Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Что нужно, чтобы появился один из лучших концертных залов Европы?

Об опыте Польши рассказал легендарный маэстро Анджей Косендяк
10 ноября, 18:44

Сейчас он знаменитый польский дирижер и один из самых активных музыкантов и организаторов музыкальной жизни современной Польши. В 2005-м Анджей Косендяк стал директором Вроцлавской филармонии, а также Международного фестиваля Wratislavia Cantans и изменил лицо обоих этих институтов, превратив их в Narodowe Forum Muzyki (NFM). Собственно, именно этот человек и руководил проектом строительства NFM — сегодня одного из лучших концертных залов Европы. Благодаря этому Вроцлав — является составной европейской музыкальной культуры, наряду с такими городами, как Вена, Мюнхен, Берлин и Париж.

В рамках международного проекта «Польско-украинские музыкальные диалоги» пан Анджей посетил Киев, чтобы продирижировать ораториальным концертом. Известный в Украине продюсер в области классической музыки, директор музыкальной редакции радио «Культура» — Александр Пириев, воспользовавшись возможностью, расспросил пана Анджея, как же удалось в современных реалиях построить и запустить такой мощный центр академической музыки.

«КОГДА РЕСУРСЫ ОГРАНИЧЕНЫ — ОЧЕНЬ ВАЖНО НАЙТИ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ, КОТОРЫЕ ИМЕЮТ «ПОВТОРЯЮЩИЙСЯ» УСПЕХ!

— Пан Анджей, как сложилось, что судьба из вас сделала не только музыканта, но и строителя? Одно дело — организовывать концерты, творческие события, фестивали, другая — строить масштабный концертный комплекс.

— По жизни я активный музыкант и дирижер, но всегда был и организатором музыкальной жизни. Я совмещаю активность, как музыкальную, так и организационную. История с залом была связана с выборами мэра Вроцлава в 2002 году. Тогда победу одержал Рафал Дуткевич. Как его советник от культуры я был задействован в формировании общей культурной программы. Вроцлав, который тогда насчитывал 650 тыс. жителей, имел концертный зал чуть больше чем 400 мест, и в этой избирательной программе мы написали, что одной из крупных культурных инициатив, которую мы бы реализовали, — это строительство нового большого концертного зала. После победы мэр Вроцлава пригласил меня, как человека, ответственного за культуру, и спросил: «А что же с этим залом, знаешь, как это сделать?» Я ответил, что не знаю. Говоря это, я сразу добавил «но могу узнать». Когда ресурсы ограничены — очень важно найти исполнителей, которые имеют «повторитяющийся» успех, то есть те, которые умеют что-то сделать и уже доказали, что им не раз это удавалось.

Какой был бюджет на строительство этого зала?

— На тот момент этот вопрос не был ключевым. Главное понять, что нужно сделать, чтобы зал имел успех. И второй вопрос — какой зал нужден не где-нибудь вообще, а у нас, в нашем городе, для чего он должен служить? Тогда я имел возможность ездить по миру и смотреть на подобные залы. В строительстве нашего зала я рассматривал его в первую очередь как музыкант, поэтому понимал, что главным фактором должно быть акустика. Ясное дело, что в строительстве задействован и архитектор, и акустик, но когда была дилемма, кто чей голос главнее — для нас было очевидно, что акустик важнее.

В Киеве недавно появилась инициатива создания нового концертного зала — Концерт-холл ROSHEN. На сегодняшний день единственным примером вновь новопостроенного и перфектного технически оборудованного академического зала в Украине — яляется только Филармония в Харькове. Это новый органный зал, построенный совместно с немецкими архитекторами с установленным там органом стоимостью более 1 млн евро — колоссальная для Украины сумма. Однако в Польше залы строят не единицами и польская общественность, чиновники, а не только поклонники музыки, — понимают силу искусства и необходимость его поддержки и распространения. Насколько, на примере мэра города Вроцлав, который считал, что нужно строить зал, это помогло объединиться разным ветвям власти и бизнесу?

— Вроцлаву везет м мэрами. Идеей мэра Рафала Дуткевич был развитие города Вроцлава через высокие технологии. То есть это все возникло из того, что мы хотели объединить технологический бизнес и людей, которые в этих высоких сферах имеют влиятельный голос, с ними считаются. Поэтому нужно было обеспечить соответствующее окружение. И одним из таких измерений является культура. Кроме того, город должен иметь широкое предложение для людей, которые приезжают со всего мира. Конечно, это также является необходимой составляющей для самих жителей Вроцлава.

Каковы были ваши первые шаги в реализации — есть секрет успеха?

— Прежде чем сделать первые эскизы — мы начали «рисовать» сезон. То есть сначала мы задумались над тем — кто может хотеть выступить в таком зале и с какой программой? Поэтому, прежде чем пригласить архитектора, мы построили график на 365 дней в году, чтобы было известно, что будет и когда. Далее стало ясно, что резидентом этого зала станет симфонический оркестр, затем составляющие — место для репетиции, помещения для других форм концертов, а также основательная разработка программ ежегодных фестивалей. Одним словом, сначала мы выстроили логистику того, что нужно. В результате архитектор получил информацию, с каким функционалом этот музыкальный комплекс должен быть.

То есть чтобы построить современный зал европейского образца, нужно сначала понять цель со всеми творческими задачами и общий план действий?

— Именно так! Добавлю, что календарь концертного сезона мы разрабатывали три года. То есть, только три года длился подготовительный период для того, чтобы получить ответ на вопрос, что мы хотим иметь в этом зале. И конечно же вопрос — деньги, потому что в начале работы нам не было известно, откуда и сколько. И в этот момент финализации архитекторами детальной разработки здания город решил еще и передать на баланс музыкального комплекса симфонический оркестр Вроцлавской филармонии. И нам пришлось поставить условие — весь бюджет оркестра также должно быть присоединен к бюджеу всего комплекса. Город согласился, но для нас это стало также дополнительным вызовом — внести существенные изменения в уже существующий общий архитектурный план всего здания, и уже на стадии его фактического завершения.

— Понимаю, что общая смета строительства комплекса была колоссальной. Какими силами в результате он был профинансирован?

— Сначала мы принимали во внимание два варианта. Один — вместе с фондами Европейского Союза, второй — из бизнеса. Когда в 2007 году в Европейском союзе открылось обеспечения соответствующих программ — мы уже были готовы со своим подробно подготовительным процессом, имели ответ на вопрос, что нужно. Одним словом, бюджет строительства этого прекрасного зала во Вроцлаве сложился в следующей пропорции: 70% — средства города Вроцлав, а 30% — средства грантов ЕС. Это было очень важный признак: хоть деньги поступили извне небольшие, но они стали весомым аспектом в реализации нашей инициативы: город легче смог найти большую часть своей доли. В общем, бюджет строительства NFM им. Витольда Лютославского составил 110 млн евро.

Кого вы выбрали архитектором: поляка или иностранное архитектурное бюро?

— Был международный конкурс на архитектора, в рамках которого мы также наняли акустическую фирму. Поставили очень высокую планку, и получилось так, что две фирмы смогли ответить нашим требованиям: это фирма «Артек» и «Тойота». К конкурсу на архитектора мы ставили требования того годового графика, плана и тех действий, но также и акустику, которая должна была быть на первом месте. Это было очень непросто, потому что архитекторы — создатели и они были сильно ограничены в своей работе, но все побороли. На конкурс архитектора было подано 80 работ. Победу одержал Стефан Курилович — архитектор из Варшавы. Интересный факт — победители конкурса по акустике запроектировали наш Национальный Форум Музыки, а фирма, которая заняла второе место, в результате делала это в Катовице. Многим сегодня известен этот знаменитый зал.

С чего сегодня состоит инфраструктура NFM?

— Комплекс составляют четыре зала. Самый большой из них имеет 1800 мест. Он многофункциональный с возможностью изменения акустики: на этой сцене играют оркестры, поют хоровые коллективы, проходят объединены ораториальные концерты, а также участвуют камерные ансамбли. Сегодня это крупнейшее в Польше музыкальное учреждение, не считая оперных театров. Мы имеем 5 крупных коллективов и несколько меньших ансамблей. Организуем 7 фестивалей, среди которых самый важный — это Wratislavia Сantans. Персонал NFM — 320 человек, а наш годовой бюджет — это 50 млн. злотых (около 12 млн евро. — А.П.), которые поступают из четырех источников: больше дает город, но на втором месте — собственные доходы, которые составляют 36%. Также нас дофинансирует министерство культуры и область. За прошедший 2019 год мы организовали около 3000 событий, а в течение этих последних 5 лет NFM посетило около 2 миллионов человек.

Правильно понимаю, NFM — это концерты исключительного академической, то есть классической музыки?

— Да, мы избегаем эстрадной музыки, ведь для этого во Вроцлаве есть другие места.

Киев — четырехмиллионный город потенциальных слушателей, плюс туристы. Но у нас есть только Национальная филармония с залом на 600 мест. Надеюсь, в ближайшем будущем в столице тоже будет построен концертный зал или даже комплекс европейского образца уровня Вроцлава. И вас, учитывая бесценный опыт, обязательно пригласят на консультации.

— Спасибо, за возможность поделиться опытом. Я непременно помогу, при необходимости. Желаю всем украинцам процветания, веры в себя и любви к своей музыкальной культуре. Вам есть чем гордиться.

Напоминаем, что концерты в рамках международного проекта «Польско-украинские музыкальные диалоги» состоятся: 4 декабря — в Одессе и 11 декабря — во Львове.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать