Александр МИЛОВЗОРОВ: «Место встречи изменить нельзя — Андреевский, 36...»
6 декабря киевская «Галерея 36» отмечает свое совершеннолетиеОтлично помню, как впервые попала в «Галерею 36», что на Андреевском спуске под этим же номером. Случилось это давно, лет 15 — 16 тому назад, на ее день рождения. «Был белый мохнатый декабрь. Он стремительно подходил к половине. Уже отсвет Рождества чувствовался на снежных улицах...» — при воспоминании о том дне тотчас всплывают строки знаменитого обитателя этой волшебной улицы Михаила Булгакова. Именно таким запечатлелось мне первое знакомство с «Галереей...» Потом я часто бывала там — на открытиях вернисажей, праздничных и печальных датах, иногда, когда кошки на душе скребли, ноги заносили на Андреевский, 36 просто так... Менялись художники, что выставлялись в галерее, порой пропадали неведомо куда завсегдатаи гостеприимного «подвальчика» — кто-то по собственной инициативе, кого-то отлучали от дома... Бывало и такое. Неизменными оставались хозяева: основатель «Галереи 36» заслуженный художник Украины Александр Миловзоров и искусствоведы — муза галереи, ее директор Светлана Чернобородова и «ответственный за все», как он сам шутит, Сергей Тернавский. Без них нереально представить себе это живописное пристанище, где равноправно уживаются произведения современных художников и кичевые открытки, компьютер и коллекция пишущих машинок разных времен, старые фотоаппараты, советский хрусталь, антикварные чашки с отбитыми ручками и множество другого привлекательного хлама. Там всегда горит тусклая лампочка под самодельным абажуром (моя вожделенная мечта!) и гостя ждет чашечка отменного кофе... Эта троица знает о «Галерее...» все: хранит ее тайны, культивирует традиции, одна из которых — ежегодная неформальная встреча друзей 6 декабря, в день рожденья галереи.
Накануне праздника художественный руководитель «Галереи 36» Александр Миловзоров — Саша, Петрович, как чаще называют его друзья — ответил на вопросы «Дня».
— Саша, сегодня в Киеве огромное количество больших и малых художественных галерей. Одни открываются, другие закрываются ежегодно — сложно даже уследить за «броуновским движением», что бурлит в вашем сообществе. «Галерея 36» — одна из ветеранов, пережившая и славословие, и тернии. Помнишь ли ты первую выставку, с которой началась ее история?
— Конечно. Случилась она 6 декабря 1995 года. Именно поэтому день рождения галереи мы отмечаем этим декабрьским днем. Открывались вернисажем графика Анатолия Пономаренко (к сожалению, его уже нет в живых). Хорошо помню и вторую экспозицию, хотя прошло уже 18 лет. Она называлась «Мини-арт». Условием для художников было предоставление работ, размером не более 15 на 15 сантиметров. И мы вывесили в нашем небольшом помещении, моей бывшей мастерской, около 350 работ! Их увидели, нас признали — так началась биография «Галереи 36».
Будто вчера было, а прошло 18 лет... По человеческим меркам, ребенок стал совершеннолетним. В этом возрасте хочется экспериментировать — я даже подумывал название сменить. Галерея «Саша», например. Или «У деда». Можно «Петрович»...
— «Петрович» будет ассоциироваться с известным рестораном. Да и не поймут вас: название «Галерея 36» за эти годы стало брендом.
— Мне все говорят об этом. А так хочется что-нибудь поменять! (Заразительно хохочет)
— Кто из популярных сегодня художников выставлялся за это время в галерее?
— Легче перечислить, кто не выставлялся! Володя Радько, Коля Журавель, Андрей Блудов, Юрий Савченко, который сейчас больше живет в Америке, львовянин Сережа Савченко, Игорь Прокофьев, Ирина Тернавская, Борис Эгиазарян, Людмила Бруевич, Миша Щиголь, бросивший якорь в Чехии. И многие другие... Все они сегодня успешны, известны и профессионалам, и коллекционерам.
— И, прости, мне кажется, некоторые из них несколько подзабыли «Галерею 36». Из тех людей, что ты перечислил, я мало кого видела даже на недавнем открытии персональной выставки Александра Миловзорова в Киевском национальном музее российского искусства, которая была посвящена 75-летию со дня его рождения... Не обидно?
— Нисколько! Ни в коем случае! Многие из этих художников в настоящее время весьма востребованы, работают за рубежом, в Киеве бывают наездом. И слава Богу! Могу лишь пожелать им успеха. Это жизнь, которую нужно принимать такой, какая она есть. Я только рад, что «Галерея 36» в свое время открыла новые имена или помогла утвердиться в профессии.
— Думаю, ни для кого не секрет, что время перемен, в которое мы живем, не самое благоприятное для галерейного бизнеса. Ты — действующий художник. Кроме упомянутой выставки «Шляхи», в Музее российского искусства, только за последний месяц открылась еще одна (потрясающая, на мой взгляд, разнообразная, ностальгическая) экспозиция «Мои 70-е...» в вашей родной галерее. Что заставляет тратить время, деньги, нервы еще и на административную работу — содержание «Галереи 36»?
— Действительно, галерея приносит немало хлопот. У нас ведь нет инвесторов, меценатов, как у некоторых коллег. Но представить себе, что в моей жизни не будет «Галереи 36» я просто не могу. Это уже не бизнес, а клуб по интересам (смеется), куда приходят приятные нам люди, с которыми можно поговорить об искусстве, обсудить обстановку в стране, выпить рюмку горилки, в конце концов!
— И кто же входит в этот «ближний» круг?
— Список не очень большой, но не меняется годами. Это архитектор и искусствовед Юлик Лифшиц, писатель Андрей Курков, академик профессор анестезиолог Валентин Суслов, бизнесмен Витя Приходько, художник Володя Радько (он с нами с первых дней жизни галереи), ученые-биологи Зоя и Саша Протасовы (у них, кстати, за эти годы подросла дочка, которая стала художницей), режиссер Алексей Кужельный и еще несколько человек...
— Кстати, о писателе Андрее Куркове. «Галерея 36» и ее обитатели ведь даже стали героями двух его романов — «Не надо бояться темноты» и «Последняя любовь президента». Признаюсь, хотела закончить интервью цитатой из них, но в электронном виде в Интернете этих книг нет. А в магазине и на Петровке выбор произведений Куркова — огромный, правда... опять же без необходимых мне романов! По-моему, вы приносите удачу автору.
— Замечательная мысль. Нужно подсказать Андрею, чтобы он сделал «Галерею 36» своим талисманом. И ему хорошо, и нам приятно...
— К сожалению, не могу сегодня закончить наш разговор на этой позитивной ноте. Вновь процитирую писателя на все времена Михаила Булгакова: «Велик был год и страшен год по рождестве Христовом.., от начала же революции второй...» Благодаря социальным сетям, я вижу, насколько активно принимают участие в Евромайдане известные киевские художники — Борис Эгиазарян, Темо Свирели и другие. Нет опасения, что частный праздник «Галереи 36» просто не впишется в их планы — ведь на кону будущее независимой Украины?
— Жизнь продолжается, и она многогранна. Лично у меня не столь однозначная позиция по отношению к протестному движению, как у многих моих коллег. Но это предмет для отдельной дискуссии, которая, убежден, и произойдет на дне рождения галереи. Наши друзья найдут хотя бы час, чтобы заглянуть 6 декабря в «Галерею 36» — хотя бы перекусить, передохнуть от многочасового митинга на Майдане. Мы ведь для того и собираемся, чтобы общаться, спорить, доказывать свою позицию. Предчувствую, что вечер будет нескучным!
Выпуск газеты №:
№224, (2013)Section
Культура