Чем порадовал конкурс пианистов премии фирмы C. Bechstein
Шанс для студентов и стажеров убедиться в собственных силах, осознать уровень своей конкурентоспособности и реально оценить перспективу избранное творческого пути предоставляет Всеукраинский конкурс пианистов премии фирмы C. Bechstein, который в четвертый раз состоялся в Национальной музыкальной академии Украины. Успех этого творческого соревнования определился общностью образовательной стратегии НМАУ и философии компании C. Bechstein — авторитетных партнеров, которые видят свою роль в современном мире именно в поддержке и поощрении талантливой творческой молодежи и одновременно — в стимулировании академической музыкальной культуры. В этом году 13 студентам из четырех музыкальных вузов Украины судьба подарила счастливую возможность иметь возможность игры на знаменитом рояле фирмы C. Bechstein, которая была основана еще в 1853 году, а в настоящее время является признанным мировым брендом. История становления знаменитой компании неразрывно связана с такими титанами европейского музыкального искусства и пианизма, как Ференц Лист, Ганс фон Бюлов, Иоганнес Брамс, Рихард Вагнер, который признавался: «Когда я гостил у моего друга Листа в Веймаре, однажды я случайно наткнулся на инструмент, поразивший и очаровавший меня своим хрустальным звучанием до такой степени, что я попросил дорогого Ганса фон Бюлова позаботиться о том, чтобы такой инструмент сопровождал бы меня всегда, где бы я не планировал быть».
Нынешний турнир молодых пианистов было приурочен к 175-летнему юбилею Николая Лысенко — классика украинской музыки. Сейчас в аудиториях НМАУ есть более 30 роялей C. Bechstein.
Сложная программа конкурсантов предусматривала произведения разных стилей и эпох: от А. Скарлатти, И. С. Баха до Л. ван Бетховена, Ф. Шопена, Р. Шумана, С. Рахманинова, С. Прокофьева. И здесь рояль продемонстрировал во всей своей палитре действительно фантастический интонационно-тембровый потенциал, поскольку каждая эпоха формировала свой стиль звукообразования на фортепианной клавиатуре, и воспроизведение его на современной клавиатуре предусматривает определенный уровень мастерства и зрелости пианиста.
Уже в первом туре привлек к себе внимание Назар Аддати, который тонко воспроизвел философскую сдержанность полифонической ткани И. С. Баха (Фантазия и фуга ля-минор), очаровал арфоподобными переливами фортепианной фактуры Этюда Ф. Шопена (№ 1, ор. 25), наполнил звучание рояля особой бархатной напевностью и мелодичностью в Песне без слов Н. Лысенко, а при исполнении Сонаты № 3 С. Прокофьева заставил вспомнить о его музыке высказывание Г. Нейгауза: «В музыке Прокофьева чрезвычайно силен элемент определенной самодостаточной активности, «движения ради движения», «токкатности». Аудитория слушателей сразу оценила зрелое выступление молодого пианиста, хотя он был отмечен только как лучший исполнитель пьесы Николая Лысенко. Аналогичный приз получил и студент НМАУ Валентин Кисиленко. В итогах конкурса во второй тур попали Ирина Доценко, Денис Пискунов, Екатерина Хомякова (все из Киева), Ярослав Мишко (Львов), Игорь Чичканов (Харьков). Здесь не всем конкурсантам удалось справиться с волнением, тем более что по условиям второго тура исполнение Концерта для фортепиано с оркестром требовало мобилизации всех физических сил исполнителей, умения слушать оркестр, достигать синхронности звучания с оркестром, чувствовать энергетику дирижера. У некоторых конкурсантов добротно выученный нотный текст не всегда производил впечатление на слушателей из-за отсутствия искреннего эмоционального переживания. У других — «неукротимый» взрывной темперамент и стремление продемонстрировать эффектную аккордовую технику препятствовали созданию целостной композиции концерта, которая на глазах распадалась на ряд фрагментов, не объединенных мыслью исполнителя. Так случилось, что трое исполнителей выбрали для своего выступления Концерт М. Равеля, и это стало для присутствующих определенным испытанием на «прочность». Тем сложнее была миссия жюри — выбрать достойных победителей, которыми и определились участники Гала-концерта.
Лауреатами конкурса стали Екатерина Хомякова (1 премия), Игорь Чичканов (2 премия) и Ярослав Мишко, который разделил с Ириной Доценко третье место. Диплом получил Денис Пискунов (Киев).
Гала-концерту предшествовала торжественная церемония награждения победителей, в которой приняли участие ректор НМАУ Владимир Рожок, мэр г. Глухова, потомок семьи известных меценатов Терещенко, с которой тесно связана история основания Киевской консерватории, Мишель Терещенко, а также Председатель Правления фортепианной фабрики C . Bechstein Стефан Фреймут и Генеральный директор фортепианной фабрики C. Bechstein Карл Шульце. Из рук Мишеля Терещенко именные стипендии получили самый молодой студент, самый молодой аспирант и самый молодой педагог НМАУ.
Финальные выступления лауреатов турнира сопровождали бурные овации коллег, студенческого сообщества. Лишенные конкурсного напряжения и сценической «скованности» во время соревнования, в это время молодые лауреаты щедро делились с залом своими эмоциями: зрело и академически взвешенно прозвучал Концерт для фортепиано с оркестром Бетховена в исполнении Екатерины Хомяковой. Романтически-взволнованным рассказом прозвучала Баллада соль-минор Ф. Шопена в исполнении Дениса Пискунова. Виртуозная Этюд-картина С. Рахманинова в интерпретации Ирины Доценко захватила слушателей совершенной техникой. Мощный арсенал аккордовых пассажей продемонстрировал и Ярослав Мишко во время исполнения Этюда Ф. Листа «Дикая охота». С особым вдохновением играл Студенческий симфонический оркестр под руководством Игоря Палкина. Возвышенная атмосфера праздника, которая царила в Большом зале музыкальной академии, завершилась настоящим извержением эмоций у публики, которая не отпускала лауреатов в течение нескольких минут.
Section
Культура