Что нужно, чтобы появился один из лучших концертных залов Европы?
Об опыте Польши рассказал легендарный маэстро Анджей КосендякСейчас он знаменитый польский дирижер и один из самых активных музыкантов и организаторов музыкальной жизни современной Польши. В 2005-м Анджей Косендяк стал директором Вроцлавской филармонии, а также Международного фестиваля Wratislavia Cantans и изменил лицо обоих этих институтов, превратив их в Narodowe Forum Muzyki (NFM). Собственно, именно этот человек и руководил проектом строительства NFM — сегодня одного из лучших концертных залов Европы. Благодаря этому Вроцлав — является составной европейской музыкальной культуры, наряду с такими городами, как Вена, Мюнхен, Берлин и Париж.
В рамках международного проекта «Польско-украинские музыкальные диалоги» пан Анджей посетил Киев, чтобы продирижировать ораториальным концертом. Известный в Украине продюсер в области классической музыки, директор музыкальной редакции радио «Культура» — Александр Пириев, воспользовавшись возможностью, расспросил пана Анджея, как же удалось в современных реалиях построить и запустить такой мощный центр академической музыки.
«КОГДА РЕСУРСЫ ОГРАНИЧЕНЫ — ОЧЕНЬ ВАЖНО НАЙТИ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ, КОТОРЫЕ ИМЕЮТ «ПОВТОРЯЮЩИЙСЯ» УСПЕХ!
— Пан Анджей, как сложилось, что судьба из вас сделала не только музыканта, но и строителя? Одно дело — организовывать концерты, творческие события, фестивали, другая — строить масштабный концертный комплекс.
— По жизни я активный музыкант и дирижер, но всегда был и организатором музыкальной жизни. Я совмещаю активность, как музыкальную, так и организационную. История с залом была связана с выборами мэра Вроцлава в 2002 году. Тогда победу одержал Рафал Дуткевич. Как его советник от культуры я был задействован в формировании общей культурной программы. Вроцлав, который тогда насчитывал 650 тыс. жителей, имел концертный зал чуть больше чем 400 мест, и в этой избирательной программе мы написали, что одной из крупных культурных инициатив, которую мы бы реализовали, — это строительство нового большого концертного зала. После победы мэр Вроцлава пригласил меня, как человека, ответственного за культуру, и спросил: «А что же с этим залом, знаешь, как это сделать?» Я ответил, что не знаю. Говоря это, я сразу добавил «но могу узнать». Когда ресурсы ограничены — очень важно найти исполнителей, которые имеют «повторитяющийся» успех, то есть те, которые умеют что-то сделать и уже доказали, что им не раз это удавалось.
— Какой был бюджет на строительство этого зала?
— На тот момент этот вопрос не был ключевым. Главное понять, что нужно сделать, чтобы зал имел успех. И второй вопрос — какой зал нужден не где-нибудь вообще, а у нас, в нашем городе, для чего он должен служить? Тогда я имел возможность ездить по миру и смотреть на подобные залы. В строительстве нашего зала я рассматривал его в первую очередь как музыкант, поэтому понимал, что главным фактором должно быть акустика. Ясное дело, что в строительстве задействован и архитектор, и акустик, но когда была дилемма, кто чей голос главнее — для нас было очевидно, что акустик важнее.
— В Киеве недавно появилась инициатива создания нового концертного зала — Концерт-холл ROSHEN. На сегодняшний день единственным примером вновь новопостроенного и перфектного технически оборудованного академического зала в Украине — яляется только Филармония в Харькове. Это новый органный зал, построенный совместно с немецкими архитекторами с установленным там органом стоимостью более 1 млн евро — колоссальная для Украины сумма. Однако в Польше залы строят не единицами и польская общественность, чиновники, а не только поклонники музыки, — понимают силу искусства и необходимость его поддержки и распространения. Насколько, на примере мэра города Вроцлав, который считал, что нужно строить зал, это помогло объединиться разным ветвям власти и бизнесу?
— Вроцлаву везет м мэрами. Идеей мэра Рафала Дуткевич был развитие города Вроцлава через высокие технологии. То есть это все возникло из того, что мы хотели объединить технологический бизнес и людей, которые в этих высоких сферах имеют влиятельный голос, с ними считаются. Поэтому нужно было обеспечить соответствующее окружение. И одним из таких измерений является культура. Кроме того, город должен иметь широкое предложение для людей, которые приезжают со всего мира. Конечно, это также является необходимой составляющей для самих жителей Вроцлава.
— Каковы были ваши первые шаги в реализации — есть секрет успеха?
— Прежде чем сделать первые эскизы — мы начали «рисовать» сезон. То есть сначала мы задумались над тем — кто может хотеть выступить в таком зале и с какой программой? Поэтому, прежде чем пригласить архитектора, мы построили график на 365 дней в году, чтобы было известно, что будет и когда. Далее стало ясно, что резидентом этого зала станет симфонический оркестр, затем составляющие — место для репетиции, помещения для других форм концертов, а также основательная разработка программ ежегодных фестивалей. Одним словом, сначала мы выстроили логистику того, что нужно. В результате архитектор получил информацию, с каким функционалом этот музыкальный комплекс должен быть.
— То есть чтобы построить современный зал европейского образца, нужно сначала понять цель со всеми творческими задачами и общий план действий?
— Именно так! Добавлю, что календарь концертного сезона мы разрабатывали три года. То есть, только три года длился подготовительный период для того, чтобы получить ответ на вопрос, что мы хотим иметь в этом зале. И конечно же вопрос — деньги, потому что в начале работы нам не было известно, откуда и сколько. И в этот момент финализации архитекторами детальной разработки здания город решил еще и передать на баланс музыкального комплекса симфонический оркестр Вроцлавской филармонии. И нам пришлось поставить условие — весь бюджет оркестра также должно быть присоединен к бюджеу всего комплекса. Город согласился, но для нас это стало также дополнительным вызовом — внести существенные изменения в уже существующий общий архитектурный план всего здания, и уже на стадии его фактического завершения.
— Понимаю, что общая смета строительства комплекса была колоссальной. Какими силами в результате он был профинансирован?
— Сначала мы принимали во внимание два варианта. Один — вместе с фондами Европейского Союза, второй — из бизнеса. Когда в 2007 году в Европейском союзе открылось обеспечения соответствующих программ — мы уже были готовы со своим подробно подготовительным процессом, имели ответ на вопрос, что нужно. Одним словом, бюджет строительства этого прекрасного зала во Вроцлаве сложился в следующей пропорции: 70% — средства города Вроцлав, а 30% — средства грантов ЕС. Это было очень важный признак: хоть деньги поступили извне небольшие, но они стали весомым аспектом в реализации нашей инициативы: город легче смог найти большую часть своей доли. В общем, бюджет строительства NFM им. Витольда Лютославского составил 110 млн евро.
— Кого вы выбрали архитектором: поляка или иностранное архитектурное бюро?
— Был международный конкурс на архитектора, в рамках которого мы также наняли акустическую фирму. Поставили очень высокую планку, и получилось так, что две фирмы смогли ответить нашим требованиям: это фирма «Артек» и «Тойота». К конкурсу на архитектора мы ставили требования того годового графика, плана и тех действий, но также и акустику, которая должна была быть на первом месте. Это было очень непросто, потому что архитекторы — создатели и они были сильно ограничены в своей работе, но все побороли. На конкурс архитектора было подано 80 работ. Победу одержал Стефан Курилович — архитектор из Варшавы. Интересный факт — победители конкурса по акустике запроектировали наш Национальный Форум Музыки, а фирма, которая заняла второе место, в результате делала это в Катовице. Многим сегодня известен этот знаменитый зал.
— С чего сегодня состоит инфраструктура NFM?
— Комплекс составляют четыре зала. Самый большой из них имеет 1800 мест. Он многофункциональный с возможностью изменения акустики: на этой сцене играют оркестры, поют хоровые коллективы, проходят объединены ораториальные концерты, а также участвуют камерные ансамбли. Сегодня это крупнейшее в Польше музыкальное учреждение, не считая оперных театров. Мы имеем 5 крупных коллективов и несколько меньших ансамблей. Организуем 7 фестивалей, среди которых самый важный — это Wratislavia Сantans. Персонал NFM — 320 человек, а наш годовой бюджет — это 50 млн. злотых (около 12 млн евро. — А.П.), которые поступают из четырех источников: больше дает город, но на втором месте — собственные доходы, которые составляют 36%. Также нас дофинансирует министерство культуры и область. За прошедший 2019 год мы организовали около 3000 событий, а в течение этих последних 5 лет NFM посетило около 2 миллионов человек.
— Правильно понимаю, NFM — это концерты исключительного академической, то есть классической музыки?
— Да, мы избегаем эстрадной музыки, ведь для этого во Вроцлаве есть другие места.
— Киев — четырехмиллионный город потенциальных слушателей, плюс туристы. Но у нас есть только Национальная филармония с залом на 600 мест. Надеюсь, в ближайшем будущем в столице тоже будет построен концертный зал или даже комплекс европейского образца уровня Вроцлава. И вас, учитывая бесценный опыт, обязательно пригласят на консультации.
— Спасибо, за возможность поделиться опытом. Я непременно помогу, при необходимости. Желаю всем украинцам процветания, веры в себя и любви к своей музыкальной культуре. Вам есть чем гордиться.
Напоминаем, что концерты в рамках международного проекта «Польско-украинские музыкальные диалоги» состоятся: 4 декабря — в Одессе и 11 декабря — во Львове.
Выпуск газеты №:
№213, (2020)Section
Культура