Александр МИЛОВЗОРОВ: «Место встречи изменить нельзя — Андреевский, 36...»

6 декабря киевская «Галерея 36» отмечает свое совершеннолетие

Отлично помню, как  впервые попала в «Галерею 36», что на Андреевском спуске под этим же номером. Случилось это давно, лет  15 — 16 тому назад, на ее день рождения. «Был белый мохнатый декабрь. Он стремительно подходил к половине. Уже отсвет Рождества  чувствовался на снежных улицах...»  —  при воспоминании о том дне тотчас всплывают  строки знаменитого обитателя этой  волшебной  улицы Михаила Булгакова. Именно таким запечатлелось мне первое знакомство с «Галереей...»  Потом я часто бывала там — на открытиях вернисажей, праздничных и печальных датах, иногда, когда кошки на душе скребли,  ноги заносили на Андреевский, 36 просто так...  Менялись  художники, что выставлялись в галерее,  порой  пропадали  неведомо куда   завсегдатаи гостеприимного «подвальчика» — кто-то  по собственной инициативе, кого-то отлучали от дома... Бывало и такое. Неизменными оставались хозяева: основатель «Галереи 36» заслуженный художник Украины Александр Миловзоров и искусствоведы —  муза галереи,  ее директор  Светлана Чернобородова и «ответственный за все», как он сам  шутит,  Сергей Тернавский.   Без них нереально представить себе  это живописное пристанище, где равноправно уживаются  произведения современных художников и кичевые открытки, компьютер и коллекция пишущих машинок разных времен, старые фотоаппараты,  советский  хрусталь,  антикварные чашки с отбитыми ручками и  множество другого привлекательного  хлама.  Там всегда горит тусклая лампочка под самодельным абажуром (моя вожделенная  мечта!) и  гостя ждет чашечка  отменного  кофе...   Эта троица   знает о «Галерее...»  все: хранит ее тайны, культивирует традиции, одна из которых — ежегодная неформальная встреча друзей 6 декабря, в день рожденья галереи.

Накануне праздника  художественный руководитель «Галереи 36»  Александр Миловзоров  — Саша, Петрович, как чаще называют его друзья —  ответил на вопросы «Дня».

— Саша, сегодня в Киеве огромное количество больших и малых художественных галерей. Одни открываются, другие закрываются  ежегодно — сложно даже уследить за «броуновским движением», что бурлит в вашем сообществе.  «Галерея 36» — одна из ветеранов, пережившая и славословие, и тернии. Помнишь ли ты первую выставку, с которой началась  ее история?

— Конечно. Случилась она  6 декабря 1995 года. Именно поэтому  день рождения галереи мы отмечаем этим декабрьским днем. Открывались вернисажем  графика Анатолия Пономаренко (к сожалению, его уже нет в живых).  Хорошо помню и вторую экспозицию, хотя прошло уже 18 лет. Она называлась «Мини-арт». Условием для художников было предоставление работ, размером  не более 15 на 15 сантиметров. И мы вывесили в нашем небольшом помещении, моей бывшей мастерской,  около 350 работ!  Их увидели, нас признали — так началась биография «Галереи 36».

Будто вчера было, а прошло 18 лет... По человеческим меркам, ребенок  стал совершеннолетним.  В этом возрасте хочется экспериментировать — я даже подумывал название сменить. Галерея «Саша», например. Или «У деда». Можно  «Петрович»...

—  «Петрович» будет ассоциироваться с известным рестораном. Да и не поймут вас: название  «Галерея 36» за  эти годы стало брендом.

— Мне все говорят об этом. А так хочется что-нибудь поменять! (Заразительно хохочет)

— Кто из популярных  сегодня художников выставлялся за это время в галерее?

— Легче перечислить, кто не выставлялся!  Володя Радько, Коля Журавель, Андрей Блудов, Юрий Савченко, который сейчас больше живет в Америке, львовянин Сережа Савченко, Игорь Прокофьев, Ирина Тернавская, Борис Эгиазарян,  Людмила Бруевич, Миша Щиголь, бросивший якорь в Чехии.  И многие другие... Все они сегодня успешны, известны и профессионалам, и коллекционерам.

— И, прости, мне кажется, некоторые из них  несколько подзабыли «Галерею 36». Из тех людей, что  ты перечислил, я мало кого видела даже на недавнем открытии персональной выставки Александра Миловзорова в Киевском национальном музее российского искусства, которая была посвящена 75-летию со дня его рождения... Не обидно?

—  Нисколько! Ни в коем случае! Многие из этих художников в настоящее время весьма востребованы, работают за рубежом, в Киеве бывают наездом.  И слава Богу! Могу лишь пожелать им успеха. Это жизнь, которую нужно принимать такой, какая она есть. Я только рад, что  «Галерея 36»  в свое время открыла новые имена или помогла  утвердиться в профессии.  

— Думаю, ни для кого не секрет, что время перемен, в которое  мы  живем, не самое благоприятное для галерейного бизнеса. Ты —  действующий художник. Кроме упомянутой выставки «Шляхи»,  в  Музее российского  искусства,   только за последний месяц  открылась еще одна  (потрясающая, на мой взгляд, разнообразная, ностальгическая)  экспозиция «Мои 70-е...» в вашей родной галерее. Что заставляет тратить время, деньги, нервы  еще и на административную работу — содержание «Галереи 36»?

— Действительно,  галерея приносит немало хлопот. У нас ведь  нет инвесторов, меценатов,  как у некоторых коллег. Но представить себе, что в моей жизни  не будет «Галереи 36» я просто не могу. Это уже не бизнес, а клуб по интересам (смеется), куда приходят приятные  нам люди, с которыми можно поговорить об искусстве, обсудить обстановку в стране, выпить рюмку горилки, в конце концов!

— И кто же входит в этот  «ближний» круг?

— Список не очень большой, но не меняется годами. Это архитектор и искусствовед  Юлик Лифшиц, писатель Андрей Курков, академик профессор  анестезиолог Валентин Суслов, бизнесмен Витя Приходько,    художник  Володя Радько (он с нами  с первых дней жизни галереи),  ученые-биологи  Зоя и Саша Протасовы (у них, кстати, за эти годы подросла дочка, которая стала художницей),  режиссер Алексей Кужельный  и еще несколько человек...

— Кстати, о писателе  Андрее Куркове. «Галерея 36» и ее обитатели  ведь  даже стали героями двух его романов — «Не надо бояться темноты» и «Последняя любовь президента». Признаюсь, хотела закончить интервью цитатой из них, но в электронном виде  в Интернете  этих книг   нет. А в магазине и на Петровке  выбор произведений Куркова — огромный,  правда... опять же без необходимых  мне  романов!  По-моему, вы приносите удачу автору.

—  Замечательная  мысль. Нужно подсказать Андрею, чтобы он сделал «Галерею  36» своим талисманом. И ему хорошо, и нам приятно...

— К сожалению, не могу сегодня  закончить наш разговор на этой позитивной ноте. Вновь процитирую писателя на все времена Михаила Булгакова: «Велик был год и страшен год по рождестве Христовом.., от начала же революции второй...»  Благодаря социальным сетям, я вижу, насколько активно  принимают участие в Евромайдане  известные киевские художники — Борис Эгиазарян, Темо Свирели и другие. Нет опасения, что частный  праздник «Галереи 36» просто не впишется в их планы — ведь на кону  будущее независимой Украины?

— Жизнь продолжается, и она многогранна. Лично у меня не столь однозначная позиция по отношению к протестному движению, как у многих моих коллег. Но это предмет для отдельной дискуссии, которая, убежден, и произойдет на дне рождения галереи.  Наши друзья   найдут хотя бы час, чтобы заглянуть  6 декабря  в «Галерею 36» — хотя бы перекусить,  передохнуть от многочасового митинга на Майдане. Мы ведь для того и собираемся, чтобы общаться, спорить, доказывать свою позицию. Предчувствую, что вечер будет нескучным!