Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Добрые звери» исчезнувшего завода

В Национальном музее украинского народно-декоративного искусства представлен арт-проект художественной керамики
14 августа, 09:53

В экспозиции более 200 предметов художественной керамики, авторами которых являются выдающиеся украинские художники Валерий и Надежда Проторьевы, которые в 1960-1980-х работали на Васильковском майоликовом заводе и создавали настоящие шедевры, о которых, к сожалению, сегодня уже почти не вспоминают.

Благодаря арт-проекту «Завод»  и автору идеи  — Павлу Гудимову посетители музея имеют возможность увидеть уникальное  экспонаты прошлого века —  украинскую народную керамику, которую создавали настоящие профессионалы, ознакомиться с историей самого успешного предприятия по выпуску майолики в Украин  и узнать о феномене «васильковских художников». Эти темы раскрывают отдельные разделы выставки, которая осуществлена при поддержке Украинского культурного фонда.

Представляя васильковскую керамику, Павел Гудимов отметил: «Мне очень приятно, что наконец через столько лет украинской независимости мы собираем феномены родной культуры и с гордостью говорим: «О, это же наше!». Нужно сделать все, чтобы и потомки поняли, в чем ценность васильковской майолики, берегли ее, а не считали ее хламом, доставшимся от предков.

Важно также  заметить, что проект «Завод» стал возможен только благодаря тому, что музеи Украины и музей, в котором сейчас проходит выставка, в частности, собрали и сохранили большую коллекцию изделий Васильковского майоликового завода. Об этом рассказал один из организаторов проекта и научный работник музея Ирина БЕКЕТОВА:

 — В советское время Министерство культуры закупало изделия прямо на заводе. Потом создавались художественные фонды, через которые лучшие изделия попадали в музей. Кстати, самая крупная коллекция Васильковской майолики находится в нашем музее — более 1500 предметов».

ФЕНОМЕН «ВАСИЛЬКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ»

Большинство произведений, которые зрители имеют возможность впервые увидеть в выставочной экспозиции в таком объеме  — это авторские работы многих художников, которые работали на предприятии Василькова — Прокопия Бидасюка, Михаила Бибика, Григория Денисенко, Нелли Исуповой.

Среди этой блестящей плеяды и Михаил Денисенко, который более 30 лет был главным художником завода начала 1950-х. Он не только создал ряд собственных самобытных майоликовых работ, но и представлял и защищал изделия своих коллег на художественных советах в Киеве.

Изысканные вазы, куманцы, декоративные кружки и тарели в исполнении настоящих виртуозов своего дела сегодня очаровывают посетителей, вызывая восхищение и удивление. Ведь  еще несколько десятилетий назад изделия из майолики украшали почти каждый украинскый дом, ими охотно пользовались в быту и дарили на праздники и юбилеи.

Когда творили «васильковские художники», они имели свои мастерские и могли быть свободными в своем творчестве, не страдая  от давления «сверху». Поэтому сегодня мы видим так много  самобытных изделий в украинских традициях.  Об этом свидетельствуют архивные материалы, с которыми музейные специалисты работали на протяжении года. Хотя, конечно, план нужно было выполнять — каждому художнику ставилась задача разработать до двадцати изделий в год для массового производства.

И «СТРАШНЫЙ ЗВЕРЬ» — НЕ СТРАШЕН

Свой особенный стиль в области майоликовых изделий и целый мир фантастических и причудливых зверей создали супруги Надежда и Валерия Проторьевы.

Поэтому не удивительно, что около раздела «Добрые звери», который представляет их творчество, «зависает» больше всего зрителей, — и взрослых, и детей. Ведь зубатые, рогатые, мохнатые звери Проторьевых действительно добрые, смешные, очарвательные, они поднимают настроение и наполняют позитивом. В этом зверином обществе кого только не увидишь? «Корову», «Коня вороного», «Семью трех львов», «Быка», «Теленка», «Ягненка», «Оленя», «Козла», «Барашка», а также «Лесовичка», «Фантастическое существо», «Зверя-чудака», и конечно, «Доброго зверя». Есть и «Страшный зверь», но ему в противовес есть «Страшный зверь, который улыбается».

Надежда и Валерий Проторьевы познакомились в 1940-х во время учебы в Киевском училище декоративно-прикладного искусства. Оба сдали вступительные экзамены на отделение декоративной росписи, а зачтены были на отдел керамики — так распорядилась судьба. А женились в 1950-м, одолжив три карбованца для регистрации брака. В том же году молодые художники поехали по направлению на Васильковский майоликовый завод, на котором работали почти 40 лет.

КУЛЬТУРУ — В МАССЫ!

Осматривая выставочную экспозицию, не трудно убедиться в том, что керамическое производство в Украине когда-то было мощной отраслью промышленности. Специалисты музея утверждают, что такое явление, как художественные народные промыслы и художественные предприятия, которых до 1991 года работало в Украине более 40, было возможно при содействии государства, которое всячески поддерживало и развивало эти отрасли. Цель была простой — нести культуру в массы и внедрять в быт украинцев настоящую красоту.

К сожалению, сегодня ни одно из этих предприятий не работает, а Васильковский майоликовый завод окончательно прекратил существовать в текущем году. Испытывает ли он свой ренессанс, как и другие предприятия, пока вопрос риторический. По крайней мере,  выставочный проект «Завод» должен стать мощным толчком для поиска ответа на этот вопрос. Ведь процесс возрождения традиционной культуры не стоит на месте, и уже сегодня он имеет свои характерные признаки.

ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ

—  В начале XX века в Украине существовали центры, где работали кустари. В 30-е годы на основе промыслов появились артели. В послевоенные годы на их базах возникали мощные заводы и фабрики, где работали талантливые мастера. В 1990-х эти предприятия исчезают. Потеряв все, мы опять вернулись к индивидуальному производству. Современные художники — это люди, которые не хотят терять свои корни, свое умение, приобретенные навыки, поэтому самостоятельно занимаются возрождением традиционной культуры. Они имеют художественное образование —  окончили техникумы, институты, художественные академии, сейчас имеют свои мастерские, где интересно и творчески работают, — объясняет Ирина Бекетова.

РАДОСТНАЯ КЕРАМИКА

Выставочный проект «Завод» имеет еще одну особенность. У людей старшего поколения он пробуждает ностальгические чувства, ведь почти каждый посетитель находит в экспозиции до боли знакомую вещь, которая вызывает воспоминания о прошедших временах. А молодежь открывает для себя много нового и неожиданного.

— У нас дома, как и в других семьях, были такие предметы, которые мы видим сегодня на выставке, — делится своими впечатлениями этнолог Оксана КОСМИНА. — Среди них много бытовых вещей, которыми мы пользовались и даже не задумывались над тем, какую они имеют ценность. Этот проект заставил по-другому посмотреть на них. При всем моем уважении к косовской керамике, васильковская мне больше по душе. Она такая позитивная, радостная, настроенческая! Если бы можно было что-то такое купить сегодня, я бы с удовлетворением это сделала.

Нам нужно развивать сувенирную продукцию такого же высокого уровня, которая не имела бы ничего общего с «шароварщиной», которой изобилует сейчас Андреевский спуск», — уверена она.

Выставочный  проект «Завод» продлиться в музее до 25 августа.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать