Крушельницкой давно взлелеянная в мечтах и теперь осуществленная ее в полном формате постановка двух опер украинца по происхождению и выдающегося композитора-классика Дмитрия Бортнянского «Сокол» и «Алкид». На одесской пресс-конференции Оксана напомнила, что впервые воплотила «Алкид» в более скромном камерном варианте именно в Одессе в рамках фестиваля «Бархатный сезон», который тогда только начинал свой путь.

Готовясь к предстоящему 30-летию Независимости, почти три года творческая группа работала над созреванием и осуществлением чрезвычайно интересной и во всех отношениях новой идеи представить в форме мультимедийного концерта-путешествия основные вехи истории Украины в течение последних десяти веков, озвученные в музыкальных произведениях. Инициатором и креативным продюсером этого проекта стала основательница культурной платформы «Ковчег Украина» Ярина Винницкая. Соавтором, музыкальным руководителем и главным дирижером выступила Оксана Лынив. Первая версия концерта-путешествия была создана для фестиваля LvivMozArt в 2020 году. Идея оказалась гибкой, с возможностью каждый раз совершенствоваться, однако без нарушения стержневой концепции. Об этой концепции Оксана Лынив подробно рассказала во время пресс-конференции. Речь шла о том, чтобы воспроизвести путь исторического развития украинской музыки через объединение фольклора, церковной певческой традиции и академических музыкальных жанров, которые включали произведения как классиков, так и современных композиторов. Не так просто было сделать такое объединение абсолютно органичным. Все зависело от профессионально взвешенного выбора самих произведений, а также от удачного отбора исполнительских коллективов и отдельных солистов.

Прежде всего следует сказать о Молодежном симфоническом оркестре Украины / YsOU, который находился на протяжении всей программы на сцене, выступал под руководством своей основательницы Оксаны Лынив с собственными номерами, а также аккомпанировал другими коллективам и солистам. Если общий процесс обучения музыкантов везде настроен на овладение избранным инструментом для освоения сольного репертуара, то целью созданных в разных странах молодежных коллективов является приобретение навыков и опыта оркестровой игры, начиная уже с раннего этапа, и, кроме того, участие в совместной концертной практике. Во главе таких оркестров обычно стоит известный опытный музыкант-наставник, который при подготовке каждой программы фактически проводит мастер-класс.

n Оксана подробно рассказала на пресс-конференции о различиях условий существования подобных молодежных оркестров, принятых на Западе, и по которым могут стать участниками такого коллектива талантливые украинские музыканты в возрасте от 14 до 22 лет. В западных оркестрах за участие в оркестре начинающих музыкантов платят родители. Оксана, хорошо знающая материальное положение большинства украинских семей, нашла возможность сделать обучение в своем оркестре бесплатным. Она особо подчеркнула, что это не государственное учреждение, которое финансируется из бюджета. Средства нужно каждый раз и зарабатывать, и извлекать из различных источников, чтобы иметь возможность оплачивать жилье и питание талантливой молодежи с разных уголков Украины.

По словам Оксаны Лынив, забота о молодежи, помощь молодым талантам находится в ее деятельности среди основных приоритетов. На мой вопрос, как складывается судьба выпускников ее коллектива после достижения возрастного предела 22 года, она ответила, что держит связь с ними всеми и радуется их успехам. Одни уже получили престижную работу во взрослых оркестрах, другие успешно сдали экзамены и поступили на обучение в разные европейские музыкальные академии. И этому способствовал мощный старт их музыкальной карьеры в качестве членов YsOU.

***

Собственный путь львовского старта, профессиональной школы, полученной в одесском театре, блестящей и стремительной международной карьеры позволяет Оксане давать полезные жизненные установки молодым мастерам. На мой вопрос, что для нее в жизни самое интересное кроме ее любимой профессии, она ответила, что ее всегда вдохновляют ситуации, решение которых требует риска, нестандартных решений, выхода за пределы стереотипов. А ценит она в жизни больше всего искренность и дружбу, основанную на общности духовных интересов. Этого, по ее словам, сегодня не хватает упорядоченному западному миру. Теплотой дружеских отношений, особой гостеприимностью отличается и ее любимый город Одесса, куда она так охотно всегда приезжает, особенно сейчас, когда нашла здесь свою любовь. Ее жених и партнер, талантливый скрипач с высоким международным авторитетом Андрей Мурза является уроженцем Одессы, выпускником Одесской музыкальной академии им. А. Неждановой. Сейчас он живет и работает за рубежом, но Одессу считает родным домом.

В грандиозном финальном концерте-действе, который завершал нынешний «VI Бархатный сезон в Одесской опере» и сопровождался интересным видеорядом на заднем экране, общее число участников достигало 160 человек. Свою стилевую окраску создали изысканные музыкальные номера, прозвучавшие в исполнении известной группы старинной украинской музыки «Хорея казацкая», которая ведет плодотворную поисковую, исследовательскую и исполнительскую деятельность начиная с 2005 года. Вдохновителем и руководителем ее в течение всего этого времени является кобзарь, лирник, искусствовед Тарас Компаниченко. Вместе с «Хоеей казацкой» в музыкальном ковчеге оказались два хоровых коллектива, Львовская мужская хоровая капелла «Дударик» (художественный руководитель Дмитрий Кацал) и Камерный девичий хор КДМЛ им. Н. В. Лысенко под руководством Юлии Пучко-Колесник. Обогащению тембровой и стилевой палитры концертной программы способствовали также выступления этногруппы «Курбасы», талантливых солистов Ульяны Горбачевского, Оксаны Никитюк, Романа Трохимука (вокал), инструменталистов-виртуозов Олега Созанского (бандура) и Тараса Зданюка (скрипка).

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать