Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Если бы Гамлета забрали в армию

ТЮГ на Липках показал премьеру — «Билокси-блюз»
13 июня, 10:36
СПЕКТАКЛЬ ПОДНИМАЕТ ВАЖНУЮ ПРОБЛЕМУ: «УТРАТИТ ЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДУША СВОЮ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, КОГДА ИЗ ЧЕЛОВЕКА НАЧНУТ ЛЕПИТЬ МАШИНУ ДЛЯ УБИЙСТВА?» / ФОТО МАРИИ ЛИМАНСКОЙ

Пьесу Нила Саймона поставил Максим Михайличенко. Время действия — 1943 год, Вторая мировая война, место действия — штат Миссисипи, городок Билокси, армейский учебный лагерь, куда попали шестеро молодых новобранцев перед отправлением на фронт.

Пьеса написана более 30 лет назад. Для драматурга это воспоминание о временах еще более давних, о военной молодости, потере невинности и тому подобных вещах, о которых он вспоминает несколько иронично и сентиментально. Если для Саймона это то, что давно прошло, то для режиссера Михайличенко — это не «где-то и когда-то», а «здесь и сейчас». Режиссер изначально заостряет ситуацию: мы видим парня и девушку, которые встречаются (или расстаются) в полумраке, на фоне светлого прямоугольника, который подозрительно напоминает могилу неизвестного солдата на Арлингтонском кладбище. Это настраивает на драматический лад, даже когда заранее знаешь, что ни один из персонажей не погибнет...

На сайте театра в аннотации к спектаклю его проблематика определена так: «Утратит ли человеческая душа свою индивидуальность, когда из человека начнут лепить машину для убийства?» Это сказано довольно точно. Впрочем, режиссер индивидуализирует не всех новобранцев. Большинство из них намечены достаточно эскизно, общими штрихами. Даже тот, от чьего имени автор ведет рассказ, рядовой Юджин Морис Джером (артист Глеб Михайличенко) не слишком отличается от своих однополчан. Ты любуешься их грацией молодых леопардов, но не очень различаешь их лица. Личность каждого не так проявлена, как подразумевается. В этом смысле они — готовые солдаты, из них уже не нужно ничего «лепить». Зато режиссера прежде всего интересуют два персонажа: рядовой Арнольд Эпштейн (Богдан Данилюк) и сержант Мерфи Туми (Александр Вилков). Актер Вилков сделал себе страшный грим — по-видимому, этот сержант горел в танке. К тому же он явно контужен и страдает приступами бешенства. А рядом этот начитанный мешковатый очкарик Эпштейн, которого отец научил заботиться о достоинстве и сочувствии (это слово сержант не может выговорить, оно у него не вписывается в правила войны). Более разительный контраст трудно придумать. Наверное, если бы принца Гамлета забрали в армию рядовым и он бы там поучал своего командира, мол, обходиться с живым человеком сложнее, чем играть на флейте — вот это было бы именно то, что мы здесь видим. Пикантности ситуации придает еще и то, что Александр Вилков — актер опытный и известный, а Богдан Данилюк раньше выходил на сцену ТЮГ только в нескольких детских спектаклях, и это его первая «взрослая» роль. Итак, между актерами словно повторяется коллизия пьесы: сержант и новобранец. Стоит сказать, что в этом дуэте молодой артист держится очень достойно. Его диалоги с сержантом вызывают среди публики волну доброго смеха. Это не хохот, а именно смех тихого сочувствия и солидарности. Ведь дискуссии Туми и Эпштейна о милосердии — это, собственно, то, что нынешняя война сделала для нас проблематичным и якобы «несвоевременным». В споре между сержантом и новобранцем побеждают оба. Первый признал необходимость милосердия, второй — необходимость дисциплины. Но их взаимопонимание драматично: оба покидают сцену раньше всех, и мы не знаем, что с ними будет дальше. Так бывает с солдатами, о которых говорят, что они «пропали без вести».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать