«Футуромарення»
Под таким названием в Художественном Арсенале в Киеве проходит масштабная выставкаЭкспозиция знакомит с украинским футуризмом 1910-1930-х годов в разных контекстах. Будет уместным, вероятно, употреблять по отношению к этой выставке термин «авангард» хотя бы параллельно понятию «футуризм». Ведь выставка (кураторы – Виктория Величко и Игорь Оксаметный) в десяти залах дает очень широкую панораму экспериментального искусства первой половины двадцатого века, и далеко не все там имело однозначное организационное и эстетическое отношение к футуристам. Да и границы разных авангардных направлений были приблизительными. Объединяло их внимание к формалистическому эксперименту, поиски нового взаимодействия с новой действительностью индустриализированной, ускоренной, урбанизированной эпохой, а одновременно внимание к архаическим и примитивным моментам, кажущееся отрицание (на самом деле, скорее перекомбинирование) многих элементов культурной традиции, сращение. Футуризм в этом всем был течением наиболее активным, деструкционным, эпатажным, наиболее развитым, утвержденным и популярным в украинских условиях.
«Футуромарення» демонстрирует разные проявления экспериментального искусства. Самые заметные здесь, конечно, живопись и графика из многочисленных музейных и частных коллекций. Произведения как всемирно знаменитых художников и художниц вроде Давида Бурлюка или Александры Экстер, так и тех, чьи имена приходилось заново актуализировать или вообще возвращать из полного забвения (скажем, Александр Богомазов, Мария Синякова, Борис Косарев, Александр Хвостенко-Хвостов, Василий Ермилов и т.п.). Интересны экспонаты «Футуромарення» на грани жанров. Такие как супрематические вышивки Нины Генке-Миллер.
О театральном авангарде рассказывают фотографии из спектаклей, эскизы сценографии, костюмов, афиши, немногочисленные аудиозаписи. Обращает на себя внимание более чем скромное присутствие авангардной музыки на выставке – это свидетельствует не только о меньшей интенсивности экспериментов в тогдашней украинской музыке, чем в других искусствах, но и о недостаточной освещенности темы в информационном пространстве в целом. Похоже, «переоткрытия» нашей авангардной музыки первой половины двадцатого века, сопоставимое хотя бы с «переоткрытием» авангарда литературного, еще надо подождать.
А вот литературы на выставке «Футуромарення» хватает: и раритетные книги, и журналы (как «Нова Генерація», так и, скажем, скорее конструктивистский «Авангард»), и портреты выдающихся авторов. Кстати, это как фотопортреты, так и живописные, в частности, несколько из знаменитой и частично утраченной портретной серии Анатолия Петрицкого. Есть здесь и вещи, синтезированные уже с сегодняшней перспективы, например аудио-видео инсталляция «Поезомалярство»: видеозапись чтения отдельных стихов Семенко (бесспорного лидера украинского литературного футуризма) в сочетании с движениями букв и геометрических пространств. Другим примером подобной межвременной интерференции является подвешенный вверх ножками рояль в первом зале – он напоминает об аналогичной инсталляции 1914 года, которая скандализировала тогдашнюю киевскую публику. Или интерактивная модель проекта грандиозного Театра массового действа, который собирались, но не построили в Харькове в 1930-е. Возможностью покрутить картинку здания особенно радостно пользуются самые молодые гости выставки.
Можно увидеть на «Футуромареннях» и реализованные архитектурные замыслы – в первую очередь многочисленные хрестоматийные образцы советского конструктивизма вроде харьковского Госпрома. А экспериментальное кино представлено в основном фигурами Дзыги Вертова, несколько лет работавшего в Украине, Евгения Деслава (Слабченко), украинца, снимавшего авангардные фильмы во Франции и Испании, а также, конечно, Александра Довженко. Последний фигурирует в колоритной фотосерии Бориса Косарева, посвященной съемкам «Земли».
Следует упомянуть достаточно подробные и информативные аннотации, кое-где уместно переходящие в эссеистические размышления – в частности, над развитием и видоизменениями авангардного искусства, его интернациональностью на фоне заметных национальных школ и явлений, историей возникновения и насильственного уничтожения в советских условиях. Выставка «Футуромарення» стала также пространством для различных событий. Это, например, перформанс композитора Аллы Загайкевич «Музыка футуризма», концертная программа «Фокстроты» писателя Сергея Жадана и музыканта Юрия Гуржи, показ фильма «Дом» Татьяны Кононенко и Матильды Местер о харьковском Госпроме.
Выставка продлится до 30 января. «Футуромарення» можно назвать новым этапом распространения знаний об украинском авангарде. Этап, который наступает после запретов и забвения середины двадцатого века, после первых открытий в конце века и более активного возвращения в 2000-2010-е годы. Честно говоря, не слишком быстрый процесс. Зато медлительность, возможно, дает больше возможностей для размышлений и переосмыслений или хотя бы для внимательного просмотра.